Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эклектическая парадигма, или парадигма ОLI-преиму-ществ Дж. Даннинга 2 страница




Одним из условий, способствующих росту международного движения капиталов, является создание и функционирование свободных экономических зон.

Под СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ (СЭЗ) понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, вне­шнеторговой и инвестиционной деятельности.


Основными признаками СЭЗ являются:

• определенная обособленность зоны от остальной террито-
рии страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном,
валютно-финансовом отношениях;

• беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза това­ров;

• создание льготных условий экономической деятельности и
финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до
снятия каких-либо ограничений на их деятельность;

• существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у
национальной экономики в целом.

СЭЗ могут располагаться как на очень компактной, неболь­шой площади (это так называемые «точечные» зоны, типичным примером которых могут быть отдельные предприятия или магазины), так и занимать значительные по своим масштабам площади. В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются следующие виды таких зон:

1. Зоны беспошлинной (или свободной) торговли. Они пред­ставляют собой исторически самый ранний тип СЭЗ. Первым
историческим примером такого рода СЭЗ был «свободный
порт» Генуя (с 1595 г.).

2. Экспортные промышленные зоны (или свободные зоны
поощрения экспорта). Целью такого рода зон является поощре­ние развития в данной стране экспортоориентированных совре­
менных производств.

3. Зоны развития новых и высоких технологий. Яркими при­
мерами такого вида зон являются современные технопарки в
США, технополисы в Японии, «бизнес-инновационные цент-
ры» в странах ЕС. Основная цель этих СЭЗ - развитие науко­емких отраслей высоких технологий. Республика Беларусь на­ходится на начальном этапе создания и функционирования СЭЗ
такого вида.

4. Специальные экономические зоны. Это СЭЗ, которые со­здаются для развития конкретного, очень важного для данной
страны направления деятельности (например, туристские зоны).

5. Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные
зоны. Главное в них состоит в том, что они обладают практи­чески всеми чертами других специальных зон.

 

 

В Республике Беларусь на сегодняшний день функциони­рует шесть свободных экономических зон: «Брест», «Минск», «Витебск», «Гродно-Инвест», «Могилев», «Гомель-Ратон». Со­здание и функционирование этих СЭЗ позволяет решать целый ряд важных для страны задач: повысить международную кон­курентоспособность национального производства; увеличить приток в страну свободно конвертируемой валюты в результате наращивания экспорта отечественных товаров и услуг; уско­рить развитие новых видов производств и изменить структуру национального производства; обеспечить научно-техническое развитие страны; решить многие социальные проблемы.

4.11. Международные и региональные финансовые институты

Международные валютно-кредитные и финансовые органи­зации в экономической науке условно объединяются в понятие «международные финансовые институты». Причинами их воз­никновения являются: усиление интернационализации хозяйс­твенной жизни, образование ТНК и ТНБ, деятельность которых выходит за национальные границы; развитие межгосударствен­ного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений; необходимость совместного решения проблем мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Целями международных финансовых институтов являются: объединение усилий мирового сообщества в целях стабилиза­ции международных финансов и мировой экономики; осущест­вление межгосударственного валютного и кредитно-финан­сового регулирования; совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютной и кредитно-финансо­вой политики.

Координация действий в валютно-финансовой сфере проис­ходит как на региональном, так и на мировом уровне. Среди ми­ровых финансовых институтов особую роль в мировой эконо­мике играют: Международный валютный фонд (МВФ), Группа Всемирного банка. Организация экономического сотрудничест­ва и развития (ОЭСР) и Банк международных расчетов (БМР).


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - международ­ная валютно-кредитная организация, имеющая статус специ­ализированного учреждения ООН. Создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вуде (США) в 1944 г., начал функционировать с марта 1947 г. Правление фон­да находится в Вашингтоне (отделение - в Париже) и состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Азии, Европы, Среднего Востока и Западного полушария.

Согласно Уставу официальными целями МВФ являются:

- содействие развитию международной торговли и валютно-
го сотрудничества путем установления норм регулирования ва-
лютных курсовл контроля за их соблюдением, многосторонней
системы платежей и устранения валютных ограничений;

- предоставление государствам-членам средств в иностран-
ной валюте для выравнивания платежных балансов.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — чле­нов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международ­ной торговле.

Руководящие органы МВФ - Совет управляющих и Ди­ректорат. Совет управляющих - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов или управляющих Центральными банками государств-членов. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Директо­рат - исполнительный орган, регулирующий повседневную деятельность фонда. В его состав входят 22 директора: 5 ди­ректоров - от США, Великобритании, ФРГ, Франции и Японии как стран с наибольшими квотами, 1 директор от Саудовской Аравии как наиболее крупного вкладчика капитала, 16 дирек­торов избираются на двухлетний срок остальными странами с учетом принципа географического представительства (из них только директор от Китая представляет одну страну). Директо­рат назначает директора-распорядителя, который выступает в качестве председателя. Голоса в руководящих органах распре­деляются между странами исходя из размера квот.

Членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в МБРР и для получения льготных кредитов MAP.

 

 

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА. Его руководящим ядром является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который вместе со своим филиалом - Международной ассоциацией развития - образуют так называемый Мировой банк. МБРР - это межгосударственный инвестиционный инс­титут, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с ре­шениями Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции.

Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его Уста­вом, официально вступило в силу в 1945 г., а банк начал фун­кционировать с 1946 г. Официальная цель МБРР - содействие странам-участницам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантиро­вания частных инвестиций. Местонахождение органов управ­ления МБРР - Вашингтон.

МБРР имеет четыре родственных подразделения: Между­народную финансовую корпорацию (МФК); Международную ассоциацию развития (MAP); Международный центр урегули­рования инвестиционных споров (МЦУИС); Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Международная ассоциация развития (MAP) - создана в 1960 г. как филиал МБРР. Официальная цель деятельности - со­действие экономическому развитию наименее развитых стран путем предоставления им льготных кредитов.

Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 г. как филиал МБРР для капиталовложений в частный сектор развивающихся стран - участниц МФК.

Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров (МЦУИС) - создан в 1966 г. для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для про­ведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами.

Международное агентство по гарантированию инвести­ций (МАГИ) - создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении является независимым. Как специ­ализированное учреждение Агентство входит в систему ООН. МАГИ создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТ­ВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - межгосударственная экономичес­кая организация стран, активно сотрудничающих в валютно-финансовой сфере. В нее входят все промышленно развитые страны. Она заменила с сентября 1961 г. Организацию европей­ского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную после 2-й мировой войны в связи с осуществлением плана Маршалла. Штаб-квартира ОЭСР - в Париже.

Организация экономического сотрудничества и развития призвана: содействовать экономическому развитию стран-чле­нов, добиваясь полной занятости и повышения жизненного уровня при поддержании финансовой устойчивости; способс­твовать подъему экономики развивающихся стран, расширению международной торговли на многосторонней недискриминаци­онной основе; выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних действий в сфере экономи­ки на платежные балансы других стран.

БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ создан в 1930 г. в Базеле (Швейцария). Он объединяет Центральные банки прак­тически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70 Цент­ральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. Разработанные в 1992 г. в его комитетах и структу­рах правила государственного регулирования и надзора за бан­ковской деятельностью стали обязательными для всех коммер­ческих банков стран - членов ОЭСР.

Из региональных финансовых институтов, играющих опре­деленную роль в мировой экономике, выделяют: Европейский инвестиционный банк; Европейский банк реконструкции и раз­вития; Азиатский банк развития; Африканский банк развития; Исламский банк развития; Межамериканский банк развития.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) начал свою де­ятельность как финансовый институт Европейского экономи­ческого сообщества (ныне Европейского союза) в 1958 г. Место нахождения - Люксембург. Все государства ЕС являются акци­онерами ЕИБ. Банк предоставляет кредиты не только странам -членам ЕС, но и другим европейским странам, а также странам, расположенным в других регионах.


 



 

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) осу­ществляет операции в 27 государствах Восточной, Центральной Европы и бывшего СССР. Совладельцами банка стали 60 стран, в том числе Россия, а также две международные организации -Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский союз) и Европейский инвестиционный банк. Членами ЕБРР является также ряд неевропейских государств. Основная цель ЕБРР - содействие странам в переходе к рыночной экономике. Банк работает в основном с частными компаниями.

Азиатский банк развития (АзБР) осуществляет опера­ции в странах Азиатского региона. Членами банка являются не только страны региона, но и европейские государства, а также США и Канада.

