КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Платежный баланс (стандартные компоненты) I. Текущий счет 3 страница
Основы устройства этой системы сводятся к следующему: юридически оформлена демонетизация золота, отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов МВФ и его членов; основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР (специальные права заимствования); в отношении валютных курсов предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют к СДР; усилено межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ. В рамках мировой валютной системы на региональном уровне функционирует ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС), основанная на использовании европейской валютной единицы ЭКЮ (затем - Евро). Решение о создании ЕВС было принято Европейским Советом 5 декабря 1979 г., а начала действовать с 13 марта 1979 г. Договор о поэтапном продвижении к валютному союзу был подписан 12 странами (Германией, Францией, Голландией, Бельгией, Данией, Ирландией, Великобританией, Италией, Грецией, Испанией, Португалией и Люксембургом) в Маастрихте в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.
Процесс продвижения к валютному союзу ЕС состоял из трех фаз: подготовительной, организационной и финальной. Подготовительная фаза длилась до 1 января 1996 г., в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение капиталов и платежей и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС. Организационная фаза длилась до 31 декабря 1998 г. и была нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза. Финальная фаза, состояла из 2-х этапов: 1-й - евро становится полноправной денежной единицей, но существует в безналичной форме; 2-й - полный переход на евро. Начался с 1 января 1999 г. и закончился 1 июля 2002 г. с введением в оборот наличного евро и созданием наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и действующей под его руководством Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). На 1 февраля 2009 г. из 27 государств ЕС в еврозону входило 16 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия. Словения, Словакия, Финляндия, Франция. 8.5. Валютная политика государства: понятие, направления, инструменты ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность экономических мер, осуществляемых государственными органами и межгосударственными учреждениями в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с их текущими и стратегическими целями. Она является составной частью общей государственной экономической политики. Следует различать валютную политику текущую и долговременную (структурную). ТЕКУЩАЯ ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА представляет собой повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного рынка. Официальной целью такого регулирования является поддержание равновесия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функ- ционирования механизма национальной и мировой валютных систем. Текущая валютная политика реализуется министерством финансов, Центральным банком, органами валютного контроля. Формами этой политики являются: а) дисконтная политика, т. е. маневрирование учетной став б) девизная политика, осуществляемая ныне преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой в) изменение валютного курса (девальвация, ревальвация); г) изменение режима обратимости валют: ужесточение д) получение или предоставление валютных кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в международных платежах; е) диверсификация (распределение между различными объ- ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (СТРУКТУРНАЯ) ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это осуществление долговременных структурных изменений в международном валютном механизме. Она реализуется посредством участия стран в межгосударственных переговорах и соглашениях, преимущественно в рамках Международного валютного фонда (МВФ), а также на региональном уровне. Мероприятия, осуществляемые в сфере межгосударственного валютного регулирования, трансформируют ключевые элементы международной валютной системы в новое состояние, соответствующее изменившимся мирохозяйственным отношениям. Направление и формы валютной политики определяются экономическим и валютным положением стран, ведущими тенденциями эволюции мирового хозяйства, изменениями в расстановке сил на мировой арене.
8.6. Валютная система и валютная политика Республики Беларусь ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ представляет собой форму организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют те же элементы, что и любую национальную валютную систему (см. вопрос 8.1). Важнейшими из этих элементов являются валюта (белорусский рубль) и ее валютный курс. Регулирование валютного курса и валютный контроль положены в основу валютной политики государства. Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций в целях укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения стабильности валютного курса и предотвращения оттока капитала Валютное регулирование в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом 22 июля 2003 г. Законодательно установлены: порядок осуществления международного платежного оборота, использования валютных ресурсов и международных кредитов; состав участников и режим деятельности валютного рынка; правила проведения валютных операций и др. Определены: статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование; основные принципы валютной политики; порядок международной валютной ликвидности Республики Беларусь. Основными элементами системы валютного регулирования являются: законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы; процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования); органы валютного регулирования, которые в соответствии со своими функциями устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне (уровень контроля). Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. В соответствии с законодательством Республики Беларусь на Национальный банк Республики Беларусь возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирования деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями. Как орган валютного регулирования в рамках своих полномочий Национальный банк: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях и иностранной валюте в Республике Беларусь и за ее пределами; устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами; устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой; выдает разрешения на осуществление валютных операций; осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования и в пределах своей компетенции: принимает нормативно-правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства; осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательством. Одним из приоритетных направлений валютного регулирования в Республике Беларусь на 2000-2010 гг. является: стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости белорусского рубля; содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики. Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования на эти годы. Это: рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экономической деятельности в иностранной валюте; уменьшение
отрицательного сальдо торгового баланса; наращивание золотовалютных резервов государства; создание предпосылок конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям. Органами валютного контроля в Республике Беларусь, помимо Совета Министров и Национального банка, являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Эти органы вправе: проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований- законности происхождения валютных ценностей; осуществлять контроль за своевременностью предоставления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства; получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства; осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |