Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория несовершенства рынка 2 страница




Реализация поставленных задач позволит сбалансировать внешнеторговый оборот и выйти на положительное сальдо вне­шней торговли.


НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ

3.1. Внешнеторговая политика: сущность и цели.

3.2. Виды внешнеторговой политики. Протекционизм и свободная
торговля.

3.3. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней
торговли. Виды таможенных тарифов.

3.4. Демпинг: разновидности и условия для применения.

3.5. Международные торгово-экономические организации. Все­
мирная торговая организация.

3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь.

3.1. Внешнеторговая политика: сущность и цели

Международная торговля, учитывая ее влияние на внут­реннюю и внешнюю политику, подвергается значительному воздействию со стороны государства. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами.

Международная координация в этой сфере предполагает выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договариваю­щиеся стороны. В сфере торгового обмена эти нормы и правила вырабатываются, прежде всего, в рамках Всемирной торговой организации (см. вопрос 3.5).

Основными целями внешнеэкономической и внешнеторго­вой политики являются: обеспечение экономического роста; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение тру­да; сохранение политической и экономической независимости страны; сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.

Во внешнеторговой политике переплетаются интересы раз­личных субъектов международных отношений: государств, интеграционных объединений, монополий, финансовых, торго­вых, профессиональных и других групп. Поэтому современная

 

 

внешнеторговая политика-это сложная система, формирующа­яся под влиянием национальных, экономических и политичес­ких факторов. Она подвергается воздействию процессов, про­исходящих во всей системе международных экономических от­ношений и, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Интернационализация экономики породила интег­рационные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В ре­зультате деятельности интеграционных группировок происхо­дит формирование единой для них системы регулирования вне­шнеэкономических связей, получившей название коллективно­го протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли при одновре­менном проведении согласованной единой протекционистской политики. В формировании внешнеторговой политики актив­ное участие принимает государство, монополистические груп­пировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве стран существуют крупные объ­единения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимате­лей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеторговой политики страны.

Современная внешнеторговая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирую­щих и стимулирующих внешнеторговые связи. К ним относят­ся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кре­дитов и государственных гарантий по ним, кредитов междуна­родных финансовых организации, экспортных премий товарно­го и валютного демпинга, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта то­варов. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет вывоз капитала.

В сложном комплексе торгово-политических методов в пос­ледние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помо­щью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и адми­нистративные рычаги используются все более широко в целях


регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и до­черние фирмы транснациональных компаний (ТНК), крупные компании и их отделения связаны между собой системой со­глашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключа­ются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возво­дят торговополитических барьеров», упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политичес­ких барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной вне­шнеторговой политики, получил название ограничительной практики монополий.

Внешнеторговая политика - один из основных макроэконо­мических инструментов, применяемый для ускорения либо за­медления экономического роста внутри страны.

3.2. Виды внешнеторговой политики. Протекционизм и свободная торговля

Основными видами внешнеторговой политики являются: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля.

Меркантилизм - это политика, направленная на стимули­рование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он, как правило, приводит к сни­жению экономической активности, падению жизненных стан­дартов внутри страны, ограничению импорта. В современной внешнеторговой практике этот вид политики практически не используется.

Основными видами современной внешнеторговой политики являются протекционизм и свободная торговля.

Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конку­ренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная за-

 

 

щита недавно созданных отраслей отечественной экономики; расширение внешнего рынка.

Барьеры, используемые государством для защиты националь-юй экономики, делят на экономические и неэкономические.

К экономическим барьерам относят: таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от инос-транной конкуренции; импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

К неэкономическим барьерам относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах; систему лицензирования, с помощью которой ограничивается импорт товаров; введение неоправданных стандартов качества продукции; субсидиро­вание таких видов деятельности, экономическая неэффектив­ность которых признана.

Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ог­раничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Юридические и физические лица свободны в принятии и реализации решений по ведению внешней торговли.

В пользу свободной торговли выдвигаются следующие ар­гументы:

• беспрепятственно осуществляемая торговля способствует
взаимовыгодному международному разделению труда;

• в большой степени увеличивает реальный национальный
продукт всех стран;

• создает возможность повышения уровня жизни на всем
земном шаре.

Основой школы свободной торговли является теория срав­нительных конкурентных преимуществ стран, сформулирован­ная Рикардо в его книге «Принципы политической экономии и налогообложения». Суть этой теории состоит в том, что если страны специализируются на товарах, в которых они имеют наибольшее конкурентное преимущество, продавая излишки в обмен на товары других стран, совокупное богатство экономи­ческих субъектов увеличивается.

Следует заметить, что в «чистом виде» вышеперечисленные виды торговой политики практически никогда не используются.


3.3. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов

Государственное регулирование внешней торговли основы­вается на тарифных и нетарифных методах.

