Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория несовершенства рынка 1 страница




ПРИМЕР

Эффект усиления Джонса

В соответствии с теоремой Столпера-Самуэльсона между­народная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно ис­пользуемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для про­изводства товара, цена на который падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост (или снижение) цены фак­тора производства росту (или снижению) цены товара, про­изведенного с его помощью?

Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.

2.3. Экономия от масштаба и внешняя торговля

В начале 80-х годов XX столетия некоторые экономисты (П. Крюгман, К. Ланкастер, Р. Дризе, Г. Хафбауэр) предложи­ли альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Согласно этой теории многие страны обеспечены основны­ми факторами производства в относительно одинаковых про-


порциях и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой, специализируясь в тех отраслях, которые характеризу­ются наличием эффекта массового производства. В этом слу­чае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий ры­нок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объ­яснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными фак­торами производства, и к торговле технологически однородны­ми товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированны­ми товарами (например, автомобилями).

Развитие международной торговли на основе эффекта масштаба

Предположим, что две страны, А и 5, обладают примерно оди­наковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 20 ед. товара X и товара У, что обозначено точкой Е на рис. 2.1. В данном случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть вы­ражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара X (Рх) и товара Y (Ру) представлено вектором относи­тельных цен PxIPy.

С началом торговли каждая страна начинает специализировать­ся на выпуске того товара, в производстве которого она может по­лучить эффект от масштаба. Для страны А - это товар X, а для страны В - товар У. Рост выпуска товара X в стране А отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где бу­дет достигнута полная специализация страны А на выпуске этого товара, который будет доведен до 60 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где до­стигается полная специализация страны В на производстве этого товара (60 ед.).

 

О 10 20 30 40 50 6(Г Товар X Рис. 2.1. Международная торговля на основе эффекта масштаба

Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффек­та масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних изде­ржек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В результате ис­пользования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X растет в большем объеме, чем сокра­щается производство товара Y,

По мере развития внешней торговли и углубления международ­ной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые това­ры. Так, в стране А уменьшается цена товара X относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Ру для страны А - влево, а для страны В - вправо от ее положения, характеризую­щей отсутствие внешней торговли. В результате обе страны полу­чают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товара X и товара У с 20 до 30 ед. Это отражается точкой £,. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D{ и отражает рост уровня потребления обоих това­ров в равной пропорции).

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к из­менениям в рыночной структуре экспортоориентированных отрас­лей. Выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увели­чения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий


и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития со­вершенной конкуренции.

2.4. Международная торговля товарами

Международная торговля товарами (МТТ), появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Она представляет собой совокупность экспорта и импорта.

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ (от лат. exportare - вывозить) - вы­воз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары, вывозимые за границу, так и сделку, то есть действие, имеющее целью реализацию их иностранному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт).

В зависимости от видов товаров существует несколько спо­собов их экспорта. Сырье и необработанные продукты пита­ния обычно экспортируются специализированными торговыми компаниями, которые предварительно закупают товары у про­изводителей от своего имени и со своего счета. Производители таких промышленных товаров, как оборудование, суда, под­вижной состав железных дорог и другие специализированные изделия, как правило, осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером, либо через сеть своих пред­ставительств и агентских фирм.

Наиболее распространенный метод экспорта потребитель­ских товаров состоит в их реализации через универсальные тор­говые дома. В тех случаях, когда поставка потребительских то­варов осуществляется в небольших количествах, используется торговля по почте путем рассылки каталогов. Фирмы, которые устойчиво ориентируют производство на экспорт, стремятся обычно организовать собственную сбытовую сеть за рубежом, для чего создают заграничные филиалы и дочерние общества,

 

которые делятся на заграничные оптовые конторы, предприятия розничной торговли, ремонтные предприятия, пункты сервиса.

Помимо производителей экспортной продукции в зарубеж­ных продажах участвуют специализированные внешнеторговые предприятия. Они делятся на экспортно-импортные фирмы и торговые дома — предприятия, совершающие внешнеторговые операции как со своего счета, так и на комиссионных началах с самым широким кругом товаров. В первом случае фирма снача­ла закупает товар у национального или иностранного произво­дителя, а затем перепродает его от своего имени. Во втором слу­чае торговля осуществляется за счет и от имени производителя или покупателя. Экспортные фирмы в отличие от торговых до­мов не носят универсального характера, а специализируются на продаже определенной группы товаров. Объектом их торговли являются преимущественно товары потребительского назначе­ния, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, а также кустарных промыслов. Агентские фирмы, являющиеся обычно юридическим лицом страны-импортера, осуществляют продажу товаров иностранной фирмы исключительно на ко­миссионных началах. Они действуют на основе долгосрочных соглашений (агентских договоров) с иностранным экспортером и позволяют последнему избегать посредничества фирм и рас­ходов по созданию собственной сбытовой сети. Фирма получа­ет комиссионное вознаграждение, которое, как правило, взима­ется с продавца в размере до 10% стоимости сделки.

ИМПОРТ ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить) - ввоз то­варов из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются това­ры иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью пот­ребления или последующего вывоза из страны.

Структура импорта материальных ценностей (видимый им­порт) определяется особенностями природных условий, струк­туры экономики страны и ее ролью в международном разделе­нии труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды мине­рального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, ко­торые в силу природных условий не могут производить сами.

В импорте промышленно развитых стран высока доля про­мышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что


объясняется углублением международной специализации и кооперирования производства. Развивающиеся страны, для которых импорт машин и оборудования крайне важен для ин­дустриализации экономики, вынуждены в то же время ввиду отсталости сельского хозяйства ввозить и некоторые виды про­довольствия.

Импорт в большей степени, чем экспорт, подвергается го­сударственному воздействию, которое особенно усиливается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках и обострении проблемы платежного баланса. Импорт регулируется таможенными пошлинами, количественными ог­раничениями, системой лицензирования и другими нетариф­ными барьерами (см. тему 3). В условиях формирования наци­ональной экономики и перевода ее на рыночные рельсы госу­дарство использует рычаги ограничения импорта для защиты интересов национальной экономики.

Сумма экспорта и импорта товаров называется товарообо­ротом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Если экспорт пре­вышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгово­го баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит, или «отрицательное сальдо торго­вого баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров недостаточен для оплаты импорта товаров. Финансирование этого дефицита осуществляется либо за счет зарубежных зай­мов (путем залезания в долги), либо за счет сокращения собс­твенных активов (вывоза золота, валюты, продажи земли, не­движимости и др.).

Для анализа динамики МТТ используются показатели сто­имостного и физического объема внешней торговли. Стоимос­тный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с исполь­зованием текущих валютных курсов. Физический объем вне­шней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее ре­альную динамику.

На международные товарные потоки могут оказывать влия­ние следующие факторы: научно-технический прогресс, меня­ющий структуру мировой торговли; либерализация междуна-

 

 

родной торговли; экономическая интеграция; активная деятель­ность транснациональных и межнациональных корпораций на мировом рынке; мировые кризисы и др.

2.5. Международная торговля услугами

Наряду с международной торговлей товарами широко раз­вита и торговля услугами1. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При постав­ках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время между­народная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной торговлей товарами. Основное от­личие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществлен­ной формы, хотя ряд услуг приобретает ее (например, в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др.) Однако с развити­ем и распространением Internet существенно снижается необ­ходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредс­твенных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа меж­дународной торговли услугами:

1. Трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда
продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу.
Ее пересекает только услуга (например, юридическая консуль­тация из-за границы по телефону).

2. Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потре-битель из одной страны приобретает и потребляет услугу на тер­-
ритории другой страны (например, выезд за границу на учебу).

3. Торговое присутствие продавца в стране предоставления
услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу,
пересекает границу и, находясь на территории данной страны,

' Услуга — действие, приносящее полезный эффект ее потребителю.


открывает представительство или дочернюю фирму, через ко­торые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (например, приезд из-за границы врача для лечения больного).

4. Присутствие на территории данной страны физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга пре­доставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя (например, приезд из-за границы персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране).

Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расши­ряется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

I) услуги для бизнеса;
2)строительные услуги;

3) услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникаци­онные);

4) дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, роз­ничная и оптовая торговля, франчайзинг);

5) транспортные услуги;

6) финансовые услуги;

7) образовательные услуги;

8) услуги здравоохранения;

9) туристические услуги;
10)рекреационные услуги;

II) услуги по охране окружающей среды;

12) услуги, в другом месте не классифицированные.

Для либерализации и регулирования международной тор­говли услугами в рамках ВТО действует Генеральное соглаше­ние по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит:

1) положения, определяющие основные обязанности членов
ВТО в области торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на
рынки услуг;

4) определенные принципы использования национального
режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере
МТУ.


 

 

В соответствии с положениями ГАТС все члены ВТО долж­ны придерживаться следующих принципов в области торговли услугами: обеспечивать прозрачность системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантировать доступ к на­циональным процедурам разрешения споров и, в особенности, к кассационным процедурам в отношении административных решений; не расширять круг ограничений в доступе на рынок услуг и следовать принципу национального режима, если та­кое обязательство было внесено в национальный список обяза­тельств; соблюдать процедуры разрешения споров во всех об­ластях, регулируемых ВТО; участвовать в переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании нацио­нальных списков обязательств.

В то же время каждая страна имеет право: сохранять на­циональную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех ус­лугодателей при соблюдении принципа недискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса; использовать различное трактование отечественных и загра­ничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т.е. применять так называемые правила предусмотрительности; участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

2.6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности

В экономической науке под «интеллектуальной собствен­ностью» понимают собственность на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интеллекту­альной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование. Никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллекту­альную собственность без его разрешения.


Международным правовым актом - Конвенцией об учреж­дении Всемирной организации интеллектуальной собствен­ности— определено, что «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художествен­ным и научным произведениям; исполнительской деятельнос­ти артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным зна­кам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и ком­мерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуаль­ной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

В законодательстве некоторых стран этот список расширен. В него стали включать: произведения науки, литературы и ис­кусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограм­мы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; се­лекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; то­варные знаки и знаки обслуживания; наименования мест про­исхождения товаров; коммерческие обозначения.

Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собс­твенность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Наиболее характерными объектами промыш­ленной собственности являются полезные модели, промыш­ленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслужи­вания, фирменные наименования и наименования мест проис­хождения товаров. К другой категории объектов интеллекту­альной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литера­турные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, про­граммы для ЭВМ.

 

 

В условиях глобализации мировой экономики для успешно­го распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий, разви­ваются другие отношения рыночного характера в этой сфере. В этих условиях происходит формирование мирового РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, который пред­ставлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продук­ции, информации и прав.

Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоем­кой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника и т.п.), который развивает­ся быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. Посредством интеллектуальной собственности на этом рынке охраняются определенные рыноч­ные ниши, своеобразные зоны получения сверхприбыли. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы — Германией, Франци­ей и Великобританией.

На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что компьютерная техника и Интернет начинают вытеснять все ос­тальные носители.

На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Па­тентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса. Защита патентов становится одной из стратегических целей как отдельно взятых компаний, так и государств.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственнос­ти (ОИС) осуществляется для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотно­шений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и ав­торского. Под действие первой из них подпадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными зна-


ками и другими объектами промышленной собственности. Вто­рая - связана с правоотношениями, касающимися литератур­ных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые ОИС, получившие распространение сравнительно недавно, не подда­ются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей зако­нодательства. Такие ОИС принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся коммерческая тайна, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и др.

В мировой практике существуют две системы правовой ох­раны интеллектуальной собственности авторов нововведений: романо-германская и англо-саксонская. В странах романо-гер-манской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «при­нцип первого изобретателя», т.е. по факту преждепользования.

Значительная роль в защите интеллектуальной собствен­ности принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей своего рода кодекс правовых норм, регулиру­ющих не только международный обмен товарами и услугами, но и объектами интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как приложение к Соглашению об образовании ВТО стало всеобъемлющим соглашением в области интеллектуаль­ной собственности, которое привело систему охраны прав ин­теллектуальной собственности в рамки общих международных правил.

2.7. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития

В современном мире состояние внешней торговли государс­тва — это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешне­торгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим при­оритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных

 

ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентиро­ванных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.

Республика Беларусь поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В структуре внешнеторгового оборота око­ло 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в кото­ром достигает почти 50%. На втором месте — развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, разви­тые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании.

В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, продукты хи­мической промышленности. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов - 24 тыс. штук (97% от их про­изводства); грузовых автомобилей - 11,3 тыс. штук (74% от их производства); телевизоров - 408 тыс. штук (65% от их произ­водства); холодильников, морозильников - 655 тыс. штук (76% от их производства); химических волокон и нитей — в среднем в год 148 тыс. тонн (70% от их производства); калийных удоб­рений - свыше 3 млн тонн (83% от их производства); азотных удобрений- 353 тыс. тонн (58% от их производства). В экспор­те Республики Беларусь значатся и «минеральные продукты». В основном это продукты переработки нефти. Их доля в группе превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов.

Далее идут: черные и цветные металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кро­ме текстильного); текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; кожевенное сырье и изделия из него; прочее.

В товарной структуре белорусского импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспорт­ные средства, продукция химической промышленности, чер­ные и цветные металлы.

Ежегодно Республика Беларусь в среднем импортирует око­ло: 2 млн тонн черных и цветных металлов; 12 млн тонн сырой нефти; 0,7 млн тонн нефтепродуктов; 17,5 млрд куб. метров


природного газа; 430 тыс. тонн угля; 7,5 млрд кВт/ч электро­энергии; 104 тыс. тонн растительного масла; 1300 тыс. тонн зерновых культур.

Одной из проблем экономики республики является ее высо­кая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов.

Экспорт и импорт услуг составляют довольно скромную долю в общем объеме товарооборота. Так, доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля их импорта - около 7 %. Среди экспортных услуг основными явля­ются: транспортные; строительные; услуги связи; туристичес­кие; аренда; финансовые. Среди импортных услуг выделяются туристические; транспортные; услуги связи; аренда; строитель­ные; финансовые.

Негативным показателем в торговле Республики Беларусь является постоянное в течение последних лет превышение им­порта над экспортом. Так коэффициент покрытия импорта экс­портом Республики Беларусь за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе.

Основные направления внешней торговли Республики Беларусь на ближайшие годы определены «Программой со­циально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с этой программой главным направлением внешнеэкономической деятельности на перс­пективу станет осуществление эффективной единой промыш­ленной, внешнеторговой и -макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иност­ранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоем­кой высокотехнологичной продукции; поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфра­структуры экспорта; расширение номенклатуры и увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.

Качественно новый уровень функционирования экономики позволит проводить политику внешнеторговой экспансии пу­тем избирательного ее применения как к отдельным государс­твам, так и к группам стран или союзам.

 

Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником ва­лютных поступлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.