КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конфликтный и мирный потенциал религиозных верований
Если мы подошли к такому этапу развития мира, когда допускается многообразие вер, то неизбежно возникает вопрос о том, как это можно реализовать? Вероятно, каждый человек может отыскать себе религию в той форме, которая больше всего соответствует заложенным в его душезадаткам. Но при этом необходимо сознавать, что религиозные воззрения людей иных культурных традиций, хотя и существенно отличаются от собственных, для верующих столь же священны, понятны и привычны. Своеобразие каждого человека проявляется в его характере, темпераменте, способностях, чувствах и т. д. Многообразие религий выступает не как случайное несовершенство, а как необходимое и ценное выражение самого человека. Изучение мирового религиозного опыта показывает, что подобно тому, как индивиды отличны по своим возможностям друг от друга, так и религии отличаются по тому, какие идеалы они выдвигают на первое место и какие формы действий поддерживают [3]. Особенно важно это учитывать в современной ситуации, когда выявляются противоречивые тенденции развития религиозности. С одной стороны, растет тяга к вере, в которой религиозная мораль предполагает нравственную ответственность за совершенные деяния, прежде всего, перед всевидящим Богом. С другой стороны, нарастает острота межконфессиональных конфликтов. Многие считают, что существование различных религий приводит к разобщению людей, отличающихся по происхождению и вероисповеданию, к остраксизму (изгнанию, гонению) инакомыслящих. К сожалению, действительно можно видеть обострение религиозных и национальных столкновений, что приводит к тяжелым культурным, нравственным, а иногда и экономическим последствиям. Не случайно появилась тенденция формирования экуменизма – единой Мировой религии, основанной на идеалах и ценностях всех современных Мировых религий. Идея единой Мировой религии не нова. Еще в середине первого тысячелетия до н. э. глубокий кризис потряс человеческую цивилизацию. На смену старым верованиям пришли новые – Мировые религии, которые во многом изменили облик мира и убедительно продемонстрировали родство между самыми отдаленными очагами культуры и религии. Центральным моментом доктрины экуменизма является попытка доказать, что Бог един, а различные религии представляют собой лишь различные пути к нему. Как говорил Рамакришна: «К резервуару ведут несколько лестниц. С одной стороны черпают кувшинами воду индусы..., с другой – кожаными мехами мусульмане, с третьей – чашами христиане. Станем ли мы утверждать, что вода разная? Это просто смешно. Существует одна вода, она носит только разные имена. И все ищут одну и ту же сущность, меняется только климат, темперамент и имя... Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать Бога, пусть не тревожится. Он достигнет». К сожалению, эта прекрасная идея еще не овладела массами, конфликты все разгораются. Психология современного человека такова, что для него более важен свой собственный путь, путь егопредков, оставивших ему в наследство архетипические представления, традиции и понимание мира. Нельзя не учитывать, насколько глубоко уходят корни каждого верования в породившую его почву. Призывая заимствовать только лучшее и самое полезное из каждого учения, нельзя воспользоваться привнесенным опытом, так как он будет лишен исконной, питательной среды. Поэтому большинство людей – приверженцы своей религии. Принадлежность к любой вере предполагает соблюдение человеком внутри ее рамок установленных норм и традиций, обрядов и принятых образцов поведения. Если верующий живет в соответствии с ними, то он существенно снижает вероятность конфликта с окружающими. В той мере, в какой человек разделяет глубинные символы веры, в той мере он имеет в ней опору в самые опасные и тревожные моменты своей жизни. Вера создает для его психики прочную защиту, позволяющую выдержать испытания без разрушения личности. Система представлений определенной религии предлагает человеку совокупность идеалов, следуя которым он может не только понять смысл своего существования, но и направить свою жизнь к самой важной цели. Помогая человеку, каждая религия вносит в его жизнь свои акценты: христианство дает видение Божественной любви и милосердия, буддизм указывает благородный путь становления мудрости, добра и чистоты, иудаизм и ислам учат быть верным религии и ревностно преданным Богу, индуизм открывает глубочайшие духовные возможности [3]. Идея взаимной поддержки и взаимопомощи народов положительна и продуктивна в том случае, если она связана с деловыми, экономическими и другими видами гражданских отношений. Однако требовать религиозного объединения народов, как этого хотят представители экуменизма, в современном обществе неплодотворно и нерационально, так как в таком случае последователи одного вероисповедания бесконечно объясняли бы представителям другого вероисповедания принципы своей веры и религиозного поведения и наоборот, что вероятнее может привести к обострению противоречий, а не к объединению. В настоящий момент большие преимущества имеет положение о многообразии религий, потому что Мировые религии, прежде всего, враги национализма. Искренне верующий человек отличается тем, что может терпимо относиться к другим религиям и народам. Вера в нечто высшее играет роль смыслообразующего ориентира, масштаба, дающего возможность соотнести себя и мир вокруг себя, она позволяет каждому организовывать и упорядочивать свою Модель Мира и на ее основе строить позитивные отношения с другими религиями и народами. Почему же у человечества столько разных религий? Национальные конфликты на религиозной почве будут продолжаться и нести горе миллионам людей, поэтому необходимо вырабатыватьпозицию взаимной терпимости. Только толерантность делает возможным мирное существование в одной стране людей с различной историей, культурой, религией. Защита с помощью терпимости – это защита различий как неотъемлемого условия расцвета человечества, предоставляющего любому человеку полноту свободы выбора. Как писал В. Франкл: «Чем сильнее человек цепляется за догмы своей веры, отделяющие его от того, во что верят другие люди, тем слабее его вера. С другой стороны, чем более прочно он стоит на фундаменте своей веры, тем более он свободен по отношению к догмам, тем более открыт для обращения в веру тех, кто его веру разделяет. Первая позиция ведет к догматизму, вторая – к терпимости. Терпимость не означает принятия веры других, но она означает уважение человека, признание его права свободно выбирать свой собственный путь веры в жизнь» (Франкл В. Воля к смыслу. ЭКСМО-ПРЕСС, 2000, С. 206). Каждая из Мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. У каждой есть свое уникальное, непересекающееся с другими пространство, свой вклад в развитие духовного богатства человечества, который и обусловил ее сохранение в течение тысячелетий. Как отмечал М. Мюллер (Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 9), для того чтобы понять ту или иную религию, нужно выявить ее древнейшую форму и сравнить ее с другими. Ведь чем дольше существует та или иная религия, тем меньше удельный вес самого первоначального опыта. Естественно, что со временем подлинное содержание верований все больше трансформируется и разветвляется. При обращении к исходной форме отчетливо выступает этическое ядро всех религий, становится очевидным, что они имеют многообщего – это идеалы братской любви, облегчения страданий, обретения независимости и ответственности. Однако акценты в них расставлены по-разному: Будда на первое место ставил облегчение страданий, Моисей – роль знаний и справедливости, Иисус – идею братской любви, Мухаммед – нравственность жизни верующих, Конфуций – точность исполнения ритуалов. Понимание каждой религии разумно начинать с рассмотрения жизни основателя, так как в большинстве случаев народная память бережно сохранила легенды о создателе вероучения и событиях его жизни. Единство учения и жизни творца – характерный признак любой Мировой религии, так как жизнь таких людей – само по себе творчество. Личность основателя – едва ли не самое главное в религиозном веровании, для духовных последователей ее влияние может превышать влияние самого учения. Именно это имел в виду Ф. М. Достоевский, когда писал: «Христос больше, чем Христианство». Благодаря основателям – духовным учителям человечества –ценности и цели людей воплотились в конкретных примерах, демонстрировавших возможности моральной установки сильной личности. Эти примеры одновременно призывали и показывали, что в каждом человеке есть зародыш такой самореализации. Жизнеописания основателей до сих пор служат этическим образцом, более эффективным, чем любая догма или правило. Представления о ценностях и убеждениях, которые не нашли конкретного отражения в жизни, рискуют остаться просто ничем не подкрепленными словами. Люди инстинктивно чувствуют, что святые истины, хотя и преследуют благие цели, но не пригодны для реализации. Они более склонны ориентироваться на действительность, поэтому главным для развития религиозного направления является то, что происходит на уровне поведения. Вожди, пророки, выдающиеся исторические деятели гораздо предпочтительнее как реальные образцы подражания, чем любые догмы и системы ценностей. Основоположники религий не были лишены определенных человеческих особенностей ислабостей, что облегчает понимание их поступков, помогает человеку набраться мужества и встать на путь истинный. То, что человеческое сознание не может воспринимать рационально, основатели предлагали в образной форме, облекая это в притчи и другие жанры повествования, или передавали самим своим поведением. Следствием влияния не только содержания учения, но и личности основателя можно объяснить то, что всякая вера содержит своеобразную смесь бескорыстной самоотдачи и чувственной непосредственности. Тем самым возникает определенная степень напряжения чувств, специфическая интимность и прочность внутреннего отношения, включенность верующего в некий высший порядок, который он, однако, одновременно воспринимает как нечто глубоко личное [2]. Вызывает искреннее восхищение философия основателей религии и их образ жизни. Основатель выступает как зеркало, отражающее потребности окружающего общества. Его философия и его доктрина – это его бытие. Само его существование служило для последователей призывом. С течением времени каждая религия стала формализованным и тщательно разработанным ответом на главные, коренные запросы, выдвигаемые жизнью. Так укреплялись устои веры. Поскольку устои веры можно разделять с другими, они благодаря общению создают светлое ощущение безопасности и миропорядка. Понимание общности со всеми и ответственности за судьбы людей, даваемое религией, позволяет человеку острее ощущать единство со всеми людьми, осознавать ответственность за судьбы своих потомков.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |