Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3. Природа и состав функций менеджмента




Содержание функций управления. Процесс и функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, маркетинг, оперативное руководство.

Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы.

Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления:

- функций маркетинга – для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития);

- функций планирования – для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);

- функций организации – для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;

- функций оперативного руководства – для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия и при необходимости упреждать расхождение между планируемым и фактически происходящими событиями;

- функций контроля – для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);

- функций мотивации – для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.

Элементы системы организации (инновации, снабжение, производство, сбыт, инфраструктура, кадры, финансы) и функции менеджмента взаимосвязаны между собой (таблица 3).


Таблица 3 – Взаимосвязь элементов и функций организации

Элемент организации Инновации (НИОКР) Материально-техническое снабжение Производство Сбыт Инфраструктура Кадры Финансы
Функция организации
               
Маркетинг Исследование тенденций и перспектив научных исследований в области деятельности организации Исследование рынка потенциальных контрагентов по поставкам ресурсов и комплектующих для производства Анализ текущих и перспективных возможностей производства Анализ потребностей рынка и конкретных покупателей, формирование спроса на предлагаемую продукцию Анализ и диагностика текущего состояния, прогноз потребностей организации в обеспечении объектами и мощностями инфраструктуры Изучение спроса и предложения кадров на рынке. Анализ внутренних потребностей в кадрах. Исследование перспективных путей планирования, организации, контроля и стимулирования труда Исследование перспективных направлений вложения финансовых ресурсов
Планирование Планирование научно-технической деятельности Планирование поставок ресурсов Формирование ассортиментной политики организации и планирование объявления и расширения ассортимента продукции Планирование поставок продукции Планирование текущего и перспективного обеспечения производства и жизнедеятель-ности организации Формирование кадровой политики Планирование набора, подготовки, повышения квалификации персонала Планирование контроля эффективности деятельности персонала Стратегическое планирование эффективного пользования финансовых ресурсов Оперативное планирование финансового обеспечения развития организации Бюджетирование

 

Продолжение таблицы 3

               
Организация Организации НИОКР (поисковых, научно-исследователь-ских и опытно-конструкторских работ, формирование технических заданий для контрагентов) Организация поставок материальных ресурсов (в том числе на конкурсной основе) Организация производственной деятельности в тесном контакте с поставщиками и заказчиками Формирование и реализация деятельности системы качества предприятия Организация взаимодействия с заказчиками с целью выяснения текущего отношения к выполняемым работам и аргументации имеющихся объективных проблем Обеспечения производства и жизнедеятельности организации Организация подбора и расстановки персонала Формирование групп с учетом квалификации, преемственности и психологической совместимости определение функций подразделений Организация финансового обеспечения деятельности предприятия, включая оплату труда, приобретаемых материальных ресурсов и услуг и формирование резервных фондов
Оперативное руководство Оперативно) руководство исследованиями и разработками, корректировка технических заданий Осуществление постоянных коммуникацион-ных связей с поставщиками ресурсов, своевременная выдача технических заданий контрагентам и заключение с ними договоров Оперативное руководство использованием имеющихся производственных мощностей Решение оперативных вопросов сопровождения и внедрения продукции предприятия в организациях заказчика. Оперативное взаимодействие с заказчиками Оперативное управление: службами главных специалистов, срочными ремонтными работами. Оперативное взаимодействие с внешними контролирую-щими и ресурсными организациями Оперативное перераспределение трудовых ресурсов. Разрешение конфликтных ситуаций Оперативный поиск и пepepacпpeделение финансовых ресурсов при возникновении непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств

 

 

Продолжение таблицы 3

               
Контроль Контроль сроков и качества выполнения НИОКР организации Контроль выполнения поставщиками договорных обязательств (по срокам и качеству выполнения работ) Контроль качества продукции по элементам системы качества). Контроль конкуренто-способности выпускаемой продукции Сопровождение и контроль процесса реализации и эксплуатации продукции Мониторинг текущего функциониро-вания инфраструктуры предприятия Аттестация персонала Контроль причин увольнения сотрудников с работы Контроль динамики роста сотрудников Контроль достаточности и рационального использования финансовых ресурсов предприятия
Мотивация Стимулирование сотрудников к участию в НИОКР на конкурсной основе Стимулирование поставщиков к сотрудничеству Стимулирование сотрудников к вcecтopoннему повышению эффективности производства Стимулирование сотрудников к своевременному осуществлению поставок продукции Стимулирование сотрудников к снижению суммарных затрат на обеспечение жизнедеятель-ности и производства предприятия Развитие поощрительных системы оплаты труда и социально-психологических аспектов управления Стимулирование сотрудников к повышению эффективности использования финансовых ресурсов

 

 


Практическое задание к теме:

Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их в правильные. Ответы подкрепите примерами.

1. Мотивация в узком смысле представляет собой размер зарплаты.

2. Функцию планирования сложно осуществлять в условиях рыночной экономики.

3. Контроль – основная функция управления.

4. За стадией контроля вновь наступает стадия планирования.

5. Общеизвестные теории мотивации невозможно применять на практике, так как внимание руководства приковано к производству, а не к работникам.

6. Выделяют стадию предварительного, текущего и заключительного контроля, которые одинаково важны.

7. Чем выше должность, которую занимает работник в организации, тем выше расположена его потребность в пирамиде А. Маслоу.

8. Потребности работника определяют его поведение на работе.

9. Долгосрочное планирование является синонимом стратегического.

10. Эффективность мотивации зависит от финансовой стабильности предприятия.

11. Контроль устанавливает возможные отклонения от предусмотренных величин и норм для своевременного устранения этих отклонений.

12. Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль – одинаково важны для успеха предприятия.

13. Лишним контроль не бывает.

14. Мотивация может быть внутренняя и внешняя.

15. Теория справедливости противоречит теорий потребностей.

16. На стадии планирования происходит разработка бизнес-плана.

17. Мотивация представляет собой процесс побуждения работников к достижению целей предприятия.

18. Работник одновременно может испытывать все пять групп потребностей, выделенных А. Маслоу.

19. Теории мотивации только объясняют, как человек делает свой выбор в той или иной ситуации.

20. Работники приспосабливаются к применяемой системе контроля, поэтому ее следует постоянно совершенствовать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.