Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовное производство и духовное потребление




Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.).

Продуктами духовного производства являются разделяемые членами общества представления, идеи, убеждения, принципы, ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры. Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени, удовлетворяя различные духовные потребности людей.

Для сохранения продуктов духовной деятельности людей и их передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители». Духовные ценности проходят процесс материализации, воплощаясь в книги, чертежи, формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленки и т. п. Первоначально духовные потребности людей (для удовлетворения которых и возникла уникальная отрасль создания духовных благ) были весьма незначительны, поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство. При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и больше новых духовных запросов людей. С течением времени духовное производство превратилось в самостоятельную важнейшую отрасль (http://socfil.narod.ru/glava_7.htm).

Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не понимаются современниками, отвергаются ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся значимость для общества, они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями. Духовное потребление – процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность. В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.

Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.

Темы рефератов

1. Значение духовной деятельности для человека.

2. Деятельностная основа духовной сферы.

3. Восприимчивость индивидов к воздействию духовной сферы.

4. Противоречия между различными сферами общества.

5. Онтологические детерминанты противоречий духовной деятельности.

6. Значение духовной сферы в разрешении противоречий между сферами и обществом как целым, между индивидом и сферой, между сферами.

Вопросы для контроля и самостоятельной работы

1. Что такое духовная деятельность и духовная сфера?

2. Каковы факторы духовной деятельности?

3. Основные характеристики духовной деятельности.

4. Разнообразие духовной деятельности

5. Обособление духовной деятельности.

6. Результаты духовной деятельности.

7. Объект и субъект взаимодействия в духовной сфере.

8. Духовная сфера в системе сфер общества.

9. Специфика взаимодействия индивидов в различных сферах общества.

10. Роль и значение духовной сферы в воспроизводстве других сфер.

Библиографический список

1. Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика [Текст]: учебник для вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: «Гардарика», 2005.

2. Ерасов, Б. С. Социальная культурология [Текст]: пособие для студентов высших учебных заведений / Б. С. Ерасов. – Издание третье. – М.: Аспект Пресс, 1998.

3. Основы философии. Социальная философия [Текст]: учебное пособие. – Ч. 2. – Изд-во Томского ун-та, Пермское отделение, 1991.

4. Семинарские занятия по философии [Текст]: учебник / под ред. К. М. Никонова. – М.: Высшая школа, 1991.

5. Спиркин, А. Г. Основы философии [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 1988.

6. Философия [Текст]: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н / Д: «Феникс», 1998.

7. Горский, В. А. Духовные основы нашего общества [Текст] / В. А. Горский // Дополнительное образование. – 2004.– №11. – С. 22–28.

8. Грехнев, В. С. Общественная психология как форма духовной жизни людей [Текст] / В. С. Грехнев // Философия и общество. – 2006. – № 6.

9. Дубровский, Д. И. Основные категориальные планы проблемы сознания: [генотипическое, гносеологическое, аксиологическое, практическое] [Текст] / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. – 2008. – №12. – С. 59–75.

10. Мамардашвили, М. К. Беседы о мышлении [Текст] / М. Мамардашвили // Перемены. – 2007. – №1. – С. 67–104.

11. Михайлов, Ф. Т. Идеальное – это о чем? [Текст] / Ф. Т. Михайлов // Перемены. – 2007. – № 2. – С. 26–43.

12. Сафонов, П. А., Фролов, А. В. Сознание мира и онтогенетический опыт [Текст] / П. А. Сафонов, А. В. Фролов // Вестник Московского университета. – 2007. – № 3. – С. 34–43.

13. Светлова, Т. Что есть духовность? [Текст] / Т. Светлова // Природа и человек. – 2005. – № 8. – С. 46–47.

14. Харе, Р. Философия сознания как проблема философии и науки [Текст] / Р. Харре // Эпистемология & философия. – 2007. – Т. 14. – №4. – С. 13–29.

15. Режим доступа: www.socfil.narod.ru

16. Режим доступа: www.finteoria. ru.

 

Глава 2. Конфликтный и мирный потенциал общественной нормы

2.1 Классификация норм.

2.2 Теории девиантного поведения.

2.2.1 Теория аномии.

2.2.2 Теория культурного переноса.

2.2.3 Теория конфликта.

2.2.4 Теория стигматизации.

 

Как правило, общественная норма охватывает не всю деятельность человека, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами социума. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (экспектации).

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим. Социальные нормы реализуются в человеческих взаимоотношениях, в социальном взаимодействии. Нормы объективны, неперсонифицированы, это социальные эталоны установления морального должного поведения (с точки зрения общества), нормы должны выполнять функцию интеграции, упорядочивая жизнь индивидов, групп, обществ.

Можно выделить разные подходы к изучению категории нормы. Социологи изучают степень распространенности, предпочтительности, приемлемости нормы в разных группах и слоях общества; социальные психологи изучают психологическое содержание норм и их связь с мотивацией, ценностными ориентациями, установками и другими личностными свойствами, то есть социальная психология анализирует формирование и изменение норм в процессе развития человека и общества. Конфликтология рассматривает категорию нормы с точки зрения ее использования в качестве регулятора в разрешении противоречий, существующих в группах и обществах.

Главное в норме – ее предписывающий характер, норма обязательно включает в себя оценку и долженствование. Однако для выполнения функции долженствования норма должна опираться на существующие в обществе санкции, связанные с наказанием или поощрением какого-либо поведения. Функция нормы состоит в том, чтобы предписывать разумные и проверенные способы поведения и деятельности, разрешения конфликтных ситуаций. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов, они обеспечивают надежность, стандартность, общепонятность, предсказуемость поведения. Нормы – средство социального контроля и влияния, они приводят к уравновешенности, стабилизации общественной жизни.

Социальные нормы можно разделить на универсальные, обязательные для всех членов общества; внутригрупповые и личностные, индивидуальные. Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством машин, свойством материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие бытовые нормы, касающиеся, например, приема алкоголя или наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень обнаженности – объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, кманереходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.