Модуль1. Биологические особенности жизнедеятельности человека.
Организменный уровень организации жизни. Основы генетики человека.
ТЕМА: Контроль усвоения модуля 1. “ Биологические особенности жизнедеятельности человека. Организменный уровень организации жизни. Основы генетики человека ”.
1. Цель занятия:
Проверить итоговый уровень знаний по разделу «Цитология и генетика» путем решения тестовых заданий по структурной организации и процессам метаболизма эукариотических клеток; взаимодействие генов, сцепленное наследование признаков, понятие об иммуногенетике и генетике групп крови, наследственных болезнях и их профилактике.
2.1.теоретические вопросы, на почве которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации.
Формы жизни: клеточная и неклеточная.
Типы клеточной организации. Про- и эукариотические организмы клетки.
Клетка элементарная единица живого. Структурно химическая и функциональная организация эукариотических клеток.
Методы изучения структуры и функционирования клеток. Микроскопическая техника.
Клеточные мембраны.
Цитоплазма и цитоскелет.
Органеллы цитоплазмы - мембранные и немембранные. Назначение и принципы функционирования.
Организация потоков веществ и энергии в клетке. Энергетическое обеспечение клетки.
Ядро - центральный информационный аппарат клетки.
Хроматин: структурная организация, эухроматин и гетерохроматин.
Химическая организация гена.
Репликация, репарация ДНК.
Генетический код, его основные принципы и свойства.
Строение гена. Гены структурные, регуляторные, синтез т-рнк и р-рнк.
Мобильные генетические элементы. Экзон-интронная организация генов (генома эукариот).
Транскрипция, процессинг, сплайсинг.
Трансляция: инициация, элонгация, терминация.
Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Периоды интерфазы и фазы митоза.
Размножение- универсальное свойство живых организмов. Бесполое размножение.
Половое размножение, его формы.
Половые клетки. Их морфогенетическая специализация.
Гаметогенез. Сперматогенез и овогенез.
Мейоз, его цитологическая и цитогенетическая характеристики.
Оплодотворение. Партеногенез. Биологические особенности репродукции человека.
Онтофилогенетические предпосылки врожденных изъянов развития у человека.
Предмет, задание и методы общей генетики и антропогенетики. Этапы развития генетики.
Основные понятия генетики: генотип, фенотип, наследственность, изменчивость, наследование, аллелизм, гетерозиготность, гомозиготность.
Методыгенетического исследования в работах Менделя и их современное цитологическое объяснение.
Рекомбинация наследственного материала в генотипе: кроссинговер, расхождение хромосом в мейозе, оплодотворение.
Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Их статистический характер.
Законы независимого наследования и их цитологические основы.
Взаимодействие аллельных генов: неполное доминирование, полное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование.
Молекулярные механизмы реализации генетической информации.
Генные (молекулярные) болезни человека (моногенные болезни, болезни обмена веществ).
Генная инженерия.
Принципы диагностики хромосомных и генных болезней.
Цитологические методы изучения наследственных болезней человека.
Аутосомные хромосомные наследственные болезни. Цитологические объяснения возникновения данных заболеваний.
Хромосомные болезни человека: трисомия и моносомия по половым хромосомам. Цитологическое объяснение причин возникновения этих болезней.
Медико-генетическиеаспекты семьи. Пренатальная диагностика наследственных болезней. Задачи медико-генетического консультирования.
2.2. Ориентировочная основа действия:
№
Перечисление форм итогового контроля
1.
Решение тестовых ситуационных заданий.
2.
Контроль практических навыков и умений (Решение генетических ситуационных задач с обязательным использованием генетической символики, записью расщепления по генотипу и фенотипу). Студент должен дать ответ и объяснение. Например: моно- или дигибридное скрещивание, тип взаимодействия генов, пенетрантность, независимое или сцепленное наследование и другое.
3. Оформление бланка ответов:
I. Усвоение практических навыков в баллах _______
II. Вариант №___
Итоговый модульный контроль________________
Сумма баллов за 1 модуль__________________________
4. Литературные источники и материалы для усвоения знаний-умений по теме:
Основные:
1. Медична біологія. Підручник. / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Вінниця: Нова книга, 2004. – 652 с.
2. Медична біологія. / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Підручник./ Видання 2-е, перероблене і доповнене. - Вінниця: Нова книга, 2009. – 608 с.
3. Биология /Под ред. В.Н. Ярыгина. В 2кн.- М.: Высшая школа, 1997. - С. 220-240.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление