Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платежный баланс (стандартные компоненты) I. Текущий счет 1 страница




АТЭС

МЕРКОСУР

НАФТА

НАФТА (NAFTA, North American Free Trade Agreement) -Североамериканская ассоциация свободной торговли, объеди­няющая США, Канаду и Мексику. Соглашение о ее создании было подписано в декабре 1992 г., а вступило в силу 1 января 1994 г. Основными целями Соглашения являются:

• снятие барьеров в торговле и содействие свободному дви-
жению товаров и услуг между подписавшими Соглашение
странами,

• установление справедливых условий конкуренции в рам­ках зоны свободной торговли,

• существенное увеличение возможностей для инвестирова­ния в странах - членах НАФТА,

• обеспечение защиты прав интеллектуальной собственнос­ти в каждой из стран НАФТА,


• выполнение данного Соглашения и применение его для
урегулирования торговых споров,

• возможность в перспективе расширения рамок данного Со­
глашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.

Сегодня на долю Ассоциации приходится около 20% всего объема мировой торговли. В ней создаются условия не только для свободного передвижения товаров и услуг, но также капи­талов и рабочей силы. Предпринимаются меры по защите севе­роамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику.

МЕРКОСУР представляет собой Южноамериканский об­щий рынок. Торговый пакт о его создании был подписан в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. С 5 июля 2006 г. к МЕРКОСУР присоединилась Венесуэла. Однако про­цесс полной интеграции Венесуэлы в сообщество займет около 4 лет. До 2010 г. она должна установить единые с МЕРКОСУР тарифы на внешнюю торговлю.

В настоящее время МЕРКОСУР - это крупнейший интегри­рованный рынок Латинской Америки, где сосредоточено более 45% населения (около 250 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн дол. США), 40% прямых зарубежных инвес­тиций, более 60% совокупного объема товарооборота (свыше 300 млрд дол.) и 33% объема внешней торговли континента. В пределах группировки обеспечена свободная миграция капита­лов и рабочей силы, действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран, координируется политика в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, в ва-лютно-финансовой сфере.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяю­щая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура-АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью раз­вития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океа­на. Первоначально в нее входило 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Фи­липпины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В после­дующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань,

 

Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональ­ные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и эк­спертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТЭС можно отнести: развитие интеграционных процессов в организации АТЭС при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества; охват интеграцией стран с существенно разными уровнями экономического раз­вития, разными культурами и социально-политическими систе­мами; интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экономи­ческих союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.).

На АТЭС приходится около 44% объема мировой торговли товарами, 33% — услугами и 64% — экспорта технологий. В сфе­ре внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сде­лок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС, например, этот показатель око­ло 55%.

Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украи­ны в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

При создании СНГ государства - учредители этой организа­ции ставили следующие задачи:

• провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверените­та и международного признания с наименьшими издержками,


• создать на базе бывших союзных республик общее эко-
номическое, научно-техническое, информационное и гумани­тарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ
длительное время составляли единый народнохозяйственный
комплекс в рамках единого государства.

Сегодня, в результате непоследовательности действий неко­торых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружест­во достаточно успешно решило первую задачу: с минимальны­ми политическими издержками произошло становление суве­ренитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего экономического содружества - пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего со­трудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интег­рация.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС)

Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Тад­жикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан.

Задачами объединения являются:

• завершение оформления в полном объеме режима свобод-­
ной торговли,

• формирование единых таможенных тарифов и единой сис­темы мер нетарифного регулирования,

• установление общих правил торговли товарами и услугами
и их доступа на внутренние рынки,

• выработка согласованной позиции государств — членов Со-
общества во взаимоотношениях с ВТО (Всемирной Торговой
Организацией) и другими международными экономическими
организациями,

• создание унифицированной системы таможенного регули­рования.

Основная цель ЕврАзЭС - создание единого экономическо­го пространства на территории шести указанных государств.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав пра­вительств. Постоянно действующими органами ЕврАзЭС явля­ются: Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея,

 

 

Суд сообщества. По решению Межгосударственного совета в странах - членах Сообщества могут открываться представи­тельства Интеграционного комитета.

Союз Беларуси и России

Является наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г., которому предшествовало подписание:

• в 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в
1995-1999 гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджи­кистан,

• в апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества Бе-
лоруссии и России,

• в апреле 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.

В декабре 1999 г. был подписан договор о создании Союзно­го государства Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участни­ков с одновременным формированием союзных государствен­ных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных орга­низациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.

Целями Союзного государства являются:

- формирование единого экономического пространства,

- осуществление единой социальной политики,

- проведение согласованной оборонной и внешней политики.

6.3. Европейский Союз: этапы эволюции, механизм функционирования

Европейский Союз образовался как европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС; Европейс­кого сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоя­щее время ЕС представляет собой крупнейшее экономическое


и политическое интеграционное объединение, в состав кото­рого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. Это: Бель­гия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция -страны-родоначальницы ЕС; Великобритания, Ирландия и Да­ния, присоединившиеся к сообществу в 1973 г.; Греция, всту­пившая в Сообщество в 1981 г.; Испания и Португалия, име­ющие членство в Сообществе с 1986 г.; Финляндия, Швеция и Австрия, вошедшие в состав Сообщества в 1995 г.; Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр, вошедшие в состав ЕС в мае 2004 г.; Болгария и Румыния, вступившие в ЕС с 1 января 2007 г.

Одной из основных задач Маастрихтского договора явилось завершение экономической интеграции путем создания Эко­номического и валютного союза (ЭВС). При этом подчерки­валось, что ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав только те страны, которые выпол­нят требования взаимной адаптации экономических систем. К таким требованиям относятся:

- дефицит государственного, бюджета вступающих в ЭВС
стран не должен превышать 3% ВВП,

- накопленный государственный долг не должен превышать
60% ВВП,

- уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступ­лению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на
1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран
ЕС, добившихся самой низкой инфляции,

- соблюдение, по крайней мере, в течение двух лет установ­ленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых меха­низмом валютных курсов Европейской валютной системы (стра-
ны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать
по собственной инициативе курс национальной валюты по отно­шению к валюте любого другого государства - члена ЕС),

- долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их
уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране
не должны более чем на два процентных пункта отличаться от
среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС,
добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

Сегодня 16 стран ЕС соответствуют вышеуказанным стан­дартам и имеют общую валюту - евро: Австрия, Бельгия, Гер-

 

мания, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция, Греция, Словения, Кипр, Мальта и Словакия.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и ва­лютный союз; политический союз.

Процесс начался 9 мая 1950 г. речью министра иностранных дел Франции Роберта Шумана, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Феде­ративной Республики Германии. Эта концепция была реализо­вана в 1951 г. Парижским Договором о создании Европейско­го сообщества угля и стали, членами которого стали: Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды.

В 1957 г. Римский Договор установил Европейское эконо­мическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание та­моженного союза и ломку внутренних торговых барьеров внут­ри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Этот этап характеризовался созданием зоны свободной торговли (1958-1966 гг.).

В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ (Европейского объединения угля и стали, Европейс­кого сообщества по атомной энергии, Европейского экономичес­кого сообщества), в результате чего была создана интеграцион­ная группировка — Европейское сообщество с такими основны­ми институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968-1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС.

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. К этому же этапу относится и нача­ло интеграции в валютно-финансовой сфере. В 1972 г. было вве­дено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. -начала функционировать европейская валютная система.

Следующий этап - создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Paper» о программе создания внут­реннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства.


Последним этапом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 г. Это этап создания экономичес­кого союза (с 1993 г. по настоящее время).

Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и эле­менты национально-государственного регулирования. В качес­тве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в
год проводит сессии на уровне глав государств и правительств,
а также регулярно собирается на уровне различных министров
(иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства
и др.).

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода
правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбур­
ге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех
странах - членах ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпре­
тацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантиро­
вания сельского хозяйства
(ФЕОГА), на который приходится
большая часть бюджета ЕС.

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемеще­
ние рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся
условиям в интеграционном пространстве.

7. Европейский фонд регионального развития, содействую­
щий структурной перестройке слабо индустриально развитых
или депрессивных регионов.

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе
долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале.
Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты
государственным структурам стран - членов ЕС.

 

Тема 7_________________________________

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

7. /. Платежный баланс: понятие, принципы составления.

7.2. Торговый баланс и его виды.

7.3. Макроэкономическое значение платежного баланса. Факто­
ры, влияющие на платежный баланс.

7.4. Регулирование и финансирование платежного баланса.

7.1. Платежный баланс: понятие, принципы составления

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС представляет собой соотношение между платежами, поступающими в данную страну из-за гра­ницы, и платежами, осуществленными ею за границей в тече­ние определенного периода времени. Он включает платежи по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам (меж­дународные перевозки, страхование и пр.), неторговые опера­ции (содержание представительств, командировки специалис­тов, международный, туризм), платежи в виде процентов по кредитам и в виде доходов от капиталовложений.

В платежном балансе отражаются итоги внешнеэкономичес­кой деятельности страны. На основе платежного баланса можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять, «по средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономи­ческих связей, и др. Данные платежного баланса используются для составления национальных счетов и измерения объема на­ционального богатства.

Учет платежей по всем внешнеэкономическим операци­ям осуществляется в течение определенного периода времени (месяца, квартала, года). Он ведется в платежном балансе по принципу двойной бухгалтерии. Денежные средства, поступа­ющие в страну (например, от экспорта), приходуются в креди­товых статьях баланса (со знаком «плюс»); покидающие страну (допустим, использованные на оплату импорта иностранных товаров) — в дебетовых статьях (со знаком «минус»). Разность между суммарными итогами кредитовых и дебетовых статей есть сальдо платежного баланса. Эта разность может быть по­ложительной, если поступления превышают платежи и отри-


нательной - в противоположном варианте. В последнем случае страна имеет дефицит платежного баланса, последствиями которого являются: истощение валютных запасов страны; на­рушение равновесия между спросом и предложением на внут­реннем рынке; подрыв устойчивости национальной денежной единицы; сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД).

Платежный баланс имеет логически последовательную структуру, что позволяет производить региональные сравне­ния, изучать его взаимоотношения с запасами внешних активов и пассивов страны. Структура платежного баланса формирует­ся из стандартных компонентов, объединенных в две секции: текущий счет и капитальный счет.

В первой секции учитываются все операции между резиден­тами и нерезидентами, относящиеся к товарам, услугам, дохо­дам и трансфертам, а во второй секции отражаются операции, касающиеся изменений во владениях в зарубежных финансо­вых активах и пассивах.

Укрупненный состав стандартных компонентов (структура платежного баланса) следующий:

А. Товары и услуги

а. Товары

1. Товары внешней торговли

2. Изделия для переработки

3. Ремонт основных фондов

4. Приобретение товаров в портах транспортными компаниями

б. Услуги

1. Перевозки

2. Поездки

3. Коммуникационные услуги

4. Строительные услуги

5. Страховые услуги

6. Финансовые услуги (за исключением страхования)

 

7. Компьютерные и информационные услуги

8. Авторские и другие выплаты

9. Другие деловые услуги

 

10. Другие личные услуги

11. Правительственные услуги

 

 

Б. Доход

1. Компенсация служащим, включая пограничных, сезонных и
других рабочих

2. Доходы от капиталовложений
В. Трансферта

1. Общие правительственные органы

2. Другое

II. Капитальный счет

А. Капитал, за исключением резервных активов

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

3. Другой капитал
Б. Резервные активы

 

1. Монетное золото

2. Специальные права заимствования

3. Резервная позиция в МВФ

4. Иностранная валюта

5. Другие требования

К «товарам» относят в основном все движимые товары, ко­торые экспортируются или импортируются от резидентов к не­резидентам и наоборот, и по отношению к которым происходит изменение во владении.

В «товары для переработки» включают все изделия, кото­рые перерабатываются за границей и подвергаются значитель­ному физическому изменению.

В «ремонт основных фондов» входит выполнение значи­тельных работ по реконструкции или производству, которые выполнены на импортируемых или экспортируемых судах, ко­раблях и на другом транспортном оборудовании.

«Приобретение товаров в портах транспортными компа­ниями» включает все товары, приобретенные компаниями-ре­зидентами за границей.

В компоненту «услуги» входят перевозки, поездки, ком­муникационные услуги, страховые, строительные, финансовые, компьютерные, информационные, авторские и другие выплаты, иные деловые и личные услуги.

К «перевозкам» относятся услуги морского, воздушного и других видов транспорта, выполненные резидентами для нере­зидентов и наоборот.

В «поездки» входят товары и услуги, которые приобрели не­резиденты-путешественники во время пребывания в стране не более года для личного потребления.


«Коммуникационные услуги» включают почтовые и курьерс­кие услуги по доставке почты, посылок, газет, журналов, услу­ги по аренде почтовых ящиков и телекоммуникационные услу­ги, передающие звук, образ и другую информацию по телексу, телефону, телеграммой, кабелем, спутнику, и др.

«Строительные услуги» состоят из работ, выполненных строительными организациями-резидентами по сооружению и монтажу объектов за границей на временной основе.

В «страховые услуги» входит предоставление услуг компаниями-резидентами для нерезидентов по страхованию грузов и другим видам страхования, в том числе страхование жизни от несчастного случая, пожара, катастрофы, от граждан­ской ответственности и др.

К «финансовым услугам» относят посреднические и вспомогательные услуги (кроме страховых услуг), которые были произведены между резидентами и нерезидентами.

«Компьютерные и информационные услуги» образуются из услуг между резидентами и нерезидентами в форме консульта­ций по эксплуатации оборудования, внедрению компьютерных программ, техническому обслуживанию и ремонту компьютер­ных программ, техническому обслуживанию и ремонту ком­пьютеров и периферийного оборудования, обработке данных, созданию банка данных, по формированию и накоплению ди­намических рядов.

«Авторские и другие выплаты» формируются из платежей и поступлений между резидентами и нерезидентами за пользова­ние нематериальными активами - авторскими правами, патен­тами, технологиями, проектами, торговыми знаками и др.

«Другие деловые услуги» включают услуги между резиден­тами и нерезидентами, кроме названных выше.

К «другим личным услугам» относятся медицинские, образова­тельные услуги, права на прокат предметов и другие личные ус­луги, оказываемые резидентами нерезидентам и наоборот.

В составе «правительственных услуг» учитываются опера­ции, осуществляемые посольствами, консульствами, военными частями и оборотными агентствами с резидентами страны, в которой они расположены, а также с другими странами, опера­ции других официальных учреждений, расположенных в дру­гих странах, и другие услуги, которые не вошли в перечислен­ные выше.

 

 

Компонента «доход» образуется из двух статей: компенса­ции служащим, выплаты рабочим-нерезидентам (пограничным, сезонным и другим рабочим), и доходы от капиталовложений и поступления по внешним финансовым активам и пассивам.

«Трансферта» используется для покрытия изменений во владении реальными ресурсами или финансовыми активами экономики данной страны по отношению к экономике осталь­ных стран, которые не отражаются в других подобных измене­ниях.

В составе «общих правительственных органов» выделяется прощение долга, другие субсидии и другие трансферты общих правительственных органов.

Категория «другое» охватывает следующие трансферты: прощение долга, другие субсидии, денежные переводы рабо­чих, трансферты мигрантов и другие трансферты.

Компонента «Капитал за исключением резервных активов» включает прямые и портфельные инвестиции и другой капитал.

Компонента «резервные активы» включает монетное зо­лото, специальные права заимствования, резервные позиции в МВФ, иностранную валюту и другие требования.

