Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический аспект мировых религий




Нет числа великим умам, бившимся над проблемами веры. К этим проблемам не может не иметь отношения современная конфликтология, которая пытается найти ответы на вопросы: какие душевные потребности удовлетворяет вера? Чем отличается душевный мир верующего человека от душевного мира атеиста? В чем различие и в чем сходство мировых религий? Каков их мирный и конфликтный потенциал? Почему в самые тяжелые периоды жизни как отдельного человека, так и целого народа наблюдается ощутимый поворот в сторону веры?

Наша страна переживает сейчас трудный период, возникло ощущение хаоса в обществе, пугает страх беззакония и насилия, тревожат экологические проблемы, в бытовом общении бросается в глаза дефицит доверия между людьми. Изменения происходят не только в общей картине мира, но и впсихике отдельного человека. При этом надо сказать, что даже в благополучных странах, демонстрирующих достижения цивилизации, могут процветать расовые предрассудки, вспыхивать религиозные разногласия. Отсюда становится понятным, что до тех пор, пока в обществе не будет взаимного доверия и терпимости, не будет сделан решающий шаг к достижению душевного равновесия ни внутри страны, ни в мире между народами.

Проблемы, переживаемые обществом и отдельным человеком, тесно связаны с осознанием смысла жизни и личной ответственности. Долгие годы эти важные проблемы хотя и стояли перед каждым человеком, но не столь остро и совсем в ином плане, чем теперь, и поэтому они не вели с высокой степенью вероятности к нервному перенапряжению. Теперь провоцирующими факторами нервной перегрузки выступают такие причины, как экономический кризис, неуверенность в завтрашнем дне, социальная и экономическая несправедливость и нестабильность. Социальная среда стала предъявлять к большинству людей повышенные требования. После крушения старых идеалов и разрушения традиционного уклада жизни многие люди встали перед проблемой приспособления к новым условиям жизни, причем самостоятельно, без какой-либо помощи.

В этих условиях в практическую психологию и психотерапию устремилась целая армия дилетантов, которые объявили себя способными решать любые проблемы. Это руководители новоиспеченных сект, экстрасенсы, колдуны, астрологи и разнообразные мистические целители. Многие из них беззастенчиво и безответственно принялись эксплуатировать возникшую потребность. Именно они первыми почувствовали, что наступил тот момент, когда каждому лично и всем вместе стала необходима поддержка. Уже сейчас можно увидеть печальные последствия привлечения молодежи в тоталитарные секты, а увлечение астрологическими прогнозами стало буквально повсеместным. При этом важно понимать, что подобное влияние астрологии поддерживается острым ощущением своей зависимости от чего-то внешнего, неуправляемого и непонятного.

Кто и как должен отвечать на такой запрос общества?

Вероятно, решение части проблемы должно ложиться на плечи психологов, так как, прежде всего, они должны иметь дело с практическими потребностями людей. Сегодня у людей резко возросла необходимость в разных формах адаптации в обществе. Конкретные жизненные трудности каждого человека, на первый взгляд кажущиеся индивидуальными и неповторимыми, являются достаточно типичными: как улучшить отношения с окружающими людьми, как пережить неудачи и недуги свои и близких людей, как найти свое место в обществе и др.

Способы решения этих проблем во многом определяются умением людей преодолевать подсознательные психологические барьеры и осознанные стереотипы, а также возможностью использовать механизмы социальных защит. Этому посвящены теоретические труды многих психологов, с решением этих же вопросов связана и практическая психологическая деятельность.

Сложнее разобраться в таких вопросах, как определение смысла жизни, нахождение ее личностной и общественной значимости. В решении именно этих вопросов большое значение приобретает вера в Бога. К такому выводу невольно подталкивает следующее сравнение. В наши дни многие люди, не воспитанные на религиозных понятиях, ощущают потерю нравственных опор, не верят в идеалы, в людей и даже в себя, не видят перспектив в будущем. При этом люди, искренне верующие в Бога, оказались психически более устойчивыми в смутное время.

Пытаясь скопировать поведение религиозно убежденных людей, некоторая часть граждан обратилась к религии из корыстных побуждений, или чтобы получить точные разъяснения того, «как следует мыслить», или чтобы приобрести различные льготы и блага, при этом оставаясь абсолютно безразличными к принципиальным вопросам веры.

Более пытливые люди, обратившись в сторону веры, начали догадываться, что «религия предполагает не только защиту и объяснение идеи личной ответственности, но содержит программу перестройки человеческой судьбы. Она показывает, что сам человек отвечает как за свое прошлое, результаты которого сказываются в настоящем, так и за будущее, в котором он сам подготавливает решение своей участи. Кроме того, вера удовлетворяет потребность многих иметь не только особую систему мышления, но и объект поклонения, который придает смысл существованию. А когда человек уверен, что его жизнь имеет смысл, он находит в себе силы и может подняться над самыми неблагоприятными условиями и обстоятельствами. Тогда он способен осознать, что ему требуется не только снятие напряжения любой ценой, например, за счет наркотиков, агрессии или секса, и даже не просто достижение душевного равновесия, а устремленность к духовному развитию за счет непрестанного движения к цели, составляющей для него смысл жизни» (Грановская Р. М. «Психология веры». СПб.: «Речь», 2004. С. 10–11).

На протяжении десятилетий в нашей стране мировоззренческой опорой человека провозглашалось научное знание. Понятно, что в вопросе поиска смысла жизни наука и религия занимают существенно разные позиции. Научная теория смыслом жизни как таковым «не интересуется»; она пытается подойти к истине путем последовательных приближений, стремится к упорядочиванию общечеловеческого опыта, к накоплению знаний о внешнем мире. Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. В религии знания, которыми обладают члены общества, вкладываются в некую уже готовую структуру, содержание которой составляют ценности и идеалы, положенные в основу веры.

Поэтому внутренняя связь между наукой и верой мало привлекала к себе внимание до тех пор, пока развитие науки не принесло новые принципиальные выводы о развитии вселенной и ограниченности наших знаний. Ситуация обострилась, когда выяснилось, что наука, во многих отношениях находящаяся в более тесном соприкосновении с действительностью, мало способна отвечать по существу на животрепещущие вопросы по поводу выбора жизненного пути. Решение этой задачи на основе научных знаний осложняется тем, что, располагая доказательным, самым достоверным подходом к истине, наука учит, что мы и наш мир – всего лишь продукты счастливой случайности, совершенно лишенные целеполагающих принципов или конечного смысла. Она настаивает на отсутствии действительной свободы воли или выбора и, следовательно, какой-либо реальной истинности морали. Она утверждает, что все сознательное содержание жизненного опыта – это продукт деятельности мозга, никак не влияющий на ход событий в реальном мире (Мозг и разум / под ред. Д. И. Дубровского. М.: Наука, 1994. С. 25).

Такой вывод не отвечает глубинным требованиям человека. Идеи целесообразности мироздания и смысловой оправданности морального поведения являются неискоренимыми составляющими человеческой души.

Кроме трудностей в определении жизненного пути исключительно на рациональной основе, осознанию ограниченных возможностей науки способствуют ее просчеты в ряде важных областей деятельности, приведшие к нарушению баланса между средой обитания и потребностями человека. В наши дни стало очевидным, что быстро нарастающие недуги человечества не излечить только развитием или совершенствованием науки и техники. Несмотря на очевидные успехи современной технологии, ее достижения обычно сводятся на «нет» бесконечно растущими запросами каждого отдельного человека и увеличением общей численности человечества. Парадокс положения заключается в том, что практически все, обеспечивающее человеческому сообществу лучшую жизнь и процветание, одновременно ускоряет и усугубляет его конечное падение, а возможно, и исчезновение [2].

Имеется в виду не только экологическая угроза человечеству, рост народонаселения вольно или невольно ведет к деградации гуманности и все более превращает отдельную личность в предмет потребления. Представление об уникальности человеческой жизни, ее смысле, ценности и непостижимости подвергается постепенной, незаметной, но неотвратимой эрозии. Существенно, что этот процесс развивается на фоне индивидуализма, что пагубно сказывается на человеческой природе. В современном обществе усиливается скептицизм, пессимизм, возникает самоотрицание. Человек пытается найти поддержку утверждаемых ценностей только в самом себе, не находя опоры за пределами своей жизни. Но и ценности могут быть преходящими и случайными. Разочарования, на пороговом уровне, ведут к пробуждению мечты об утраченной целостности духовного бытия [3].

Даже внешне благополучная жизнь не исключает страданий человека. Внутренний мир человека выдвигает свои требования, которые не утоляются внешними благами. Чем менее осознаются эти внутренние потребности, заглушаемые погоней за материальными удовольствиями, тем вернее они выступают как источник непонятных несчастий, особенно в тех условиях, когда люди надеются на нечто совсем иное. Все чаще появляются примеры, когда изобилие ведет к болезни, получившей название «галопирующее потребление». Оказалось, что чем большим количеством ресурсов обладает человек, тем больше он боится бедности. Потребляя все больше, человек начинает замечать, что эти потребности не удовлетворяют его, что жизнь утекает сквозь пальцы, а он при этом так и не достигает заветного счастья [3].

Попадая в столь трудное положение, человек обнаруживает, что наука не помогает ему найти ответ на вопрос о своем существовании. В такой ситуации человек оказывается перед выбором: с одной стороны, можно над этими проблемами и не задумываться, «плыть по течению»; с другой стороны, углубление сознания, развитие разума и способностей могут позволить ему выйти за рамки собственных эгоистических проблем и достичь новой гармонии, нового единства с миром. Именно на этом пути для него и вырисовываются причины необходимости религиозной веры. Она помогает человеку восстановить глубинное равновесие с процессами, идущими во Вселенной, приобщиться к общечеловеческому и общепланетарному сознанию. Для успешного продвижения по этому пути человек должен пересмотреть свои взгляды, изменить приоритеты, связанные со стремлением к улучшению качества жизни, осмыслить существование не только нынешнего, но и будущих поколений. Как только человек начинает задумываться над глобальными вопросами, так неизбежно он обращается к вере. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести существование в них ответов именно на фундаментальные вопросы, решение самых сложных нравственных проблем при сохранении внешней простоты, целостности и упорядоченности. Человеку в руки дается инструмент, позволяющий самостоятельно структурировать возникающие в его жизни события, соотносить их с правильной оценкой, то есть появляется возможность противостояния хаосу и конструирования наполненного смыслом мира. Это очень важно именно с психологической точки зрения, так как всякая организация, упрощающая восприятие внешней среды, порождает положительное эмоциональное переживание. Упорядочивающие мир ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность.

Переходя от простейших ценностей к высшим религиозно-философским представлениям, необходимо понимать, что и они, как и многое в природе и обществе, не абсолютны и не установлены раз и навсегда. Человеческие ценности динамичны, взаимосвязаны и обусловлены ситуациями, в которых они развиваются. Множество примеров из истории показывает, насколько фатальной может оказаться приверженность неизменным ценностям в быстро меняющемся мире. Поэтому представляется странным утверждение, что существует только одна истинная религия. Все религии истинны как проявления совести, человеческого духа, поскольку порождены искренним чувством.

Конечно, нельзя не заметить, что в религиозных представлениях различных конфессий встречается много разного, иногда даже противоположного. Прежде всего, это касается особенностей культуры: в европейской и североамериканской культуре ценности человека связаны с внешними достижениями (поэтому можно назвать такую культуру экстравертированной), восточная культура и религия всегда были ориентированы на внутренний мир человека (поэтому восточную культуру можно назвать интровертированной). Успешность развития западной культуры могла бы казаться непререкаемой, если бы не явное отставание в области внутреннего, морально-нравственного развития.

Несхожие элементы мировых религий и культур продуктивнее воспринимать не как повод для разногласий, а как основу для постоянного движения человечества вперед в его поисках нравственных образцов и идеалов. Несовпадение в религиях не дает людям увязнуть во внешней, формальной стороне своей веры, а значит, духовный поиск продолжается.

Для психолога и конфликтолога существенное значение имеет вопрос о том, как основные положения какой-либо религии влияют на поведение и мироощущения людей, а вовсе не проблема истинности или ложности этих верований. Такой психолого-конфликтологический подход создает предпосылки для приобретения навыков мировоззренческого диалога, овладения искусством понимания людей, чей образ мыслей является существенно иным. Появляются условия, когда взгляды одного человека постепенно втягивают другого в свою атмосферу, не пугая и не отталкивая его резкой односторонностью мнений. Строится платформа для преодоления догматизма и авторитаризма, с одной стороны, и нигилизма – с другой. Мировоззренческая дискуссия проясняет способы реализации свободы совести и, тем самым, способствует формированию гражданских позиций личности, обеспечению гражданского согласия и гармонизации межличностных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.