КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории девиантного поведения
Классификация норм Целесообразно обратиться к классификации норм, данной Т. Парсонсом [13]. 1. Нормы, поддерживающие формализованный порядок как в целом обществе, так и в составляющих его группах. Во всяком обществе принято определенное разделение обязанностей, например, мужчины должны выполнять сложные технические работы и служить в армии, а женщины – вести домашнее хозяйство и рожать детей. Как считают в некоторых восточных обществах, «муж должен заниматься делом, а жена – вести домашнее хозяйство». 2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности. Они определяются как средняя величина, характеризующая принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и т. д. Хотя в этой сфере норма зависит, конечно, прежде всего, от состояния производительных сил; требования выполнения нормы, предъявляемые работнику, не допускают излишних расходов материала, времени, собственных сил и диктуют обязанность работать профессионально, то есть производить вещи или услуги, отвечающие принятым требованиям. 3. Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу «по правилам», соблюдая законы и Конституцию. 4. Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято говорить на «своем» языке, читать и писать, любить музыку своего народа, поддерживать стиль и символику своей культуры. Резкое выпадение из принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус оригинальности или таланта. В сложном урбанизированном обществе нормы имеют весьма дифференцированный и иерархиризованный характер. Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Кроме того, выделяются нормы универсальные, специфические иальтернативные (по Р. Линтону), а также абсолютные (табу), условные (этикет), побуждающие,запрещающие, нормы по типу санкций (нравы, обычаи, законы, договоры) – по Д. П. Моррису. Нормы – безличные правила поведения, степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами. Субъективная сторона нормы: действия человека в соответствии со своими личными нормами повышают его самооценку и уменьшают самокритику. Конфликтный потенциал общественной нормы связан с тем, что требования, вытекающие из групповых норм, нередко расходятся с личными нормами. Группа может требовать от своих членов действий, соответствующих групповым нормам, но при этом осуждаемых более широким обществом. Иногда группа проявляет терпимость к нарушениям норм, неукоснительное соблюдение которых требуется большим обществом. Нормы дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают классовое разделение, дистанцию между классами, профессиональными группами, сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности, а соответственно, социального статуса и привилегий. В таких случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции (в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными, рядовыми и командным составом, студентами и преподавателями), существуют особые нормы поведения, обращения, ритуалы, приветствия, этикет, через которые формализуются требования к участникам общения. Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы («старайся!») и запрещающие нормы («не лги!»). Некоторые нормы устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения, другие поддерживаются многовековой традицией. По отношению к наиболее сильным чувствам, например, эротическим или честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и работать вместе, а также интимных связей, способных нарушить социально необходимую дистанцию. Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определены в критериях грамотности и владения языком и связаны с профессиональной деятельностью человека. Более вариативна практика воспитания – от жесткой требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в которой действуют свои нормы. Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, часто освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т. п. Мир в отношениях между людьми существует исключительно потому, что действия большинства людей согласованы. Для этого каждый должен хотя бы до определенной степени понимать, что, как и где он должен делать. Условием организованной согласованной деятельности людей и является выполнение ими социальной нормы. Именно нормы выражают социальные ожидания, обусловливают правила поведения в социальной группе, указывают, что допустимо, а что выходит за пределы допустимого. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание, государство играет роль механизма регуляции большого количества норм (законов). Но далеко не всегда принятые социальные нормы безусловно выполняются. Реальные поступки людей могут выходить за рамки того, что другими рассматривается как допустимое. Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. О девиации нельзя сказать, что она определенно связана с какими-либо отклоняющимися моделями поведения, скорее – с оценкой этих моделей поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности/нежелательности того или иного стиля поведения, общество переводит такие суждения в положительные/отрицательные последствия для тех, кто следует или не следует подобным моделям поведения. Таким образом, девиация есть то, что общество считает отклонением. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Например, уместность торга на рынке, поцелуи как элемент приветствия, степень открытости в одежде и др. То, что в одних обществах считается естественным и нормальным, в других обществах может быть неприемлемым. Кто и что определяется как отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение, в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие «стили» поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах Уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные особенности поведения являются медицинскими проблемами, то есть считаются болезнями, наряду с физиологическими заболеваниями. Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, инвалиды, БОМЖи и др.) получили возможность выйти на политическую арену и противостоять социальным определениям, считающим их источником социальных проблем. Социальные нормы, вероятнее всего, не могут быть представлены в виде фиксированной точки или прямой линии. Даже у строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, а практика демонстрирует целый диапазон возможных стилей поведения, которые в той или иной степени являются девиантными. Примером могут служить «странности» в поведении творческих людей, которые неприемлемы лишь на первый взгляд, но если войти в особенности духовного мира выдающейся личности, многое становится объяснимым и понятным. В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе, отклонение есть предмет социальных определений. Норма обычно допускает некий вариант поведения, новый или отличающийся от нормативного, но не выходящий за рамки социально одобряемого. Отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, чаще всего оно обусловлено социальными дефинициями. Наиболее распространенными считаются четыре основных теории девиации: теория аномии, теория культурного переноса, теория конфликта и теория стигматизации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |