Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отселе я вижу потомков рождение и первых грозных обвалов




Требования к уровню освоения содержания курса.

В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты

должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но и научиться практически применять их для построения текстов, участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей. Это подразумевает:

расширение круга языковых средств и принципа их употребления, систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации или в каком функциональном стиле, или жанре речи они используются.

Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов - не филологов 3 вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную.


Данное методическое пособие состоит из 16 вариантов. Каждый вариант предусматривает выполнение 5 заданий:

 

3 задание. Выполнение практического задания по культуре речи.

 

4 задание. Письменное выполнение упражнения по русскому языку, в котором необходимо расставить недостающие знаки препинания и вставить пропущенные орфограммы.

 

5 задание. Письменное выполнение упражнения, предусматривающее правильное написание слов и их объяснение по следующей схеме.

 

№ п.п. Правильное написание Грамматическое правило Новые примеры на то же правило
1. Предлагать В корне ЛАГ- пишется А (перед Г), в корне ЛОЖ - пишется О (перед Ж). Излагать, изложить, слагаемое, уложили, разлагающий, предположения, предполагать.
2. Нигде не был В отрицательных наречиях под ударением пишется частица НЕ -, без ударения - НИ -. Негде, никуда, некогда, ниоткуда, неоткуда, нигде.
3. Бесцеремон - ный Приставки БЕС -, ВОС-, ИС -, РАС -, ЧЕРЕС -, пишутся с буквой С перед глухими согласными. Бесконечный, бесформенных, исчерпать, расхватать, воссоздать, расшифровать.

 

Материал в упражнениях предлагается с учетом типичных ошибок на письменном экзамене по русскому языку.

Упражнениям предшествуют пунктуационные правила, данные в виде справок, а также методические советы, которые должны нацелить внимание студентов при выполнении заданий на специфические особенности в каждой указанной теме.

 

Тематика контрольных работ по курсу «Русский язык и культура речи»

Вариант 1. Из истории русского языка.

Задание 1.

1.Происхождение русского языка.

2.Русский национальный язык ХVIII - XIX веков.

3.Русский язык советского периода и конца ХХ века.

Вопросы для контроля:

1. Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского языка?

2. Почему А.С. Пушкина считают создателем современного русского литературного языка?

3. Каковы особенности русского языка советского периода?

4. Какие явления характерны для русского языка конца ХХ века?

 

Задание 2.

Написать небольшой рассказ или описать ситуацию, в которой было бы уместно применить один из оборотов.

Готов сквозь землю провалиться;

смотреть сквозь пальцы;

куры не клюют.

 

Задание 3.

Дать определение архаизмам и историзмам.

Объяснить устаревшие слова, подобрать к ним современные синонимы.

Бунтарь, житие, рыбарь, пиит, возмездие, ланиты, выя, отрок, длань, уста, чело.

Со словами уста, чело записать несколько фразеологических оборотов.

 

 

Задание 4.

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Методические советы. При изучении данной темы обращайте внимание на то, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Для справок.

При отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым ставится тире: 1)Если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи, например:

Зависть - дурное чувство.

Известно всем, что дважды два - четыре.

Учить- ум точить.

2) Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему, например:

Речь - это способ общения людей.

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.

Вспылить - значит окончательно расписаться в своей глупости.

Тире обычно не ставится:

1) Если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами словно, точно, вроде, будто, как будто и т.п., например:

Ладожское озеро будто море. Электрический свет словно жидкий янтарь.

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как история планет.

2) Если перед сказуемым стоит отрицание не, например:

Сердце не камень. Один в поле не воин.

3) Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, например:

Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у нее нет.

Писатели, говорят, люди бывалые, интересные и разносторонние, но шумные и насмешливые.

4) Если подлежащее выражено личным местоимением, а

сказуемое - именительным падежом существительного, например:

Я слуга царя, царя грозного. Он химик, он ботаник.

Тире допустимо в этом случае при логическом подчеркивании сказуемого или противопоставлении, например:

Я - последняя буква в алфавите.

Ты - женщина, и этим ты права.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Каждый человек загадка. Для труса и заяц волк. Охрнять прроду значит охрнять Родину. Возрст самого древнего поселения обнаруженого археологами восемь тысячлет. Стремится (в) перед вот цель жизни. Повелевать собою величайшая власть. Богатство вода: пришла и ушла. Хорошая книга точно беседа с умным человеком. Я самый обыкновенный (ни, не) чем (не) примечательный человек. Ты человек и родина должна быть дорога тебе. Зло есть грубейшая форма (не)вежества. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его храктер прслушатся к тому как он говорит. Вселять в людях надежду а (не) страх вот в чем секрет античных мудрецов. Древняя русская письменость (не)ичерпаемая кладезь русского языка. Справедливость есть воплощнное добро. Повелевать собою величайшая власть. (Не) быть смешным это (не) только умение себя вести но и признак ума. Равнодушие это параличдуши. Боец без шапки не боец. Безумство храбрых вот мудрость жизни. Расстояние (не) помеха для друзей. Каждая книга если она подлнно творческое произведение это событие в жизннарода. Бывают ситуаци в которых ложсамый свтой долг. Сочуствие вызывает доверие а доверие это ключк сердцу. Хороший характер богатство на всю жизнь.

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Ксаться, плвцы, щголь, волчнок, разезд, смерч, сронизировать, прколотить доску, шерстной, связаный, сначал.

 

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д. 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д, 2000.

Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка - М., 1978.

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХVII-XIX вв. - М., 1982

Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку - М.: Просвещение, 2000.

Культура русской речи. Учебник для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев - М., 1999

Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995). - М., 1996.

 

Вариант 2. Структурные и коммуникативные свойства языка.

Задание 1.

1. Язык - знаковая система. Единицы языка: звук, морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); слово, фразеологическая единица; свободное словосочетание; предложение; текст.

2. Формы существования языка.

Диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык.

3. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

Письменная и устная формы книжной и разговорной речи.

 

Понятия и термины: коммуникация, система, знаковая система.

 

Вопросы для контроля:

1. В чем проявляется системность языка?

2. Какие функции выполняет язык?

3. Назовите формы существования языка.

4. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

 

Задание 2.

Составьте рассуждение на одну из следующих тем:

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее...»

 

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

 

Задание 3.

Заменить следующие слова фразеологизмами.

Дремать, обидеться, поджечь, огорчиться, преувеличивать, обманывать, устыдиться, рассориться, не успеть, молчать, удивляться, спрятать, льстить, исчезнуть, перекусить.

Задание 4.

Тема: «Однородные члены предложения».

Методические советы. При изучении данной темы следите за повторяющимся союзом И, обращая внимание на то, что он связывает. Вспомните признаки однородности и неоднородности определений.

Для справок.

1. Запятая ставится между однородными членами предложения,

не соединенными союзами, например:

Русскую прозу создали «Капитанская дочка», «Станционный

смотритель», «Пиковая дама».

2. Запятая ставится между однородными членами предложения,

соединенными противительными союзами а, но, да (в значении но),

однако, зато, хотя и др., например:

Свежо предание, а верится с трудом. Дома новы, а предрассудки

стары. Приют наш мал, зато спокоен. Дни стояли пасмурные, однако

теплые.

3. Запятая ставится между однородными членами предложения,

соединенными повторяющимися союзами, например:

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Нет ни дров, ни лучины, а живет без кручины.

4. Запятая ставится между парами однородных членов предложений,

например:

Я счастлив и силен, свободен и молод.

Запятая не ставится:

1. Между однородными членами предложения, соединенными

неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:

движение. Лесть да месть дружны.

2. Если союзы и, да (в значении и), или, либо повторяются не при

однородных членах предложения, например:

Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь, и потопленный лес.

3. В цельных выражениях, например:

Ни то ни се; и смех и грех; ни свет ни заря; ни рыба ни мясо; ни жив

ни мертв; и стар и млад, ни шатко ни валко, и т.д.

4. Двоеточие ставится перед однородными членами, если обобщающее слово стоит впереди них, например:

Душой весны природа ожила, и блещет все в торжественном

покое: лазурь небес, и море голубое, и дивная гробница, и скала.

5. Тире ставится после однородных членов, если обобщающее

слово стоит позади них, например:

Смех, крики, ропот, слух и ржанье - все дышит буйством и войной.

6. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не

заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире, например:

Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора -

ничего не видно.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Здесь барство дикое без чувства без закона прсвоило себе насильственной лозой и труд и собствен ость и время землдельца. Дробит ся и плещ т и брызжт волна мне в очи соленою влагой. Прсядем десь и дождик переждем. Море вечно и (не)умолкаемо шумит и плещт И умелый ошибает ся да скоро иправляется. (В)дали перед ним пестрели и цвели луга и нивы золотые. Ждать да догонять хуже нет. Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плачи едва уловимая слухами слышалась то справто слевто (с)верху то (из) (под) земли.То(ли) от радости то(ли) от (не)ожиданности лицо его запылало румянцем. Долго(ль) мне гулять по свету то в коляскто верхом то в кибиткто в каретто в телеге то пешком? Люблю веселое искуство природы цветы бабочек трпические рстения вод пады фнтаны и бури.(Н ) одного следа ни санного ни человеческого ни звериного (не) было видно.

Увидел он то(же) самое что видел и до (полу)дня рвнину холмы небо лиловую даль. Ларра приходил в племя и похщал скот девушек все что хотел. И эти люди и тени вокруг костра и далекая молния каждую минуту сверкавшая (в) дали все теперь предст влялось ему (не)людимым и страшным. Березка солнце и Россия живут и вечно будут жить.

Изредкпоказывает ся какой(нибудь) зверь собака может быть гиена или шакал смотрт с сомнением и убегает. У него (не) было ни сил ни желания сживатся с чужой жизнью и без этого по мнению Гарта счастье было (не) мыслимо.

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) вторых, издавн, поглщать, если(бы), пркрасный, бочнок, загреть, агенство, точно так(же), то (же) самое, прстарелый человек.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2 - е изд. - Ростов н/Д. 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д., 2000.

Гайхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов - М., 1997.

Головин Б.Н. Основы культуры речи 2 - е изд., испр. - М., 1998.

Культура русской речи. Учебник для вузов / ред. Граудина, Е.Н. Ширяев. -М., 1999

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5 - ое изд., испр. и доп. - М., 1997.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов - нефилологов. Учебное пособие - М., 1997.

Шапошников В.И. Русская речь в языковом отображении. - М., 1998.

 

 

Вариант 3. Пословицы и поговорки.

Задание 1.

1. Возникновение пословиц и поговорок.

2. Из истории слов и выражений.

3. Пословицы и поговорки, крылатые слова - неотъемлемая часть разговорной речи.

Вопросы для контроля:

1. Когда возникли пословицы и поговорки?

2. В чем разнообразие русских пословиц и поговорок? В чем отличие пословицы от поговорки?

3. Что отразилось в русских пословицах и поговорках?

4. Что понимаем под названием «крылатые слова»?

 

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

«Лучше ногою запнуться, нежели языком».

У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

 

Задание 3.

Вставить антонимы в пословицы:

Да здравствует...! Да скроется...!... сторона - мать,... сторона - мачеха,... друг лучше... двух, ученье -..., неученье -...!... стелет, да... спать. Готовь... сани, а... телегу.

 

Объяснить значение крылатых выражений:

Буриданов осел; Гордиев узел; дары данайцев; Танталовы муки; ящик Пандоры; прокрустово ложе, вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Иван не помнящий родства.

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе И».

Методические советы. Повторяя знаки препинания при союзе И, прибегайте к синтаксическому разбору по членам предложения, чтобы определить,что связывает союз И (простые предложения, однородные члены, однородные придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты, обращения и т. д.)

Для справок.

1. Эта тема носит обобщающий характер, поэтому в необходимых случаях обращайтесь за справками в соответствующие разделы синтаксиса, данные выше.

2. Союз И может выделяться запятыми с обеих сторон, если он соединяет простые предложения в сложносочиненные и после союза И стоят:

а) вводные слова или вводные предложения, междометия, обращения,

например:

В первой моей молодости с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели.

б) определительные и деепричастные обороты, а также одиночные

определения, и деепричастия, и приложения, например:

Дверь залы быстро распахнулась, И, вся раскрасневшаяся, выскочила

Шурочка. Вдруг лицо его изменилось, И, обернувшись к Аркадию, он

как бы со смущением проговорил: «Одинцова приехала».