Тарифные методы предполагают использование таможен­ных тарифов.1

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ представляет собой систематизи­рованный перечень таможенных пошлин, которыми облагают­ся ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по опре­деленным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависи­мости от страны происхождения товара. Данный тариф не пре­дусматривает достаточной маневренности в таможенной по­литике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждому то­вару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто ис­пользуется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их то­вары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы дру­гим государствам, развивая с ними более тесное экономичес­кое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Ав­тономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с ко­торыми не заключены торговые договора и соглашения. Кон­венционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем ав­тономные. Они определяются на базе двухстороннего или мно­гостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора. Преференциальные

_______________

1Тариф - ставка или совокупность ставок обложения или оплаты за пользование чем-нибудь

 

ставки предусматривают самые низкие ставки, которые уста­навливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических груп­пировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развиваю­щимися странами.

Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пе­ресекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функ­цию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

Экспортные пошлины - это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экс­порт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (на­пример, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересе­кают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

По форме обложения различают пошлины: адвалорные, ко­торые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде опреде­ленной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (на­пример, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалор­ной, и специфической пошлинами.

К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным то­варопроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или кос­венно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, ввози­мых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.


Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограни­чения объемов импорта и экспорта.

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулиро­вания торгового оборота, определяющая количество и номен­клатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ог­раничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эм­барго.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эф­фективным элементом осуществления внешнеторговой поли­тики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо между­народными обязательствами; более удобны в достижении иско­мого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой эко­номике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

При классификации нетарифных методов используют ме­тодику, разработанную Секретариатом ВТО, в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количес­твенные ограничения импорта и экспорта; таможенные и адми­нистративные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.

3.4. Демпинг: разновидности и условия для применения

ДЕМПИНГ представляет собой способ завоевания экспор­тером внешнего рынка путем продажи на нем своих товаров по ценам более низким, чем на внутреннем рынке.

Опасность демпинга определяется его направленностью на завоевание рынка путем вытеснения с него конкурентов из числа местных производителей за счет низкой цены с последу­ющей монополизацией рынка и установлением новой, значи­тельно более высокой монопольной цены. Такой вид демпинга получил название «хищный». Он по времени действия являет-

 

ся более продолжительным в отличие от временного или слу­чайного, предпринимаемого, в основном, для избавления от излишков продукта на зарубежных рынках без снижения цен на внутреннем рынке.

Более изощренным является демпинг, при котором первона­чально осуществляется ввоз в третью страну давальческого сы­рья по низким ценам с последующей продажей произведенной продукции в другие страны. Такой вид демпинга обозначает­ся термином «окольный» или «демпинг по технологической цепочке». Он признается более опасным, чем «хищный», пос­кольку, с одной стороны, другие страны вытесняются с сырье­вого рынка третьей страны, а с другой стороны, полученная в результате такой операции продукция не может быть признана демпинговой в другой стране, поскольку цена в стране экспорта не будет отличаться от экспортной цены в большую сторону.

Следует иметь в, виду, что сама по себе поставка товаров по низким ценам не может считаться демпингом. В определенных случаях товары могут поставляться по низким ценам и даже бесплатно в порядке помощи развивающимся странам или странам, испытывающим экономические трудности, вызван­ные различными катаклизмами природного или социального характера.

Современное законодательство развитых стран различает три основных типа демпинга: ценовой, стоимостный и неры­ночный.

Ценовой демпинг представляет собой продажу товара на эк­спортном рынке по цене, которая ниже его цены на националь­ном рынке.

При стоимостном демпинге продажа товара на экспортном рынке осуществляется по цене, которая ниже его стоимости.

Нерыночный демпинг применяется тогда, когда товар экс­портируется из страны с нерыночной экономикой.

В коммерческой практике демпинг может приобретать сле­дующие формы: спорадический, преднамеренный, постоянный, обратный и взаимный.

Спорадический демпинг представляет собой эпизодическую продажу излишних запасов товаров на внешнем рынке по зани­женным ценам. Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использо-


вать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.

Преднамеренный демпинг связан с временным умышлен­ным снижением экспортных цен с целью вытеснения конку­рентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг характеризует постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

Обратный демпинг предполагает завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непред­виденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг - это встречная торговля двух стран од­ним и тем же товаром по заниженным ценам.

3.5. Международные торгово-экономические организации. Всемирная торговая организация

Для развития мировой торговли особое значение имеют международные торгово-экономические организации и согла­шения, в которых участвуют почти все страны мира. Основны­ми из них являются: Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Меж­дународная таможенная организация (МТО) и Международная торговая палата (МТП).

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО), явля­ющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерально­го соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), была создана по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) 1 января 1995 г. Место расположения - г. Женева (Швейцария). Главой ВТО является генеральный директор. Штат Секретари­ата составляет 500 сотрудников. На конец 2008 г. членами ВТО были 186 стран.

ВТО призвана регулировать торгово-экономические отно­шения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров

 

 

(1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулиро­вания проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и для контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функциони­рует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствова­нием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правшами ВТО явля­ются: взаимное предоставление режима наибольшего благо­приятствования в торговле; взаимное предоставление нацио­нального режима товарам и услугам иностранного происхож­дения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ог­раничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за вы­полнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными страна­ми-членами; разрешение торговых споров; мониторинг нацио­нальной торговой политики стран-членов; техническое содейс­твие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специа­лизированными организациями.

Все страны - члены ВТО принимают обязательства по выпол­нению основных соглашений и юридических документов, объ­единенных термином «Многосторонние торговые соглашения».

КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономи­ческая организация, членами которой являются 186 государств. Местопребывание ЮНКТАД - г. Женева (Швейцария).

Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - чле­на ООН, специализированных учреждений ООН и Международ­ного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).


Основными задачами ЮНКТАД являются: поощрение меж­дународной торговли, прежде всего между развитыми и разви­вающимися странами; разработка рекомендаций по вопросам развития международных экономических отношений; согласо­вание политики правительств и региональных экономических организаций в сфере торговли и связанных с ней аспектах эко­номического развития; координация деятельности других уч­реждений ООН по вопросам международной торговли.

Отличие ЮНКТАД от ВТО заключается в следующем: ЮНКТАД вырабатывает общие торгово-политические принци­пы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остают­ся в основном чисто торговые вопросы; решения, принимаемые ЮНКТАД, не являются юридически обязательными в отличие от решений ВТО.

Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конфе­ренция, состоящая из представителей государств-членов. Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и раз­витию, обеспечивающий непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и Социаль­ный Совет (ЭКОСОС).

Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый Генеральным секретарем, является частью Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудни­чество между развивающимися странами и специальные про­граммы, взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услу­ги в области управления и оперативно-функционального обес­печения программ). Помимо этого, Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по между­народным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничес­тва (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР.

Главная задача организации - разработка и распространение единых таможенных «правил игры» с целью ускорения мирово-

 

 

го товарооборота, унификация и облегчение перемещения това­ров и физических лиц через таможенные границы при обеспе­чении контрольных и фискальных функций таможни.

Представительными органами МТО являются Совет, состоя­щий из председателя, шести вице-председателей, которые одновременно являются представителями регионов, Политичес­кая комиссия, Финансовый комитет и технические комитеты.

Высший орган Совета - ежегодная встреча глав таможенных служб государств-членов, на которой рассматриваются ма­териалы, подготовленные Политической комиссией и Финан­совым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности МТО. Постоянно действующим исполнительным органом организации является Секретариат, который располагается в г. Брюсселе (Бельгия).

Одним из основных направлений деятельности МТО явля­ется выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации доку­ментов и их адаптации к изменениям в мировой экономике.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 г. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпри­нимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей, имеющая зарубеж­ные представительства более чем в 50 странах мира. МТП рас­полагается в г. Париже (Франция).

Основными целями МТП являются: содействие развитию предпринимательства путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов; приня­тие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли; защита системы частного предпринимательства.

Высшим руководящим органом МТП является Совет, кото­рый собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назна­чаются национальными комитетами и группами. Исполнитель­ный совет, в состав которого входят от 15 до 21 представителя государств-членов, избирается Советом МТП. Он несет ответс­твенность за проведение политики МТП. Исполнительный со­вет проводит не менее трех сессий в год. Генеральный секре­тарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем Исполнительного совета.


Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП. Она состоит из пяти основных департаментов: Международного арбитраж­ного суда; Международного бюро торговых палат; Института права и практики в сфере бизнеса; служб МТП по борьбе с эко­номической преступностью; Всемирного совета по вопросам окружающей среды.

МТП наделена консультативным статусом в ООН с тем, что­бы иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых и развивающихся стран. Она поддерживает отноше­ния с основными межправительственными и неправительс­твенными международными экономическими организациями.

3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Исторически так сложилось, что экономика Республики Бе­ларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. Высокая внешнеторговая квота (отношение объема внешнего товарообо­рота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 62%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусско­го государства.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь строится на основе международных норм и демократических стандар­тов, соблюдения международных договоренностей, многовек-торности и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, ди­намичного развития экономики и социальной сферы. В связи с этим важнейшими задачами должны стать: создание полити­ческих, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта; расширение торгово-экономических свя­зей с различными странами, региональными союзами и между­народными экономическими организациями; участие страны в

 

 

международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.

Основные принципы формирования внешнеторговой по­литики нашего государства заложены в «Программе социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». Они включают меры регулирования внешней тор­говли, а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки. Для их решения необходимо осуществить комплекс основных мероп­риятий:

—активизировать участие Республики Беларусь в организа­ции международного партнерства по решению проблем перехо­да к устойчивому развитию;

—продолжить курс на либерализацию внешней торговли при
условии обеспечения экономической безопасности и защиты
национальных интересов во внешнеэкономической деятельности;

—проводить в рамках общепринятых процедур политику ра­зумного протекционизма в отношении отечественных товаро­производителей;

 

—обеспечить реализацию конкурентных преимуществ стра­ны при осуществлении внешней торговли;

—создать условия для привлечения зарубежных и отечес-твенных инвестиций в перспективные программы и проекты,
обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой
продукции, соответствующей международным нормам и эколо­гическим стандартам;

 

—способствовать приоритетному развитию тех форм меж­дународного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики страны;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.