Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование, лимитирование, размещение отходов производства и потребления




 

Нормирование отходов

В связи с развитием экономических механизмов регулирования природоохранной деятельности все чаще применяются в тесной взаимосвязи с последними административные методы регулирования, к которым также относятся экологическое нормирование и стандартизация.

Уже общепринятый термин «экологическое нормирование» обозначает совокупность проблем, связанных с определением нормы (емкости) экосистем, их антропогенных трансформаций и нахождением предельных величин нагрузок на них. В настоящее время экологическое нормирование находится на первоначальном этапе своего развития, представляя одно из основных направлений прикладной экологии.

Нормирование и стандартизация являются важнейшими средствами управления качеством окружающей природной среды и природопользования, широко применяемыми как в отечественной, так и в зарубежной практике.

Экологические нормативы качества окружающей природной среды служат важной основой для установления размера платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и штрафов за превышение этих нормативов. Они влияют на экономические показатели предприятий, которые должны выбирать технологии, позволяющие соблюдать нормативы и поддерживать приемлемый уровень прибыльности.

Юридическим основанием для проведения работ по экологическому нормированию является глава 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ [1]. В этой главе юридически закреплены виды нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, основные требования к ним государства, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия их невыполнения.

В соответствие с федеральным законом [1]нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов (показателей) качества окружающей среды, предельно-допустимых воздействий на окружающую среду при осуществлении хозяйственной или иной деятельности человека.

Нормой считается приемлемая мера с точки зрения сегодняшнего уровня развития науки и техники воздействия на окружающую среду. Предельно-допустимой является норма, устанавливающая предельно-допустимые меры воздействия на природу.

Законом установлены следующие нормативы в части обращения с отходами - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 22, 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды») [1].

Кроме того, нормирование также законодательно закреплено в ст. 11, 18 Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» [6].

Статья 11 «Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и др. объектов» гласит, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение в целях уменьшения количества их образования.

Согласно пункту 3 статьи 18 «Нормирование в области обращения отходов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Общие требованиями к содержанию норм воздействия на природу можно сформулировать следующим образом:

- экологическая безопасность населения;

- сохранение генетического фонда (не только генетического фонда растений и животных, но и человека);

- обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в условиях развития хозяйственной деятельности.

Их конечная цель состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов, как основы общественного прогресса.

На сегодняшний день существует достаточно много различных подходов к решению проблемы нормирования качества окружающей среды, однако многие методологические проблемы экологического нормирования остаются нерешенными, в частности критерии нормального функционирования экосистем. К сожалению, ни одна из концепций экологического нормирования не позволяет ответить на основные вопросы, возникающие в практике природопользования.

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения экологической безопасности Управлением Приамурского округа по экологическому и технологическому надзору (территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ) проводятся работы по нормированию в области обращения с отходами. Организация работ по нормированию образования отходов и утверждению лимитов на их размещение осуществляется в соответствии с основными документами [1, 6, 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28].

С целью обеспечения экологических требований законодательства РФ для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов. Нормативным документом предприятия по отходам является проект нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления (ПНОЛРО).

Фактически целью разработки ПНОЛРО является не только уменьшение количества образования отходов, но и в равной мере организация в области обращения с отходами учета и контроля – основ для создания государственной системы управления отходами.

При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:

· экологическая обстановка на данной территории;

· предельно–допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;

· наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.

Содержание и оформление ПНОЛРО.

В проекте должны присутствовать:

1. Справка исходных данных для расчетов (справки об использованных материалах, ведомости станочного парка, автопарка, справки по штатной численности работающих, о законсервированных производственных объектах и пр.), подписанная руководителем предприятия и скрепленная печатью;

2. Согласование органов исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды (для подтверждения достоверности исходных данных в представленных проектах) и согласование Службы технологического надзора Управления Приамурского округа экологического и технологического надзора для предприятий недропользователей;

3. Ссылки на литературный источник информации при расчетах нормативов образования отходов;

4. Характеристика производственных процессов, как источников образования отходов. Данную информацию предпочтительнее представлять в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку, можно в текстовой форме (для предприятий, не имеющих в деятельности технологических процессов).

Проект НОЛРО представляется на бумажном и магнитном носителях и включает:

· титульный лист;

· аннотацию;

· содержание;

· введение;

· общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

· характеристику производственных процессов как источников образования отходов;

· паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);

· перечень, состав и физико–химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;

· расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов;

· материально–сырьевой баланс;

· схему операционного движения отходов;

· характеристику мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов;

· характеристику установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица;

· сведения об объектах размещения отходов;

· сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу;

· сведения о противоаварийных мероприятиях;

· сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица на состояние окружающей среды;

· предложения по лимитам размещения отходов;

· приложения.

Сведения, отсутствующие на магнитном носителе представляются в папке приложений, содержащей:

· лист согласования;

· исходные данные для расчетов нормативов (справка);

· документы по материально-сырьевому балансу и производственных показателях деятельности природопользователя;

· копии отчетной документации о фактах приема или передачи отходов;

· документы, подтверждающие намерение на размещение отходов (например, копии договоров со специализированными организациями);

· графические приложения (обзорная схема размещения предприятия, карта-схема промышленных площадок с указанием объектов размещения отходов).

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Управления Приамурского округа по экологическому и технологическому надзору может осуществляться по упрощенной форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

· суммарное количество отходов не превышает 30 тонн в год;

· масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 1% от общей массы образующихся отходов;

· отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

В случае несоответствия представленного проекта, предприятию направляется заключение с указанием замечаний и предложений, и проект направляется на доработку. После доработки проект рассматривается на общих основаниях.

В проекте, представленном после доработки, необходимо указать, где произведены исправления по каждому пункту замечаний.

При отсутствии замечаний на проект выдается положительное заключение и утверждаются лимиты на размещение отходов на 5 лет, если предприятию не требуется лицензия. Если нужна лицензия, лимиты устанавливаются после получения лицензии.

Каждому производителю продукции устанавливается норматив образования отходов, то есть количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (оказании услуг).

Нормативы образования отходов определяются одним из следующих методов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.