Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика исследования




Обязательным требованием к тексту введения являет­ся указание методов, которыми в ходе проведения исследования пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными так и конкретно-научными, как аналитическими, так и де­скриптивными (описательными). В любой работе най­дет место сравнительно-исторический метод, методы анализа, сравнения, обобщения, дедукции, индукции. Студенту необходимо выбрать те методы, которые обеспечивают максимальный эффект достижения цели исследования.

Обычно методы подбираются для каждого этапа и части исследования.

Применение научно обоснованных методов исследования является существенным условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для конечных результатов исследования. Если студент планирует делать выводы из полученных фактов только на основе собственных, «доморощенных» методов, это, скорее всего, сделает его исследование ненаучной работой.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, деятельностный, культурно-исторический, личностно-ориентированный. В исследовании сферы сервиса и туризма используется комплексный подход, позволяющий достичь целостного восприятия объекта.

Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:

- объективность (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

- конкретность ( при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

- всесторонность (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

- историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал, будут решены задачи исследования, проверена научная гипотеза, получены достоверные научные факты.

Под методами исследования понимаются сами способы изучения явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, построения научных теорий.

В исследовательской работе студенты, как правило, используют известные методы психолого-педагогических и социологических исследований. Повышению теоретического уровня исследования способствует применение методов математической статистики.

Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем, имеет смысл коротко описать этот процесс.

Все методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические (практические). Также в социологических исследованиях используются и методы математической статистики.

Методы теоретического исследования (теоретические методы) необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

Теоретический анализ – это выделение и рас­смотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализ проявляется в мысленном расчленении целого (явления, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемом в процессе познания и позволяет получить информацию о структуре объекта исследования.

Анализ сопровождается синтезом и позволяет проникнуть в сущность изучаемого вопроса.

Синтез процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор. В дополнении к анализу, метод синтеза позволяет получить представления о связях между составляющими объекта исследования.

Индуктивный метод – метод познания, построенный на индукции, предполагающей движение мысли (процесс логического вывода) от частных суждений к общим.

Дедуктивный метод способ построения научных теорий на основе применения дедуктивной техники (дедукции) – системы логических умозаключений от общих суж­дений к частному выводу. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом — следствия из посылок, теоремы, выводы. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.

Сравнение — метод познания, лежащий в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.

Обобщение — метод познания, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств объекта. В курсовых работах часто прибегают к использованию этого метода при обобщении понятий – логической операции, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема, но меньшего содержания.

Абстрагирование — это метод познания, представляющий собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. Можно сказать, что абстракция позволяет мысленно отвлечься от несущественных свойств предмета и выделить существенные, основные свойства, признаки, связи.

Конкретизация - наполнение схематизированной когнитивной картины какого-либо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных задач.

Систематизáция — метод объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с внешним миром.

Классифика́ция — метод группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (классификация).

Моделирование – исследование каких-либо объектов на их моделях (от лат. modis, фр. modele - образец), то есть на условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуе­мому объекту, с применением методов аналогии и теории по­добия при проведении и обработке данных экспериментов. Моделирование применяется тогда, когда по каким-либо при­чинам трудно или невозможно изучать предмет в естественных условиях, или тогда, когда необходимо облегчить процесс ис­следования объекта.

Модель отражает главные, с точки зрения решаемой задачи, свойства объекта моделирования в более простом, уменьшенном виде. При этом в модели отражается структура, свойства, взаимосвязи и отно­шения между элементами исследуемого объекта. Исследуемый объект, по отноше­нию к которому изготавливается модель, называется оригина­лом, образцом, прототипом.

В социолоических исследованиях моделирование осуще­ствляется с помощью знаков, символов, чертежей (схем).

Теоретические методы связа­ны с изучением и анализом соответствующей литературы, позволяющей узнать, какие проблемы в исследуемой области и в каких аспектах уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает такие методы, как:

составление библиографии – перечня источников, ото­бранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

реферирование – сжатое переложение основного содер­жания одной или нескольких работ по общей тематике;

конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положе­ний работы;

аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;

цитирование – дословная запись выражений, фактиче­ских ли цифровых данных, содержащихся в литературном ис­точнике.

Эмпирические методы — это исследовательские методы, основанные на описании фактов, практической деятельности, реально складывающегося опыта организации чего-либо (без последующих заключений и теоретических обобщений, т.к. это уже теоретические методы исследования).

