Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательная программа как форма освоения инновационной деятельности и становления проектных компетенций




Строение образовательной программы принципиально отличается от структуры учебной программы. Содержание образовательной программы разворачивается через модули или «образовательные маршруты» (В.И. Слободчиков). В качестве модуля мы рассматриваем единицу организации совместной деятельности, обеспечивающую становление определенного уровня компетентности в процессе решения конкретной образовательной задачи. Образовательная программа, развернутая через модули, в этом смысле, провоцирует участников на собственное субъектное движение внутри тех или иных средовых условий по своей собствен­ной траектории (А. М. Лобок).

Учебная программа всегда строго регламентирована, от нее нельзя отступить, отставать, опережать. По мнению И.С. Якиманской, учебная программа всегда «обезличена», так как задает жесткую логику прохождения материала и воспроизводит движение не индивидуальной мысли ребенка, а всеобщей научной мысли. Учебная программа — это средство реализации учебного, а не образовательного действия. Учебное действие, как показывает Г.Н. Прозументова, не принадлежит самому исполнителю, так как его границы, содержание, последовательность задаются «сверху»: для педагога оно задано в виде учебной программы, для ребенка в виде норм, образцов. Если учебная программа строится на организации информации, подлежащей усвоению в виде предметных «зунов», то образовательная программа призвана выделить конкретные виды деятельности, которым будут учить детей и «задать» их в качестве содержания образования. Следовательно, разработка и реализация образовательной программы означает выход на новое, деятельностное содержание образования. Образовательное действие в отличие от учебного является субъектным действием: его невозможно навязать «сверху», «его содержание, последовательность, процессуальность определяется самим субъектом изнутри» (Прозументова Г. Н.), поэтому образовательные программы негде взять в готовом виде, их можно только разработать на основе выделенных образовательных единиц. В нашем случае, в качестве такой единицы выступает инновационная деятельность, развернутая через содержание проекто-исследовательской деятельности.

В исследованиях А. М. Лобока показано (через различие «закрытых» - учебных и «открытых» - образовательных программ), что учебная программа не знает деятельностного развития, то есть развития в процессе самой образовательной деятельности. Деятельность по совершенствованию учебной программы и деятельность по ее осуществлению оказываются принципиально раз­деленными. Программа изменяется и совершенствуется не в процессе самой образовательной деятельности, а в процессе додеятелъностного моделирования некоего априорно полагаемого содержания. Для нашей концепции важно, что оказываются принципиально разделены деятельность по составлению и реализации учебных программ, которая сводится к деятельности трансляции и усвоения. Относительно данного разделения, в образовательных программах принципиально меняется представление о стандарте, результате, он перестает быть связанным с усвоением некоего заранее намеченного объема ЗУНов. Стандартизации подвергнута способность быть субъектом образовательного процесса, способность к перепрограммированию своей образовательной деятель­ности, мерой образованности человека, способность личности к перепрограммированию, проектированию соб­ственной образовательной деятельности в меняющихся образователь­ных условиях. Следовательно, развитие субъектности участников образовательной программы, становится особым результатом ее разработки и реализации, показателем освоения инновационной деятельности

Когда мы говорим об образовательной программе, которая готовит к инновационной деятельности, то исходим из того, что она не следует некоторому раз и навсегда заданному образцу, а сама себя постоянно перепрог­раммирует в условиях реально осуществляемой деятельности. Участ­ники программы не исполняют чью-то программную волю, а становятся субъектами программирования и перепрограмми­рования собственной образовательной деятельности. Поэтому особое значение приобретает процесс управления разработкой и реализацией образовательной программы.

 

Этапы и результаты управления разработкой и реализацией образовательной программы подготовки студентов к инновационной деятельности в образовании.

Современные исследователи, занимающиеся вопросами организации инновационной деятельности в образовательной практике, все больше уделяют внимание процессу управления и реализации образовательных программ. Например, на основании анализа деятельности федеральных экспериментальных площа­док по созданию программ инновационной образовательной деятель­ности А. М. Лобоком были определены следующие механизмы разработки и совершенствования образовательных программ.

Проблематизация собственной деятельности — проект невозмо­жен, если в его основании не лежит содержательная проблема­тизация реальной образовательной деятельности авторов проекта.

Проектная инициатива, наличие которой является принципи­ально важным, так как в основании проекта лежит собственная инициатива авторов, то есть авторы образовательной програм­мы работают не в рамках внешнего заказа.

Развивающая экспертиза инициативы — чем серьезнее и глубже инициатива, тем в большей степени она испытывает потреб­ность в особого рода развивающей экспертизе, во встрече с экспертно-теоретическим сообществом, в диалоге с которым происходит понимание и продвижение проекта.

Мониторинг новых образовательных эффектов, как потребность отследить и понять те новые эффекты, которые непредсказуемо появляются в процессе осуществления проектной деятельности;

Рефлексия и теоретическое осмысление результатов, возникаю­щих в результате реализации проекта.

В концепции управления разработкой и реализацией образовательной программы по подготовке студентов к инновационной деятельности мы ориентируемся на то, что оно должно быть организовано в соответствии с этапами освоения студентами содержания инновационной деятельности и проектной компетентности.

Организация инновационной деятельности по разработке образовательной программы должна быть развернута таким образом, чтобы происходило становление проектирования и исследования как содержания инновационной деятельности. Следовательно, этапы разработки образовательной программы, необходимо разворачивать сообразно этапам становления проектной и исследовательской компетентности как образовательной инновации: от приобретения опыта до становления культуры проектирования и исследования субъекта инновационной образовательной деятельности. В этом случае, формы организации инновационной деятельности по разработке содержания и организации программы должны обеспечивать приобретение опыта проектирования и организацию разных способов его рефлексии, исследования участниками инновационного образования. В качестве особого этапа в управлении мы выделяем организацию исследовательского сопровождения образовательной программы, обеспеченного процедурами гуманитарного исследования, направленного на доработку, модификацию содержания программы.

На первом этапе необходима организация условий для развития эмоциональной сопричастности идее, целям иной, инновационной школы и предоставления возможности приобретения опыта, пробных действий в этом направлении. Компетенции студентов ограничиваются выделением актуальной проблематики инновационной деятельности, актуальности, необходимости ее включения в образовательный процесс школы и описанием ожидаемых результатов.

Это обеспечит переход ко второму этапу подготовки к инновационной деятельности - организации проектно-исследовательской деятельности студентов.

На данном этапе нужно ориентироваться на то, что, проектная деятельность в образовании не может внедряться на уровне технологии, разработанной кем-то извне, использоваться, и только воспроизводиться другими. Проектирование - это деятельность. Поэтому и его технология, и его идеология разворачиваются в процессе образования проектной деятельности. Проектную деятельность человек разворачивает поэтапно, понимая ее смыслы, прорабатывая проблемы, овладевая проектированием как идеологией и технологией собственной деятельности. Именно поэтому второй этап обучения инновационной деятельности посвящен вовлечению студентов в проектно-исследовательскую деятельность, в разработку проектов образовательной деятельности и пониманию того, как образуется проектное содержание инновационной деятельности, и как образовательная деятельность становится предметом проектирования педагога и ребенка.

В этой связи, базовым условием, обеспечивающим этот этап, является организация проектно-исследовательской работы студентов, вовлечение их в обоснование и разворачивание собственных проектных замыслов, инициатив. Поэтому на втором этапе разработки образовательной программы основными являются следующие формы инновационной деятельности.

Семинар – погружение, на котором восстанавливаются ценностно-смысловые рамки проектирования, происходит актуализация интересов, проблем студентов, обусловленных инновационной деятельностью, проявляются их цели, смыслы.

Семинар – проблематизация, на котором обосновываются проблемы инновационной деятельности образовательной деятельности и позиции.

Педагогическая мастерская, где представляются способы и приемы организации инновационной деятельности, организуется вовлечение студентов в построение инновационного действия.

Проектный семинар, в котором педагог непосредственно в совместной деятельности пробует разрабатывать замыслы организации инновационной деятельности.

Методологический семинар, на котором рассматриваются подходы к построению инновационной деятельности; основания технологии проектирования и управления разработкой проектов.

Семинар - рефлексия, когда студент включается в рефлексию инновационной деятельности: работает с ее содержанием, этапами, результатами.

В процессе реализации выше обозначенных форм работы со студентами необходимо ориентироваться на следующие образовательные результаты.

На втором этапе студенты выстраивают собственные исследовательские проекты:

- оформляют личностный замысел изменений в образовательной деятельности;

- обосновывают проблемы, возникающие в образовательной деятельности и задачи, способы их решения;

- выявляют критерии анализа своей исследовательской деятельности;

- проектируют формы представления результат.


Список необходимой литературы.

1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

2. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: Учебник. – Томск: Томский государственный университет, 2003. – 118 с

3. Огурцов А. П. Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. – СПб.: РХГИ, 2004. 520 с

4. Открытое образование: подходы к созданию индивидуальной образовательной программы в условиях школы/ Сетевое открытое образование. - М.: Эврика, 2003. – 112с. (с. 11-25) - Библиотека культурно-образовательных инициатив.

5. Малкова И. Ю. Ценностные основания проектирования содержания образования/ Вестник Томского государственного университета, Серия «Психология». №286, 2005. С. 162 -164

 

Раздел 5. Методология образовательного проектирования.

Образовательная задача – исследование особенностей образовательного проектирования..

Образовательный результат – освоение культуры образовательного проектирования.

Содержание образовательной деятельности.

  • Исследование проектирования как особого типа деятельности. Определение отличий исследования и проектирования.
  • Анализ социального и технического проектирования (конструирования). Проявление основных признаков отличия.
  • Обоснование предмета и результатов образовательного проектирования в инновационном образовании.

 

Учебные задания и методические материалы к модулю 5 «Методология образовательного проектирования».

  1. На основании предложенной литературы и опыта исследовательской и проектной деятельности и заполните таблицу.
Исследование Признаки отличия Проектирование
  Цели  
  Предмет  
  Результаты  

 

  1. Проанализируйте предложенную литературу и определите основные признаки отличия социального и технического проектирования относительно критерия «Вовлеченность участников проектирования в постановку целей и задач проекта».
  2. Опишите признаки образовательного проектирования в организации нашего курса.

Методический материал - программа курса «Проектирование образовательного профиля».

Литература.

1. В. И. Курбатов, О. В. Курбатова Социальное проектирование: учебное пособие. – Ростов на Дону, 2001. – 416с.

2. В.А. Луков Социальное проектирование: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд.-во Моск. Гуманит. – социальн. Академии: Флинта, 2003. – 240 с.

 

3. П.И.Балабанов Методологические проблемы проектировочной деятельности. – Новосибирск: Наука СО, 1990.

4. Ю. В. Громыко Проектирование и программирование развития образования. Москва, 1996.

5. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-е изд.,доп. – М.: Мир, 1986. –

6. В.Ф. Сидоренко Генезис проектной культуры// Вопросы философии, 1984. – № 10.

7. П. Хилл Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. – Москва, 1973.

8. А.Г. Раппапорт Границы проектирования// Вопросы методологии, 1991. - № 1.

Перечень вопросов для обсуждения.

1. Различие и соотношение проектной и исследовательской деятельности.

2. Основные характеристики проектной деятельности.

3. Подходы к содержанию проектирования: технологический и гуманитарный.

  1. Назначение проектирования в инновационном образовании.

5. Функции проектирования в инновационной деятельности.

6. Технология разработки проектов: общая характеристика.

7. Аналитическая фаза разработки проектов: цель, задачи, роль в технологии.

8. Фаза планирования: цель, задачи, роль в технологии.

9. Методика организации анализа заинтересованных сторон: цель, задачи, средства, результаты.

10. Состав заинтересованных сторон: основания отбора и специфика оформления списка.

11. Анализ проблем: методика организации и оформление результатов.

12. Особенности постановки проблемы в проектировании.

13. Методика организации анализа целей: цель, задачи, средства, результаты.

14. Специфика главной цели проекта.

15. Логико-структурная матрица: общая характеристика.

16. Горизонтальная логика: обоснование взаимосвязи на примере.

17. Вертикальная логика: обоснование взаимосвязи на примере.

18. Особенности проектных рисков и способ работы с ними в логфрейме.

19. Специфика результатов проектной деятельности в образовании.

20. Специфика показателей проектирования.

21. Мониторинг проекта.

22. Характеристики социального проектирования: этапы, методы, субъект проектирования, результаты. Возможности и границы применения данного вида проектирования в образовании.

23. Характеристика основных методов технического проектирования. Возможности их использования в образовании.

24. Основания изменения содержания образования в компетентностном подходе. Функции проектирования в изменении содержания образования.

25. Возможности проектирования образовательного профиля на факультете.

26. Проектирование и возможности изменения образовательного пространства в вузе.

§

Рекомендуемая литература по проектному обучению.

1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.

2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6

3. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

4. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.

5. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926..

6. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.

7. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.

8. Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.

9. Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.

10. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

11. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

12. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.

13. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

14. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

15. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

16. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

17. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях

18. технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ

19. Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. -.Брянск, 1999.

20. Методология учебного проекта. Материалы городского методич5еского семинара. М., 2001.

21. В.В. Игнатьев и М.В, Крупенина На путях к методу проектов / Сборник 1930.

22. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

23. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

24. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. /Информатика и образование. Международны специальный журнал: Технологическое образование. 1996.

25. Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.

26. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

27. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург, 1995.

28. Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.

29. Полат Е.С. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.

30. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.

31. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.

32. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.

33. Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.

34. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. - 1984. - №10

35. Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.

36. Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы Ир проектирование. - СПБ., 1998.

37. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. - 1985. - № 10

38. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.

39. Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.

40. Чечель И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.