К «другим требованиям» относятся резервы правительства, резервы с заграницей нефинансовых агентств правительства, резервы в распоряжении частных депозитных банков, находя­щихся под контролем властей.

7.2. Торговый баланс и его виды

ТОРГОВЫЙ БАЛАНС есть разница между суммой экспор­та и суммой импорта товаров данной страной. Он учитывает торговые сделки резидентов с нерезидентами, т. е. товарный экспорт и импорт за определенный период (часть платежного баланса). Если экспорт превышает импорт, речь идет о профи­ците торгового баланса (положительное сальдо). Если импорт превышает экспорт, принято говорить о дефиците торгового баланса (отрицательное сальдо).

Торговый баланс отражает, прежде всего, конкурентоспо­собность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая по­ложительная величина торгового баланса, его положительное сальдо, означает приток в страну иностранной валюты, что по-


вышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса означает низкую конкурентоспособность то­варов данной страны на внешних рынках. Это ведет к росту вне­шней задолженности и падению курса национальной валюты.

С другой стороны, сами по себе изменения курса нацио­нальной валюты влияют на результаты международной торгов­ли, а следовательно, и на торговый баланс. При низком курсе национальной валюты товары этой страны получают дополни­тельное преимущество перед конкурентами на внешних рын­ках, что ведет к росту экспорта. Наоборот, из-за роста курса на­циональной валюты цены национальных товаров на внешних рынках вырастут, что приведет к их вытеснению более деше­выми товарами других стран. Действия центральных банков по снижению курсов национальных валют вызваны, в первую очередь, стремлением обеспечить конкурентные преимущества национальным экспортерам.

Объемы экспорта и импорта не рассматриваются как рав­ноправные. Экспорт имеет более непосредственное влияние на экономический рост страны, из-за чего финансовые рынки придают данным по экспорту большее значение. С другой сто­роны, рост импорта может отражать сильный потребительский спрос внутри страны и неудовлетворенность его со стороны на­циональной экономики.

В отличие от других рядов экономической статистики дан­ные по торговому балансу не имеют выраженной корреляции (взаимной связи) со стадиями делового цикла, поскольку на внутреннюю экономическую динамику страны налагаются эко­номические циклы других стран, которые имеют свои особен­ности по фазе и амплитуде изменений. При анализе торговых данных надо учитывать также явно выраженную их сезонную зависимость. Данные по торговому балансу представляются с сезонной корректировкой как в номинальных, так и в фиксиро­ванных ценах.

Результаты торговли группируются по шести основным ка­тегориям товаров (продукты питания, сырье и промышленные запасы, потребительские товары, автомобили, средства произ­водства, другие товары) и по торговле с отдельными странами.

 

 

7.3. Макроэкономическое значение платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс

Основными статьями платежного баланса, отражающими связь экономики страны с внешним миром, являются счет теку­щих операций и капитальный счет.

ТЕКУЩИЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ, - это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики - на рынке товаров и услуг. Он занимает особое мес­то в платежном балансе, ибо связан с состоянием национальной экономики и ее позицией в мировом хозяйстве. Баланс текущих операций показывает величину реальных ценностей, которые страна получила от заграницы или передала загранице. Дефицит платежного баланса по текущим операциям показывает, что стра­на расходует на оплату товаров и услуг из-за границы больше, нежели она получает из-за границы от продажи своих товаров.

КАПИТАЛЬНЫЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ДВИЖЕНИЯ КАПИ­ТАЛА, - это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере - на рынке капитала. Он показывает, как меняются чис­тые заграничные активы - наблюдается приток или отток капи­тала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем расходы страны на покупку активов за границей, то баланс активов положительный, и страна имеет чистый приток капитала. Если же складывается обратная тенденция - баланс сводится с дефицитом, то страна имеет дело с оттоком капитала.

Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с вос­производством. С одной стороны, он складывается под влияни­ем процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой -воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в международном разделе­нии труда, масштабах, структуре и. характере ее внешнеэконо­мических связей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.