Беседа – проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, но при этом до­пускается импровизация, то есть незначительное отхождение от плана, поэтому беседа ведется в свободной форме без записи ответов респондентов.

Интервью (является разновидностью беседы) исследователь придерживается заранее намеченных и записанных вопросов, задаваемых в определен­ной последовательности и фиксирует ответы респондентов.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты, в которой вопросы предъявляются опраши­ваемым в письменном виде. При анкетировании можно пользо­ваться как анкетами, разработанными другими авторами, так и собственными, самостоятельно разработанными.

Изучение документации – метод исследования, при котором изучается различная документация организационного и практического характера, нормативные и инструктивно-методические документы. При этом делаются обобщения, выводы, обращается внимание на структуру документа, указываются основные положения, актуальные для данного исследования и т.д.

Научное наблюдение общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Получение эмпирической информации происходит с использованием органов чувств человека, различного рода научных приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки поступающей информации. Научное наблюдение отличается четкостью поставленной цели, систематичностью, при необходимости - использованием приборов. Наблюдение бывает включеное, если работу проводит сам исследователь и невключенное, если его идеи реализует в практике другой специалист. Также к данному методу относится изучение и обощение опыта.

Эксперимент – метод научного исследования, с помощью которого в естественных или искусственно созданных условиях (контролируемых и управляемых) исследуется явление, процесс, ведется поиск нового, более эффективного способа решения какой-либо проблемы. Эксперимент представляет собой специ­ально организованную проверку того или и иного метода, приема работы специалиста. Он предполагает активное вмешательство в реальную систему, поэтому его сущность заключается в изменении условий, в которых находится изучаемый объект, а основная функция – проверить эффективность (или неэффективность) этого вмешательства. При этом контроль и управление за всеми экспериментальными факторами осуществляется планомерно, эффекты (положительные или отрицательные) изменения объекта должны быть измерены с помощью обоснованного квалиметрического инструментария и научно интерпретированы.

Отметим ведущее отличие эксперимента от наблюдения. В ходе эксперимента исследователь вводит новые факторы в процесс и наблюдает, фиксирует и описывает последствия своего вмешательства, а в ходе наблюдения исследователь только наблюдает, фиксирует и описывает то, что происходит в реальной действительности без какого – либо вмешательства.

Экспериментальный метод направлен на исследование причинно-следственных отношений между изучаемыми объектами. В нем присутствуют черты, характерные для теоретического познания: выделение стороны объекта (явления), интересующей исследователя, и абстрагирование от других его сторон. В процессе познания эксперимент и теория взаимодействуют: эксперимент подтверждает или опровергает теорию, находящуюся на стадии гипотезы, дает материал для ее развития.

В курсовой работе, как правило, достаточно лишь представить программу эксперимента (разработать методику исследования и план эксперимента, методы сбора и обработки полученных результа­тов), описать констатирующий эксперимент (изучается наличное состояние объекта исследования, устанавливается реальное состояния дел с целью получения первичного материала для дальнейшего осмысления и организации формирующего эксперимента) и при необходимости провести пробный (пилотажный) эксперимент, позволяющий проверить отдельные аспекты и готовность к основному (формирующему, преобразующему) эксперименту, в процессе которого и будет производиться проверка выдвинутой гипотезы, ее введенных условий и их влияний на объект исследования, целесообразности. Результаты и описание основного эксперимента, количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование вы­водов и практических рекомендаций представляются уже в дипломной работе.

Математические и статистические методы или, по-другому, методы статистической обработки данных экспериментальной работы применяются для обработки полученных данных методами опроса и экспе­римента, а также для установления количественных зависимо­стей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространен­ными из математических методов являются:

- регистрация – запись, письменная фиксация дан­ных эксперимента с целью учета, научного наблюдения;

- ранжирование – расположение данных исследова­ния в последовательности в соответствии с нарастающей или убывающей их значимостью;

- шкалирование – расположение величин, цифр в вос­ходящем или нисходящем порядке.

С помощью статистических методов определяются сред­ние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана (показатель середины ряда); степень рассеивания (дисперсия – отклонение от среднего значения определяющей для исследования величи­ны показателя, коэффициент вариации и др.).

В таблице 6 представлены методы сводки и обработки результатов экспериментального исследования в зависимости от использованной шкалы (по Т.Е. Климовой).


Таблица 6.

Таблица методов сводки и обработки результатов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 16463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.