Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулирование проблемы исследования




Любое научное исследование начинается с определения проблемы: теоретического вопроса, ответ на который не известен и на который нужно ответить. Проблема – это знание о незнании. Формулируя проблему, Вы должны отделять проблемную ситуацию (социальную проблему) и научную проблему. Вы должны сформулировать научную проблему, но при этом показать, что она вытекает из социальной реальности. Для дипломной работы формулировка научной проблемы может начинаться словами: «недостаточная изученность», «отсутствие анализа», «не установленная (выявленная) связь между…», «противоречивые научные представления о…» и др.

Ошибка: «Нарушение прав детей-сирот» или «Увеличение семей риска в регионе» - это социальные, но не научные проблемы.

Формулировка научной проблемы влияет на содержание. Другими словами, про что Вы сформулировали проблему, про это Вы и должны писать. Например, представленные ниже формулировки проблемы, повлекут за собой появление трех разных текстов, хотя речь везде идет о социальной эксклюзии пенсионеров:

1) «Недостаточная изученность социальной эксклюзии пенсионеров как основной причины трудных жизненных ситуаций, в которые они попадают» - это аналитическое исследование с использованием кейсов.

2) «Недостаточная изученность социальной эксклюзии как объекта исследования социальной работы» - получится теоретическое исследование, с более подробной работой над понятием, методологическими принципами и подходами, возможна теоретическая модель.

3) «Недостаточная изученность инклюзивных технологий преодоления социальной эксклюзии пенсионеров» - наиболее естественная для социальной работы проблема, потому что включает описание решения социальной проблемы и оказания помощи.

На пересечении того, что известно и того, что осталось «за кадром» рождаются противоречия, теоретически осмысленная совокупность которых выводит нас на научную проблему. Очень часто эти противоречия у нас называют социальной проблемой, которая лежит в основании проблемы научной. На самом же деле гораздо правильнее говорить не о «социальной проблеме», а о противоречиях между, к примеру:

· широким распространением алкогольных традиций и практик в российском обществе и отсутствием в теории и технологии СР теоретически обоснованных и практически апробированных стратегий по минимизации их негативного эффекта;

· острой потребностью российского социума в эффективных стратегиях по социальной адаптации, реабилитации, социализации и т. д. и т. п. инвалидов, молодёжи, мигрантов, женщин и т.д. и отсутствием в арсенале социальных служб теоретических разработок, эффективных технологий, организационных структур и т.д.

Итак: исследовательская проблема всегда рождается на пересечении нашего знания и незнания, суть которого выражается системой реальных противоречий. Если нет проблемы, то человек не видит ни противоречий, ни реальной степени исследованности изучаемой темы.

Среди типичных ошибок при определении проблемы исследования чаще всего встречается указание на одну из сфер социальной жизни, которую автор предполагает изучить, либо апелляция к грандиозным целям общественного прогресса, а также подмена научно-исследовательской проблемы социальной. «Пути модернизации общества», «Факторы стабильности семьи», «Борьба с преступностью», «Беспризорность в России» – примеры некорректных формулировок. Обычно непонятные «проблемы» украшаются риторическим орнаментом: десятками слов, каждое из которых само нуждается в пояснении. Проблема не может считаться сформулированной, если она не выражена одним предложением.

Таким образом, если исследователю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть. Решение данной проблемы составляет цель исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.