Высшим административным органом АзБР является Совет управляющих (по одному от каждой страны - члена банка).

Африканский банк развития (АфБР) действует на Аф­риканском континенте. Утвержден в 1964 г. Штаб-квартира — в столице Кот-д'Йвуара Абиджане. Членами банка являются африканские и неафриканские государства, расположенные в Азии, Европе, Северной и Южной Америке. Основная цель банка - кредитование мелкого и среднего бизнеса.

Исламский банк развития (ИБР) начал свою деятельность в 1975 г. в соответствии с решением конференции министров финансов мусульманских стран. Официальная цель деятель­ности - содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин. Основным условием для вступления в банк является членство в Организа­ции Исламская конференция.

ИБР действует в соответствии с исламскими принципа­ми банковского дела, запрещающими взимание процентов за кредит. Он предоставляет беспроцентные займы, получая воз­награждение за обслуживание. Банк осуществляет вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов, при­нимает участие в финансировании предприятий в виде согла­шений о разделе прибыли, а также получает доход от участия в совместных прибыльных операциях.

Межамериканский банкразвития (МаБР) создан по иници­ативе латиноамериканских стран. Членами МаБР являются как


латиноамериканские страны, так и страны с развитой рыночной экономикой (США, Япония, Канада, Израиль и некоторые евро­пейские страны). Высшим административным органом в МаБР является Совет управляющих (по одному от каждой страны — члена банка). Операциями банка руководит Совет исполнитель­ных директоров.

МаБР предоставляет кредиты как на обычных, рыночных условиях, так и на льготных условиях из Фонда специальных операций.

 

 

Тема 5_________________________________

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

5. /. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, при­чины, виды, последствия.

5.2. Формы и методы регулирования внешней трудовой миграции.

5.3. Миграционная политика Республики Беларусь.

5.1. Международная миграция

трудовых ресурсов: понятие, причины, виды,

последствия

Одной из форм современных международных экономичес­ких отношений является МИГРАЦИЯ рабочей силы, под кото­рой понимается перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и луч­ших условий жизни.

Внешний рынок рабочей силы предполагает мобильность рабочей силы между фирмами на общемировом уровне. Здесь механизм его регулирования охватывает более широкий круг экономических, юридических, социальных и иных факторов, определяющих функционирование этого рынка. Эти отноше­ния регулируются на основе международных норм и соглаше­ний, определяющих условия и порядок перемещения рабочей силы через границу, трудоустройство иностранных граждан, их юридическую и социальную защиту в стране пребывания и др.

Внешний рынок рабочей силы формируется под воздейс­твием двух потоков - эмиграции и иммиграции рабочей силы. ЭМИГРАЦИЯ - это выезд работников данной страны на работу в другие страны. ИММИГРАЦИЯ - это обратный процесс, то есть въезд иностранных рабочих на работу в данную страну.

Основной экономической причиной внешней трудовой миг­рации является уровень развития стран, определяющий разную степень занятости населения и размер заработной платы. Пос­ледние порождают и так называемую «голодную» миграцию. Другие причины миграции рабочей силы - политические и рели­гиозные преследования, природные и техногенные катастрофы, войны, личностные мотивации - относят к неэкономическим.


Базовой формой организации внешней трудовой миграции, принятой в международной практике, являются двусторонние соглашения между заинтересованными государствами, где, в частности, оговариваются социальное и трудовое равноправие между иммигрантами и гражданами страны пребывания. Важ­ное значение для внешней трудовой миграции имеет закон о въезде и выезде, который принимается каждым отдельным го­сударством в целях защиты внутреннего рынка рабочей силы. Так, ряд экономически развитых стран ввели количественные ограничения (ежегодные квоты) на въезд иностранцев в стра­ну. Более того, некоторые из них определяют круг профессий и квалификацию рабочих-иммигрантов, устанавливают возрас­тные ограничения, определяют другие условия въезда в стра­ну. Ограничению въезда иностранцев в страну способствуют и такие факторы, как: незнание иностранного языка; непризна­ние статуса отечественного диплома об образовании; незнание культуры и обычаев страны планируемого пребывания; отсутс­твие национальных законов, гарантирующих защиту прав ее граждан за рубежом и по возвращении на родину и др.

В международной практике управления миграционными процессами функции найма рабочей силы в стране эмиграции (иммиграции) обычно выполняет частный агент. Поскольку выбор места жительства и работы относятся к числу основных прав человека, то гражданин вправе заключать индивидуаль­ный трудовой контракт с любым работодателем зарубежного государства, а миграционная служба должна оказать ему в этом содействие.

Формирование рынка рабочей силы на основе миграцион­ных потоков имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная сторона этого процесса состоит в том, что, «прокачав» часть своего трудоспособного населения через экономически более развитые страны, страна-экспортер рабо­чей силы приобретает силы и средства для своего дальнейше­го развития. Это: валютные доходы от экспорта рабочей силы; налоги с прибыли фирм-посредников; переводы эмигрантов на содержание семей и родственников по постоянному месту жи­тельства; ввоз из-за границы предметов длительного пользова­ния; ввоз средств производства для начала собственного бизне­са; повышение квалификации и приобретение опыта работы на современном оборудовании и др.

 

 

Кроме того, международные трудовые миграции способству­ют снижению безработицы на внутреннем рынке рабочей силы (особенно в периоды экономических спадов) и в конечном ито­ге — росту его эффективности: изменяется профессиональная и квалификационная структура рабочей силы, национальная эко­номика быстро и эффективно приспосабливается к требовани­ям международного разделения труда и мирового рынка.

Опыт стран ЕС показывает, что внутренний рынок рабочей силы может быть эффективным только в условиях его откры­тости по отношению к внешнему рынку. Однако здесь следует оговориться - при условии относительного равенства экономи­ческого и социального развития стран. Если же это условие не соблюдается, то квалифицированная рабочая сила будет уст­ремляться туда, где ее цена и степень защищенности значитель­но выше. Причем зачастую квалифицированные специалисты навсегда покидают страну, меняя при этом место жительства и гражданство. Происходит так называемая «утечка умов». В данной ситуации формирование мирового рынка рабочей силы с позиции страны экспортера ее будет носить негативный характер.

5.2. Формы и методы регулирования внешней трудовой миграции

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого в результате трудовой миграции, создана широкая система национального и межго­сударственного регулирования этого процесса. В эту систему включается: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов; национальные службы иммиграции; межгосударственные соглашения; международ­ные конвенции и другие нормативные документы. Координи­рует деятельность национальных иммиграционных управлений Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая создана в рамках Организации экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР). На международном уровне созда­но несколько организаций, занимающихся этой проблемой. Од­ной из них является Международная организация по миграции (MOM). В рамках этой организации осуществляется разработка


долгосрочных программ в области упорядочения миграцион­ных потоков, оказания помощи в вопросах организации миг­рации, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консульта­тивных услуг.

Регулированием международной миграции занимаются так­же Международная организация труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компе­тенции. МОТ - в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН - по воп­росам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Кроме того, в целом ряде других международных организа­ций созданы специальные подразделения или службы, занимаю­щиеся вопросами миграции: в ЕС - Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы -отдел по вопросам населения, занятости и миграции и т.д.

Характерной особенностью регулирования миграционных потоков является то, что приоритеты в данной области отда­ются национальным государствам. Последние, однако, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, должны придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах меж­дународных организаций.

Другой особенностью является то, что регулирование дан­ного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на различные стадии перемещения трудо­вых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, регулируя их количество, профессиональную, квалификационную, половоз­растную структуру и продолжительность пребывания в стране. В функции страны - экспортера рабочей силы в большей степе­ни входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

В то же время во многих аспектах интересы стран-экспорте­ров и стран-импортеров трудовых ресурсов оказываются тесно переплетенными. Правовым выражением этой переплетеннос­ти является заключение двухсторонних и многосторонних со­глашений по вопросам миграции.

 

 

К основным методам регулирования внешней трудовой миграции относят административно-правовые, экономические и оперативные. Первые включают в себя меры национально­го законодательства, определяющие юридический, политичес­кий и профессиональный статус иммигрантов в данной стране, действие национальных служб миграции и меры межправи­тельственных соглашений по регулированию внешней трудо­вой миграции. Меры экономического регулирования призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации трудовой миграции. Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую функции, а также осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов.

При регулировании иммиграции большинство принимаю­щих стран используют селективный подход. Его суть заключа­ется в том, что государство не препятствует въезду тех катего­рий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Основой эмиграционной политики является регулирова­ние всех трех фаз реэмиграционного цикла: отъезд работника из страны, пребывание за границей и возвращение на роди­ну. Цели этой политики сводятся к сокращению безработицы, поступлению валютных средств для сбалансирования экспор­тно-импортных операций, обеспечению мигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня, сочетанию требований возвращения на родину эмигрантов с приобретением ими в за­рубежных странах профессий и образования. Для достижения этих целей используются как косвенные, так и прямые методы регулирования. Косвенные методы включают: средства по­ощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование; таможенные льготы для возвращающихся миг­рантов; специальные эмигрантские программы, дополнительно принимаемые в ряде стран с целью возвращения мигрантов из-за границы и их трудоустройства в стране. К прямым методам относятся: особые требования к субъектам трудовой миграции (получение лицензий, знание языка и др.); экспансионистскую политику, призванную облегчить «завоевание» иностранных рынков труда (демпинг рабочей силы; создание условий для длительной работы за границей; расширение зоны географи­ческого рассредоточения и профессионального состава своих эмигрантов и др.); политику предотвращения утечки за рубеж работников дефицитных специальностей и др.


5.3. Миграционная политика Республики Беларусь

Учет и анализ миграционных процессов в Республике Бе­ларусь ведется с 1994 г. В Республике Беларусь трудовая миг­рация получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Так, напри­мер, если на начало 2000 г. на работу по контракту в Республику Беларусь прибыло около 4000 человек, то в 2007 г. эта цифра уже составила более 16000 человек. В настоящее время этот процесс охватил все области республики. Лидером по приему мигрантов является Брестская область, куда из приграничных районов Украины прибывает основная их масса (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах области. Такая направленность потока обусловлена разными темпами рефор­мирования экономики Беларуси и Украины, более тяжелой фи­нансовой ситуацией в последней, безвизовым режимом въезда в Беларусь, соседством стран. Из стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении, Российской Федерации, Латвии и др. Из других стран в Беларусь традици­онно приезжают с торговыми целями вьетнамцы. Значительная часть въезжающих приходится на наиболее промышленно раз­витые регионы - г. Минск и Минскую область. Часть прибываю­щих оседает на загрязненных в результате Чернобыльской катас­трофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров.

Поток мигрантов, выезжающих из Беларуси, связан в основ­ном с выездом на заработки в другие страны. Как и прежде, ос­новной поток направлен в Россию, хотя в последние годы удель­ный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился. Подавляющее большинство мигрантов (около 90%) выезжают на работы, связанные с физической де­ятельностью (строительные, сельскохозяйственные, работы по благоустройству территорий, работы с вредными и тяжелыми условиями труда, сфера обслуживания).

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Проблемы нелегальной миграции в Беларуси менее актуальны, нежели в странах-соседях (России, Украине), однако стоят остро и требу­ют соответствующего регулирования.

 

 

Государственное регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, экономического и оперативного харак­тера. При этом законодательные методы обеспечивают форми­рование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отноше­ния, связанные с демографическим развитием общества, и опи­раются на основной закон страны — Конституцию Республики Беларусь. В области трудовой миграции законодательство на­правлено на создание условий и увеличение масштабов обмена рабочей силой с другими государствами. Для этого в республике Беларусь в 1993 г. были приняты законы «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Приня­то также Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствова­ния специальных разрешений (лицензий) на привлечение инос­транной рабочей силы и на осуществление деятельности, свя­занной с трудоустройством граждан республики за границей.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, а также со­здании условий для миграции активной части населения. При­влечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преиму­щество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее тер­ритории иностранные и совместные предприятия, а также осу­ществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне сов­ременных требований. Экономически безопасной и способс­твующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая, во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны; во-вторых, обеспечива­ет прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сег­ментах мирового рынка труда и включения в трудовой процесс


неиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы.

Для снижения масштабов незаконной трудовой миграции государство прибегает к таким мерам, как: ужесточение конт­роля за иностранцами на территории страны; быстрая депор­тация нарушителей миграционного законодательства; ужесто­чение санкций к работодателям, незаконно предоставляющим работу иностранцам; принятие мер, направленных на легали­зацию части мигрантов, способных принести пользу экономике страны; упрощение процедуры получения разрешения на наем иностранных работников для работодателей; упрощение проце­дуры получения разрешения на право работать для мигрантов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.