Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотеза




Цель исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата научного поиска. Цель исследования как бы отвечает на вопрос «для чего», «зачем» проводится данное исследование.

Цель любого исследования – решение определенной проблемы, которое возможно, чаще всего, путем создания или изменения определенных условий, обеспечивающих достижение цели. При этом исследователь формулирует условия, работает с ними следующим образом:

1) выявляет, обнаруживает, определяет, разрабатывает;

2) раскрывает, обосновывает, описывает;

3) экспериментально проверяет, апробирует, реализует, внедряет.

При формулировании цели исследования из каждой группы следует выбрать одно слово, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме вашего исследования (см. табл. 4).

 


Таблица 4.

Основание для формулировки цели исследования

 

 

Первая группа действий (научных) с педагогическими условиями Вторая группа действий (теоретических) с педагогическими условиями Третья группа действий (практических) с педагогическими условиями
- выявление - определение - разработка - раскрытие - обоснование - описание - экспериментальная проверка - апробация - реализация - внедрение

 

Вместо табл. Была вставлена след табл. Может ее в гипотезу? И сделать ссылку на табл. 5.

 

Таблица 5.

Типология условий, при которых возможно преодоление проблемы

(в исследованиях явлений сферы сервиса и туризма)

 

 

Первый тип Второй тип Третий тип
  Социально-культурные: - этические - имиджевые - аксиологические - правовые - экологические - информационные     Социально-психологические: - межличностные - акмеологические - индивидуальные - валеологические - поведенческие   Социально-экономические: - технико-технологические - производственные - программно-целевые - организационно-управленческие

 

Так, например, в исследовании по теме «Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса» его целью является: выявление и обоснование … условий (подобрать, исходя из собственного убеждения на основании изученной литературы см. табл. 5.), обеспечивающих эффективность процесса развития профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса.

Сформулировать цель – это значит описать тот ожидаемый теоретический или практический результат, который предполагается получить по окончании исследования. Например: раскрыть возможные резервы развития туристской деятельности в Челябинской области в условиях экономического кризиса.

Гипотеза (греч. «hypothesis» – основание, предположение) это предположение, требующее подтверждения. В научной литературе гипотезу определяют следующим образом:

- это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях явлений, процессов, достоверность которых требует подтверждения;

- достоверно не доказанное объяснение причин каких – либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование;

- прием познавательной деятельности человека;

- обоснованное, не противоречащее научным данным, предложение о причинах, вызывающих определенные факты, явления, о формах связи между явлениями, которое соответствует современному уровню развития науки и может после проверки оказаться истинным или ложным.

Курсовая работа может носить как экспериментальный (теоретико-практический), так и не экспериментальный (теоретический) характер. Работа, носящая экспериментальный характер предполагает непосредственную или опосредованную проверку гипотезы в практической деятельности (непосредственную проверку лучше всего осуществить в период прохождения практики, либо на месте работы студента).

Например, если тема курсовой работы: «Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса», то ее гипотеза может быть сформулирована следующим образом: «Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса наиболее эффективно при реализации следующих организационно-управленческих условий: 1) если совместная деятельность организуется на основе компетентностного подхода; 2) если отношения строятся на основе принципов профессиональной этики и этикета. Подчеркиваем – возможны варианты.

Курсовая работа, носящая не экспериментальный характер (как правило, ее выполняют студенты 2 курса), также может содержать гипотезу. В такой курсовой работе должны быть представлены методы и методики измерения процесса или результатов, которые могли бы быть использованы в ходе эксперимента. Допускается связь между курсовыми работами экспериментального и не экспериментального характера по одной теме (на 2, 3, 4 курсах).

Наконец, третий тип курсовой работы – не имеет гипотезы. Это работы исключительно теоретического характера, предполагающего исследование не динамичных, а статичных показателей объекта (см. ниже).

Гипотезу выдвигают только в том случае, если:

· необходимо объяснить причинно-следственные зависимости какого-либо явления или процесса, а существующих знаний для этого недостаточно;

· возможна ее проверка экспериментальным путем.

Если исследование посвящено истории сервисной деятельности или обобщению имеющегося опыта, то гипотеза не имеет никакого смысла, так как её невозможно ни доказать, ни опровергнуть. В этом случае проводят теоретическое и (или) эмпирическое (описательное, объяснительное) исследование, а объяснение причинно – следственных зависимостей основывается либо на констатирующем эксперименте, либо на логических и исторических методах доказательства.

Если же в подобных исследованиях гипотеза все же формулируется, то выглядит она самоочевидным утверждением, а по сути – описательной и расплывчатой. По теме: «Развитие оздоровительного сервиса на западе России в конце XX века», гипотеза скорее будет носить описательный характер: «Развитие культурно-валеологических услуг на западе России в конце XX в. было обусловлено ростом социально – экономических, исторических фактов, которые привели к созданию разноуровневой и многотипной системы оздоровительного сервиса».

Виды гипотезы.

В результате изучения и анализа состояния проблемы у студента возникают предположения-гипотезы о возможном способе ее решения. Справедливость этих предположений проверяется в дальнейшем ходе экспериментального исследования. Поэтому существуют два вида гипотезы – рабочая и научная.

Рабочая гипотеза – это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.

Научная гипот еза создается тогда, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Однако не всякое предположение является гипотезой, а только такое, в основе которого лежат научные основания – факты.

Функции гипотезы

 

В научной литературе выделяют следующие функции научной гипотезы:

· прогностическая (гипотеза представляет собой научное предположение о возможностях разрешения проблемы);

· описательная или констатирующая (характеризует состояние науки к моменту исследования и состояние исследуемой проблемы);

· объяснительная;

· поисковая (гипотеза является элементом научного исследования).

В гипотезе исследователь объясняет: как будет протекать изучаемый процесс, явление, что будет происходить с объектом исследования, от чего зависит ход процесса и т.д. В гипотезе максимально подробно излагается предложенная модель, система мер, какая-то методика, технология и т.д., то есть механизм того нововведения, благодаря которому будет достигнута цель исследования и получены более высокие результаты.

Следовательно, основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываний, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания.

Типология и структура гипотезы.

 

По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные.

Простыегипотезы по функции можно классифицировать на описательные и объяснительные.

Описательная гипотеза содержит предположительное суждение о том, что должно получиться в результате каких-либо действий. Обычно описательная гипотеза строится по следующей схеме: «если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то результат». Описательные гипотезы не обладают прогностической функцией, поскольку при других условиях результат (следствие) может и не повториться.

Объяснительная гипотеза дает пояснение, почему должен получиться определенный результат, то есть раскрывается предполагаемая существенная внутренняя связь явлений, ее механизм, характеризуются условия, факторы, при которых возможные следствия обязательно реализуются как закономерность. Объяснительная гипотеза строится на предположении: что произойдет с изучаемым объектом при определенном воздействии на него? Объяснительная гипотеза формулируется по следующей схеме: «если…, то…, так как…», которая в явном виде предполагает включение в гипотезу объяснений.

Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений. Структура сложной гипотезы может быть трехсоставной или двухсоставной.

Сложная трехсоставная гипотеза включает в себя следующие компоненты:

а) утверждение;

б) предположение;

в) логическое обоснование.

Например:

а) утверждение: процесс будет таким–то;

б) предположение: если сделать вот так-то и так-то;

в) потому что существуют следующие закономерности, во-первых,.... во-вторых,.... в-третьих... (логическое обоснование).

Однако гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. В этом случае структура гипотезы становится двусоставной.

Например:

а) это будет эффективным;

б) если, во-первых,.... во-вторых,.... в-третьих...

Двусоставная гипотеза возможна в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения:

а) это должно быть так-то и так-то;

б) потому что имеются следующие причины...

Последний вариант конструирования гипотезы заключается в том, что формулируется предположение и перечисляется ряд условий, при соблюдении которых оно может быть достигнуто, реализовано и проверено.

 

Таким образом, гипо­теза имеет две (а иногда при необходимости три) части.

Одну часть можно условно назвать обусловливающей. В этой части обозначаются условия, реализация которых, по предложению исследователя, может привести к желаемому ре­зультату, то есть говорится о том, что следует делать для решения проблемы. Формулирование обусловливающей части гипотезы начинается со слова «если».

Другую часть можно на­звать результирующей. В этой части утверждается тот резуль­тат, достижение которого обеспечивается в процессе реализа­ции предлагаемых автором условий, то есть говорится о том, что получится в результате предполагае­мых действий. В данном случае формула гипотезы будет вы­глядеть следующим образом: «если..., то». 1

Кроме того, в гипотезе при необходимости может быть еще одна часть - аргументирующая, в которой дается обосно­вание или объяснение того, почему возможен данный резуль­тат в процессе выполнения данных действий, то есть объясня­ется, благодаря какой закономерности или зависимости воз­можно получение желаемого результата при реализации пред­лагаемых условий.

Формулировка гипотезы.

Гипотезу можно формулировать следующими способами:

1) сначала располагать обусловливающую часть, а затем ре­зультирующую (например, гипотеза начинается со слова «если»: «если делать то-то и то-то, то получим то-то и то-то»);

2) сначала располагать результирующую часть, а затем обусловливающую (в этом случае гипоте­за начинается с описания результата, например: «что-то будет достигнуто, если делать то-то», или «что-то будет достигнуто при таких-то и таких-то условиях);

3) при необходимости добавляется аргументирующая часть: «… ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.