в) придаточные предложения или сравнительные обороты, например:

Хаджи Мурат расспросил про дорогу, и, когда Хан - Магома заверил его, что он хорошо знает дорогу и прямо приведет туда, Хаджи Мурат достал деньги и отдал обещанные три рубля. Стариками рассерьезничались дети, и, как дети, плакали седобородые.

3. Союз И может выделяться запятыми с обеих сторон, если он стоит между определительными и деепричастными оборотами, относящимися к разным членам предложения, например:

«Да, да, прощай», - проговорил Левин, задыхаясь от волнения, И,

повернувшись, взял свою палку, и быстро пошел прочь к дому. Он лег в яму, вырытую ветром в сухом песке недалеко от берега, И, с головой закутавшись в чекмень, скоро заснул.

4. Запятая может отсутствовать перед союзом И, но стоять после него, если союз И связывает однородные члены предложения, однородные придаточные предложения и определительные и деепричастные обороты, а после него стоят:

а) вводные слова или вводные предложения, междометия, обращения,

например:

По-русски широко талантливый, европейски воспитанный, он любил

щегольнуть красивым острым словцом И, кажется, именно ради острого словца жестко подчеркивал недостатки иностранных и русских

товарищей.

б) определительные и деепричастные обороты, а также одиночные

определения и деепричастия или приложения, например:

Николай Петрович быстро обернулся И, подойдя к человеку высокого

роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из

тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал. Дежурный знал Нехлюдова и, как знакомому

человеку, сообщил ему их важную острожную новость.

в) придаточные предложения или сравнительные обороты, например:

Но остальные гости уже собрались ехать И, как их не уговаривал

Альберт, вышли в переднюю.

 

Упражнение.

Девочка затихла теперь и держалась руч нками за кафтан Пьера сидела на его руке и как дикий зверек оглядывалась (во)круг себя. Пьер (ни, не) чего (не) ответил и нахмурный и сердитый каким его (не, ни) когда (не) видали вышел от Растопчина. Я увидел (не)обходимость переменить разговор который мог кончится для меня очень (не)выгодным образом и обртясь к Пугачеву сказал Ах я забыл благдрить тебя за лошадь и тулуп. Мечик (не) оглядывался и (не) слышал погони но он знал что гонятся за ним и когда один за другим прозвучали три выстрела ему пок залось что стреляют в него и он прпустил еще быстрее. Он стал еще бледнее прежнего глаза блстали и что всего удвительнее тяжлая однокая слеза к тилась по его щеке. Пришла весна и иполняя свое об щание Игнат взял сына с собой на парход и вот перед Фомой разврнулась новая жизнь. Толя стоял на балконуцпившись за жидкие железные прила и прщурившись смотрел (в)даль (от) куда летел к нам теплый ветер шла с мягким шумом волна и тнулись по небу как опренье розовых птиц облка. Орлов очевидно боялся что я опять заговорю о девочки что(бы) отвлечмое вн мание в другую сторону сказал Вы вероятно забыли про свое письмо. Но вдруг где(то) вдали возник жалобный звук и постпенно усиливаясь и прближаясь зазвенел человеческим голосом и понжаясь и замрая промчался мимо. Старуха мать беграмотная крестьянская вдова полная суеверий была жива и Набатов помогал ей и когда был на свободнавещал её. Цветы опали песни спеты и собран хлеб и скошен луг. Пьер развел руками потупился и весь зеленый прслонился к берез. Увидев Нехлюдова она разогнулась и вся красная оживлная положила веник и обтрев руки об юбку прямо остновилась перед ним. В эту минуту французы наступавшие на наших вдруг побежали назад и скрылись и сомкнувшись в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина которая одна в лесу удержалась в порядке и засев у леса (не)ожиданно атаковала французов. Метелица (не) спеша првязал лошадь потрпав её по круто изогнутой шеи хватаясь за рыхлые края сруба взбрался на угол рскуя провалится в темную дыру.

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.)

Умлять достоинства, ксательная, погружный, безмолствовать, разяренный, мелоч, подтожить, дремуч, (по)дружески, (не)к спеху, прморский, ещё (бы)

Литература:

Ашукины Н. С. и М. Г. Крылатые слова. - М., 1978.

Вартаньян Э.П. Путешествие в слово. - М., 1982.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.