Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семестр




Промежуточная аттестация

Занятие 54. Повторение

Перед вами примерное содержание промежуточной аттестации по литературе, составленное по литературе ХХ века. Вам предстоит проходить промежуточную аттестацию по литературе ХIX века по темам, выделенным значком . Прочитайте задания и критерии их оценивания и определите, какими знаниями и умениями вы должны обладать, чтобы успешно сдать экзамен.

Часть 1

Прочитайте стихотворение и выполните задание С1:

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

 

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

 

И я знаю, есть радость в нем

Тем, что листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

С.Есенин

С1. Ответьте на вопрос в объеме 8-10 предложений:

Какая тема является ведущей в лирике Сергея Есенина? Кто еще из поэтов и писателей ХХ века обращался к этой теме?

Часть 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание С2:

И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления...

Хотели разорвать его лошадьми - это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много - и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. (…) Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:

- Спросим его, почему он сделал это? Спросили его об этом. Он сказал:

- Развяжите меня! Я не буду говорить связанный! А когда развязали его, он спросил:

- Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы...

- Ты слышал... - сказал мудрец.

- Зачем я буду объяснять вам мои поступки?

- Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем...

- Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее.

- Но она не твоя! - сказали ему.

- Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще...

Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

- Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша (…) смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком... А этот - был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

- Не троньте его. Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех (…) Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

- Он не может умереть! - с радостью сказали люди. И ушли, оставив его.

Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.

М.Горький

С2. Ответьте на вопрос в объеме 8-10 предложений:

С какой целью М.Горький использует фольклорный жанр? Кто еще из русских писателей обращался к фольклору?

Часть 3

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С3.1, С3.2, С3.3, С3.4). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с вашими собственными выводами и наблюдениями.

Требования к ответу:

1. Объем не менее 150 слов (лучше 200). СЧИТАЙТЕ СЛОВА.

2. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе.

3. Использование в ответе литературно-теоретических понятий.

4. Привлечение текста произведения.

5. Последовательность и логичность изложения.

6. Следование нормам речи.

С3.1. Почему именно двенадцать является символическим числом в поэме Блока?

С3.2. Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи, и измученные матросы) обречены на гибель (по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»)?

С3.3. С какой целью М.А.Булгаков включает в роман «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы, повествующие в искаженном виде о страданиях и смерти Иисуса Христа?

С3.4. Можно ли считать название рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» символичным?

 

Оценивание промежуточной аттестации по литературе

Вопрос Количество баллов
С1  
С2  
С3  
Всего  

 

Задания С1, С2 оцениваются в соответствии со следующими критериями:

 

Точность и полнота ответа Балл
а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, фактические ошибки в ответе отсутствуют  
б) экзаменуемый отвечает на вопрос и допускает одну (1) фактическую ошибку  
в) экзаменуемый отвечает на вопрос поверхностно, неточно и/или допускает 2 – 3 фактические ошибки  
г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей  
Максимальный балл  

 

Комментарии к критериям оценки заданий С1, С2:

Экзаменуемый должен прямо ответить на поставленный вопрос. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ достаточного объема. В зависимости от конкретного вопроса, содержащегося в задании, основной тезис ответа может быть основан на материалах учебных пособий или на собственной аргументированной точке зрения экзаменуемого.

Основные ошибки: подмена вопроса; отказ от аргументации; несоблюдение объема.

Проверяются: умение построить содержательное и грамотное связное высказывание на заданную тему, связанную с анализом художественного текста.

 

Задание С3.1 – 3.4 оцениваются в соответствии со следующими критериями:

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы преподаватель по первому (содержательному) аспекту оценивания ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырем другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) выставляется «0» баллов.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем 150-200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем (0) баллов.

 

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют  
б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение ее смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения; не подкрепляет суждения необходимыми доводами и/или допускает 1- 2 фактические ошибки  
в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет ее смысл поверхностно или крайне упрощенно и/или допускает 3 – 4 фактических ошибки  
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе и/или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей  
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями
а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала  
б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала  
в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала  
г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала  
3. Обоснованность привлечения текста произведения
а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т. п.)  
б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом  
в) текст привлекается только как пересказ изображенного без необходимого комментария  
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются  
4. Последовательность и логичность изложения
а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов  
б) части высказывания логически вязаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарущения последовательности внутри смысловых частей высказывания  
в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе  
г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания  
5. Следование нормам речи
а) допущена 1 речевая ошибка  
б)допущено 2 – 3 речевых ошибки  
в) допущено 4 речевых ошибки  
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)  
Максимальный балл  

Комментарии к критериям оценки заданий С3.1, С3.2, С3.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.