КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеология как элемент теоретического сознания
С теоретическим сознанием тесно связана идеология, то есть система идей, взглядов, теорий, отражающих сущность, законы общественного бытия под углом зрения интересов общества, классов, социальных групп. «Идеология – это некоторая совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности, отдельным ее проблемам и конфликтам» (Шевченко В. Н. Идеология // Философский словарь. М., 2001. С. 199). Можно сказать проще: идеология – это отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Назначение идеологии – в выработке систем ценностей, в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире. Идеология есть вид знания. В составе развитых идеологий имеются политические идеи и программы; здесь представлены помологические знания (о закономерностях в природе и обществе), знания структур, функций тех или иных системных образований, аксиологические знания (о потребностях, интересах и целях разных социальных групп и классов) и праксеологические знания (об эффективных способах реализации общих социальных целей). Последние часто выражаются в форме лозунгов, призывов, задач, призванных связать теоретический уровень идеологии с практикой, с воздействием теории на сознание людей. В этом своем качестве идеологическое знание оказывается повернутым своей действенно-практической стороной и напоминает своего рода методические рекомендации научного знания. Идеология, в отличие от науки, ориентирована не столько на объективное раскрытие существа материальных систем, сколько на интересы субъекта, взятого на социально-групповом его уровне. Теоретикам идеологии более важно выявить свое отношение к этим структурам, к процессам, событиям, раскрыть их значимость для социальных групп, и в первую очередь – для правящей социальной группы. Если ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познает объективные предметы (свойства и отношения), то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже выражает она интересы соответствующей социальной группы. Главный принцип идеологии – не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип партийности. Принцип партийности есть не только фиксирование факта принадлежности к какой-то партии и не только стремление во что бы то ни стало проводить «на деле» очередные установки ее центрального органа. Принцип партийности есть, прежде всего, определенность социальной позиции субъекта. При такой трактовке принцип партийности, а соответственно идеологичность, имеется у каждого индивида, у каждой нации, а не только у партии и ее приверженцев. Негативна не сама по себе идеология (партийность) – без нее нет и быть не может ни общества, ни человека; индивид – существо социальное и идеологическое, поскольку живет в обществе и так или иначе оценивает общество и его явления. Другое дело – какова эта идеология, каков характер партийности. Могут быть различные идеологии: демократические, авторитарно-тоталитарные, неразвито-обыденные, интеллектуально-теоретические, объективистские или субъективистские, монистические или плюралистические и т. п. (http://www.ideologiya.ru/index.php). Возможно достижение идеологией степени максимально объективного отражения социальной действительности и почти полное слияние интересов субъекта объективного знания с интересами субъекта партийности. В этом случае, достигаемом, видимо, только при высокоразвитом демократическом государственном устройстве, сама партийность как социальная установка части общества должна бесконечно расширяться до пределов «всеобщего», элиминироваться и, в конце концов, переходить в научность. Тоталитарная идеология является крайне субъективной, так как всегда выражает интересы узкой группы правителей и «проповедников» этой идеологии. Такая идеология, действительно, навязывается лишь частью (part – часть) общества всему обществу. Она не отражает реальность, скорее ее искажает. При этом знание о мире в целом, включаемое в идеологию, служит средством соединения парциальных политических интересов со «всеобщими», «родовыми» интересами человечества. Заинтересованность одной социальной группы в определенной общей картине мира перекрещивается в ряде моментов с подобной же заинтересованностью других слоев общества. Этого совпадения оказывается достаточно, чтобы часть выдать за целое, иллюзию – за реальность. Материальные и информационные условия жизни людей, в особенности идеологическая пропаганда, делают весьма вероятным усвоение индивидами взгляда на мир и социальную реальность, свойственного той или иной идеологии. Как отмечают исследователи идеологии, сама идеология есть тип познания, характеризующийся разрушением «всеобщего» в ситуациях, когда оно не является таковым, а именно – в обществе, расколотом на противоположные классы и социальные группы. (http://www.ideologiya.ru/index.php). На основе фактов чрезмерной идеологизации сознания в некоторых странах и отрицательного воздействия политизации на развитие культуры в Западной Европе с конца 50-х – 60-х годов получила распространение концепция деидеологизации (Р. Арон, Д. Белл, Э. Шилc и др.). Считалось, по утверждению Т. Парсонса (1959), что основным критерием идеологии является ее отклонение от научной объективности. А раз так и поскольку идеология проникает в социологию и другие науки, то не может быть ни объективной социальной теории, ни объективного естествознания. Из этого следовало, что с господством идеологий нужно покончить. Концепция деидеологизации опиралась на работы представителей социологии познания – К. Манхейма и М. Шелера. С точки зрения К. Манхейма, познание детерминировано как экзистенциально, так и социально (Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994). Преобладают социальные условия, в которых функционирует группа. Каждая группа, исходя из своего специфического положения в обществе, вырабатывает свою особую перспективу, в которой воспринимается и познается мир. Осознанно или неосознанно, но индивид вынужден соотносить свои высказывания с интересами социальной группы, выраженными в перспективе и в центре систематизации (системе категорий). Как трактовка группы, так и трактовка индивида односторонни, частичны и субъективны. Пример тому – понятие свободы у либерала и консерватора. Именно социальные условия формирования понятий «являются причиной того, что два человека, применяющие одни и те же правила формальной логики (закон непротиворечия или формулу силлогизма), не приходят к идентичному суждению об одном и том же предмете, более того, их суждения бывают часто совершенно различными» (Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 226). Само положение познающего индивида в социальной группе предписывает ему такое направление мышления, когда он принимает заблуждение за истину. Идеология, таким образом, есть ложное сознание. И в этом плане, утверждает К. Манхейм, К. Маркс прав: «Начало социологии познания положено марксистским учением об идеологии» (Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 230). Но обычно ложность идеологии видят не у себя, а у своего противника. На самом деле всякая идеология (в особенности у господствующей социальной группы), по К. Манхейму, есть ложь. Чтобы избежать экспансии идеологии в другие сферы и уменьшить их узость и отход от истины, необходимо применить «социальные технологии» – систему научно обоснованных социально-политических акций – к самим социальным группам, в первую очередь, к политической элите. Сделать все это способны «социально свободно парящие интеллектуалы». В концепции К. Манхейма, как и других представителей деидеологизации, много верного. Однако их стремление вообще перечеркнуть идеологическое сознание как необходимую сферу общественной жизни выглядит неубедительно. Наличие идеологий (классовых, государственных, национальных) – это реальность, с которой следует считаться (www.webknow.ru.filosofija 00572_13.html)/ Дело, по-видимому, не в ликвидации идеологии как таковой, а в создании условий, при которых она не выходила бы за пределы своего прямого предназначения и сферы действия. Важно, чтобы властвующая элита и руководители партий в своих идеологических установках опирались на принцип объективности (правды), принцип справедливости и принцип гуманности. Достижение такого состояния идеологий становится возможным при смягчении или даже элиминации из общественной жизни социально-групповых антагонизмов, при усилении роли в обществе консенсусных отношений. Существование подобной тенденции последних десятилетий в ряде стран объясняет, в частности, тот факт, что на смену концепции деидеологизации еще с 70-х годов пришла концепция реидеологизации, стремящаяся к преобразованию идеологического знания. Идеологические отношения формируются, проходя через сознание людей, но возникают они не из сознания, а в результате отражения в нем материальной деятельности и отношений. Как и само сознание, идеологические отношения суть порождение и выражение общественного бытия, но они складываются на основе определенных взглядов, идей, теорий, в которых это бытие отражается. Идеологические отношения – это духовные отношения людей к природе и друг другу, отношения сознания людей в отличие от экономических, материальных отношений как формы, в которой протекает процесс труда. Идеологические (духовные) отношения существуют при помощи материальных средств объективации, реализации сознания: языка, действий, произведений искусства, средств печати и информации и т. д. Они воплощаются в материальных, практических действиях, отношениях, но их нельзя отождествлять со средствами объективации. Признание объективного характера идеологических отношений означает отождествление их с материальными отношениями по признаку, по которому они различаются., поэтому неправомерно отнесение к объективному в истории того, что в самом общественном сознании складывается как социально-психологическая реакция на изменение условий общественной жизни независимо от воли и желаний слоев, групп, классов. Как справедливо заметил Э. Фромм, многие последователи К. Маркса, не сумевшие понять «основных концепций своего учителя», отождествляли объективные экономические условия с субъективными экономическими мотивами. На этом основании они приходили к выводу, что главным мотивом поведения людей во все исторические эпохи была страсть к богатству. В действительности, эта страсть характерна лишь для эпохи капитализма (fromm. hpsy.ru). Таким образом, идеологические отношения являются по своей природе духовными (субъективными), но имеют объективное содержание и материальные средства реализации. Они не тождественны ни заключенному в них объективному содержанию, ни средствам реализации. К тому же средства реализации идей, идеологических отношений изъяты из прямого материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи объективными, представляют собой специфический компонент общественного бытия. Эта материальная часть надстройки есть связующее звено объективно-реального и субъективно-реального существования общества, средство их взаимного влияния
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |