КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозные конфликты в современной России
Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают внутренний мир верующих людей, глубинные основы человеческой психики. Не случайно в Решении Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации от 12 февраля 1998 года указывается: «… любые публикации, касающиеся деятельности религиозных организаций, должны быть основаны на проверенной, достоверной информации, выдержаны в деликатной форме, осторожны в выражениях и характеристиках верующих людей». Практика последних лет показывает, что количество публикаций, теле- и радиопередач на религиозную тему многократно увеличилось, что, в случае некорректного обращения к религиозной тематике, может послужить основанием возникновения религиозных конфликтов в обществе. Была создана Гильдия религиозных журналистов, призванная контролировать появляющуюся в СМИ религиозную информацию. И все равно публикуется множество статей и выпускается в эфир множество радио- и телепередач, подготовленных журналистами, слабо представляющими специфику религиозной тематики. Нередко подобные выступления вместо того, чтобы нести мир и формировать толерантное общество, сами являются источником социальной напряженности и религиозного конфликта. Для того чтобы понимать специфику религиозного положения в современной России, необходимо иметь объективные данные о реальной картине религиозной жизни российского общества. По официальным данным, представленным в Государственном реестре юридических лиц (на 1.06.2005), в стране насчитывается 21800 зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица, что допускается законом. Такое многообразие конфессионального пространства страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культуры, и развитие экономических связей России с зарубежными странами создали сложную и запутанную религиозную ситуацию в нашей стране. В целом, современная религиозная ситуация в стране характеризуется двумя тенденциями: с одной стороны, возрождением и возрастающим влиянием традиционных конфессий, с другой стороны, развитием новых религиозных движений. До 1917 года в Российской империи церковь не была отделена от государства. Это значит, что Русская православная церковь являлась частью государственного механизма, ее учение признавалось главенствующим, а все остальные конфессии ставились в подчиненное положение. Христианство в той его разновидности, которая была принята в Византийской империи (Православие), было объявлено государственной религией на Руси в 988 году. Князь Владимир Святославович сделал выбор в пользу константинопольских иерархов из-за удобной для него модели взаимодействия между церковью и государством. В Византии религия была полностью поставлена на службу светским властям и фактически являлась государственным институтом. Самая крупная и влиятельная конфессия – Русская православная церковь (Московский патриархат) – имеет 11747 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий, образовательных и иных учреждений. Согласно социологическим опросам, до 70% россиян считают себя православными, при этом приблизительно 7% регулярно посещают храмы и соблюдают основные православные обряды и предписания. Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой множество самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, просвитериане и другие направления, имеющие около 4750 зарегистрированных общин. Общее количество протестантских конфессий, по данным независимых экспертов и Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, составляет около полутора миллионов человек. Реформация – религиозное течение, возникшее в Германии в 1517 году с выступлением Мартина Лютера. Реформация фактически отрицала необходимость католической церкви с ее иерархией, а также духовенства как такового. Отвергалось католическое Священное писание, отрицались права собственности церкви на землю и др. Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает Ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3650 зарегистрированных организаций, однако еще большее количество исламских общин существует без регистрации. Ислам – мировая религия, объединяющая более 1 миллиарда приверженцев. Суть Ислама составляет учение о единобожии, загробном воздаянии, Страшном суде. Ислам возник в седьмом веке, основатель религии – пророк Мухаммед – начал проповедовать Ислам в Мекке в 614 году. Два основных течения Ислама – суннизм и шиизм. Одно из направлений суннизма – ваххабизм – возникло как идеология антитурецкого национально-освободительного движения арабского народа под предводительством Ибн Абд ал-Ваххаба (1703–1792). Старообрядческие, иудейские, католические, буддистские объединения насчитывают соответственно 257, 248, 228, 190 зарегистрированных организаций. Есть и религиозные организации, имеющие незначительное количество последователей и исчисляемые всего несколькими религиозными приходами. Это молокане, духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы и другие. Поликонфессиональный характер Российской Федерации, безусловно, накладывает свой отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений и практику реализации законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Духовные противоречия, связанные с религиозными убеждениями, осложняются еще и тем, что в современной России существуют деструктивные религиозные объединения. Специалисты для обозначения движений, контролирующих сознание, используют два термина: «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». По мнению члена-корреспондента РАН профессора МГУ и главного редактора журнала «Филологические науки» А. А. Николаева, изначально само слово «секта» имело отрицательную коннотацию, в том числе и по отношению к религиозным движениям и религиозным меньшинствам. В связи с этим понятия «секта», «сектант» могут восприниматься как оскорбительные членами религиозных организаций. Термин «деструктивный культ» чаще употребляется западными учеными, в отечественной науке более распространен термин «тоталитарная секта». Понятие «культ» по-разному трактуется в разных науках: психологи определяют культ как группу, которая способна изменить чье-либо поведение и психологическую точку зрения на жизнь; социологи определяют культ как группу, не соответствующую нормам данного общества. Теологи вкладывают в понятие «культ» изначальное латинское значение этого слова – «поклоняться», «почитать» что-либо. Культ – группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, трактующего доктрину культа так, что она отрицает центральную доктрину христианства или другой традиционной религии. А. И. Осипов в книге «Тоталитарные секты: технология обмана» дает следующее определение: «Тоталитарная секта – это организация, построенная по иерархическому принципу с железной дисциплиной подчинения лидеру (лидерам). Лидер этой организации, используя методы скрытого и явного психологического воздействия, добивается изменения психики членов своей организации, устанавливает тотальный… контроль над их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях». Для адепта деструктивного культа характерно ограниченное мировоззрение, отсутствие здравой логики и критического мышления, возбужденное эмоциональное состояние. Члены культовых групп могут не походить друг на друга, однако все они следуют определенным моделям поведения, которые выделяют их на фоне других людей. Основное отличие деструктивных культов состоит в том, что они прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимое от лидера положение. Как правило, выделяются общие признаки, характерные для культов: 1. экзотическое происхождение; 2. новый культурный стиль жизни; 3. степень вовлеченности в культовое движение значительно выше вовлеченности в жизнь традиционной церкви; 4. наличие харизматического лидера; 5. наличие последователей (как правило, это молодые люди из обеспеченных и образованных слоев общества); 6. необычность (внешняя, поведенческая и др.), привлекающая общественное внимание; 7. деятельность на международном уровне; 8. использование методов контроля над сознанием. Группа становится деструктивной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмана членов группы, лишения их индивидуальности и свободы воли. Изучение общественного мнения, касающегося деструктивных культов, показывает, что у нашего общества нет четкого представления об этом явлении. Под сектой многие подразумевают группу агрессивных зомби во главе с фанатичным психопатом. Как правило, этот образ формируется благодаря усилиям средств массовой информации, гоняющихся за сенсационными сообщениями, и очень часто не соответствует действительности. В жизни люди сталкиваются с вежливыми, любвеобильными, улыбающимися адептами, предлагающими изучать Библию, пройти психологическое тестирование или изучение иностранных языков за границей. Представители культов используют массу тонких уловок с целью скрыть от глаз посторонних или новичков истинное лицо организации. При этом учеными отмечается, что российская психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная, исполнительная и судебная системы почти не имеют опыта противодействия деструктивным культам. Посягательства деструктивных культов на интересы личности проявляются чаще всего в виде следующих действий или признаков: - навязывание религиозной тематики; - настойчивое повторение явно чужих мыслей и цитат, апелляция к неким непонятным авторитетам; - утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха; - выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших; - изменение образа жизни и поведения человека под воздействием представителей деструктивных культов: частое и необъяснимое отсутствие дома, чрезмерное количество телефонных звонков и писем, резкое изменение состава домашней библиотеки, замкнутость в себе или, наоборот, экзальтация каких-либо дел и состояний, значительные денежные потребности (займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги), проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества. Социология и регионоведение предлагают перечень и современную классификацию действующих в России религиозных объединений, которые относятся экспертами к разряду однозначно деструктивных или деструктивных с большой вероятностью. А. Деструктивные религиозные организации восточной ориентации: «АУМ Синрике», «Международное общество сознания Кришны», «Сахаджа-йога», «Бахаи», «Брахма Кумарис», «Академия йоги», «Белый голос», группы последователей Шри Чинмоя, «Трансцендентальная медитация», группы последователей Радж-ниша (Ошо), «Миссия божественного света», «Институт знания о тождественности» и т. п. Б. Деструктивные религиозные организации западной ориентации (псевдохристиане): «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», муниты, мармоны, «Семья» (Д. Берг), «Церковь откровения» Лазаря Каширского, «Церковь Христа» («Бостонское движение»), «Новоапостольская церковь», «Слово жизни», «Живой поток» («Церковь свидетеля Ли») и т. п. В. Деструктивные религиозные организации оккультной и языческой ориентации: «Белое братство», «Церковь последнего завета» (последователи Виссариона), группы последователей Карлоса Кастанеды, «Сатори» (А. Суворовой), «Новый акрополь», «Внутренний круг» последователей П. Иванова, неоязыческие группы и т. п. Г. Деструктивные сатанистские культы: «Российская церковь сатаны», «Зеленый орден», центр «Юнивер», «Белые ангелы», «Черный лотос», «Церковь сайентологии», «Южный крест» (Московская церковь сатаны), «Черный ангел», «Черное братство», «Крысятницы», «Нави», «Синий лотос», братство «Мандра» и т. п. Многие деструктивные религиозные объединения, получившие на территории России не только поддержку, но и покровительство официальных органов, широко известны на Западе различными антиобщественными и антигосударственными действиями, такими как нанесение психического и физического ущерба адептам, злостное уклонение от налогов, проникновение в государственные органы с целью заговора и др. Научные и справочные источники выделяют общие черты действующих в России деструктивных сект: - претензии на истину в последней инстанции, полная нетерпимость или пренебрежительность к традиционным религиям или национально-духовным ценностям; - претензии на харизматическое лидерство; - внешняя благопристойность – все культовые новообразования официально провозглашают только самые добрые цели; - сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения, жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации; - целенаправленное искажение священных текстов Мировых религий с их «подгонкой» под свои догмы; - применение техник контроля сознания для выработки у сектантов «культового менталитета»; - активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов; - меркантильный и политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных государственных и коммерческих структурах; - использование специального словаря или слов, непонятных для непосвященных (культовый язык). Все эти обстоятельства дают весомые основания для возникновения религиозных конфликтов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |