Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные формы поведения в обществе




Морально-нравственные категории, существующие в обществе, тесно связаны с принятыми в обществе традиционными формами поведения. Самые простые типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных действий, совершаемых по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Образец укладывается в какую-то часть деятельности или ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нрав». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и в применении к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку. Обычаи и традиции являются стержнем нормативной системы, они связаны фундаментальными устоями общества и потребностями. Они считаются само собой разумеющимися и несут эмоциональную нагрузку (табу – это нравы, выраженные в негативной форме). Обычаи – относительно длительные, стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях.

Но их обязательность не абсолютна: обычаи не планируются. Когда говорят об обычаях (например, обычаи в приготовлении пищи), подчеркивают их «бездушный» привычный характер. Это своеобразные привычки, мысли и действия, обеспечивающие высокую степень предсказуемости поведения в определенных ситуациях. Обычаи, традиции и нравы, как правило, не оспариваются, они относительно неизменны. Некоторые обычаи можно нарушать, но полное нарушение строго наказывается обществом вплоть до изгнания. Обряд и ритуал – более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной, культурной регуляции. Обряд и ритуал – формализованное поведение или действие, имеющее, прежде всего, символическое значение, которое лишено непосредственной целесообразности, но способствует упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая коммуникативный уровень. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны. Ритуалы связаны с важнейшими событиями духовной и социальной жизни этноса. Их сущность состоит в соблюдении внешней формы поведения, в подчеркивании обязательности регламентирующих правил. Ритуал – исторически сложившаяся, связанная с мистическими верованиями, стереотипная форма массового поведения, имеющая церемониальный характер. Ритуалы выполняют многочисленные социально-психологические функции, оправдывающие и объясняющие их существование: укрепление сплоченности группы, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению, социализации и, наконец, средство развлечения, отдыха, удовлетворения эстетических потребностей членов группы. Такие компоненты коллективной психики, как общность нравственных ценностей, образа мыслей, коллективных настроений и чувств наполняют ритуальные действия, способствуют формированию и существованию социальной интеграции. К психологическим функциям относят способность регулировать психическую стабильность, создавать возможности продуктивного разрешения трудных кризисных ситуаций общественной и личной жизни человека, выявлять у участников ритуала положительные эмоции. Ритуалы – это церемониальная часть обряда, которая может выполняться самостоятельно, сообразно конкретной ситуации и цели группы. Они носят узкогрупповой характер, имеют большую регламентацию относительно количества участников, характера и последовательности церемонии, более жесткие санкции в случае нарушения участниками правил поведения. Поэтапное научение ритуалам происходит в рамках семейных и профессиональных групп как передача необходимых навыков нормативного поведения подрастающему поколению.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. В культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т. д. Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация и т. п. – процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности. Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах он присутствует и на всех более продвинутых ступенях. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, особенности жизненного уклада и воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития, условия и часы приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. В России, например, не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядину, а мусульмане – свинину. В обществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек, прежде всего, вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнанны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос: «Почему вы так поступаете?» – они отвечают: «Так принято». Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определенными образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко изменяющее его естественную или привычную жизнь. Такого рода формализованные обычаи, воспроизводимые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициация, выдача паспорта, дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т. д.). Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т. д. Обряд устанавливает преемственность нового со старым, его принятие как утвердившегося в обществе положения происходит, например, в случае назначения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т. п.

1.3 Мировоззрение как важнейший элемент духовной сферы личности

Термином мировоззрение обозначается сложная система взглядов человека на мир, которые разделяются членами его социальной группы (поколения, страны, социального класса, религиозной общины и т. д.). Для мировоззрения характерна комплексность мировосприятия, а также наличие оценочной составляющей, выражающейся в определенном отношении людей к окружающей действительности.

Мировоззрение человека складывается в процессе его социализации и активной жизнедеятельности как члена общества. Социализация предполагает усвоение индивидом ценностей и социальных норм, принятых в данной культуре, и формирование на их основе индивидуальной системы ценностей и эталонов поведения. Именно они становятся важнейшим фильтром восприятия, осознания и понимания человеком реальной действительности. Эта индивидуальная система ценностей и норм является показателем восприятия любых объектов, явлений, процессов. При этом индивидуальный опыт человека, яркие значимые события его жизни могут вносить коррективы в сложившиеся фильтры восприятия.

С течением времени, в процессе накопления опыта, эмоционально окрашенных, оценочных суждений об окружающем мире и их систематизации, у человека складывается все более устойчивая система взглядов на мир – его мировоззрение. Так как в основе формирования мировоззрения лежали общепринятые ценности какой-либо социальной общности, мировоззрение членов определенной социальной группы будет сходным

Выделяют следующие виды мировоззрения: обыденное, религиозное, научное, гуманистическое.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно, являясь результатом непосредственного жизненного опыта человека. Оно наиболее субъективно, ненаучно, доходчиво и присуще любому человеку (http://sosnovo-school.ucoz,ru/index/mirovozrenie_ego_vidy_i_formy/1-153).

Религиозное мировоззрение – это мировоззрение, сформированное на основе осознания и принятия человеком определенного религиозного учения, выстроенной этим учением картины мира. Часто это мировоззрение отражает общечеловеческие ценности, универсальные важнейшие морально-нравственные нормы, однако оно игнорирует, а подчас противоречит научным взглядам на мир.

Научное мировоззрение – опирается на достижения науки, научную картину мира. Его слабость выражается в недостаточной вовлеченности человека в конструируемый им образ мира.

Гуманистическое мировоззрение – мировоззрение будущего, представляющее собой оптимальный синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.

Фактором формирования мировоззренческой позиции является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования мировоззрения необходимо различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе – не интериоризация взглядов общества, а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания и мировоззрения ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.

Общественное сознание является отражением общественного бытия. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), в общественном сознании различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание, формирующееся в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д., что и может быть обозначено как обыденное (житейское) мировоззрение. Преобладающей в нем является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного мировоззрения – здравый смысл – по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Обыденное мировоззрение – это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды. Оно ближе к непосредственной действительности, полнее отражает специфику ситуаций, но включает в себя и так называемое обывательское, весьма ограниченное сознание (http://kluvand.narod,ru/ngtu/vvodvphilosophiyu.htm).

С обыденным мировоззрением тесно связано общественное мнение, то есть состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности, к деятельности партий и социальных групп, общественных организаций, отдельных личностей и т. д. и их оценку. Оно действует практически во всех сферах общественной жизни, его объектом могут быть объективные и субъективные явления, вызывающие общественный интерес. В качестве источников формирования общественного мнения может выступать различного рода информация, поставляемая средствами массовой коммуникации, научные знания, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т. д. В силу этого оно может быть в различной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. Взятое в целом общественное мнение представляет собой сложное переплетение истины и заблуждения. В развитом обществе привычными каналами и формами выражения общественного мнения являются референдумы, конференции, совещания, прямое участие масс в законодательных и исполнительных органах, манифестации и т. д. В таком случае его роль в общественной жизни резко возрастает: усложняются функции, расширяется сфера деятельности, увеличивается степень глубины и компетентности его субъекта (http://revolution.allbest.ru/psichology/000460830.html).

В основе научного мировоззрения лежит теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного мировоззрения оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем, научное мировоззрение опирается на обыденное мировоззрение, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже него. Взаимосвязь научного мировоззрения и здравого смысла двусторонняя: с одной стороны, под влиянием развития научно-технического прогресса обыденная жизнь наполняется научным знанием, и здравый смысл, вбирая в себя то, что было ранее лишь достоянием науки, обогащается. С другой стороны, здравый смысл, в известной мере, контролирует науку, которая, имея дело с абстракциями, может терять чувство реальности, отрываться от действительности. Так, в течение десятилетий существовал значительный отрыв общественных наук от реальной жизни, ее насущных проблем. Возникли элементы утопизма, в то время как здравый смысл, связанный с обыденной жизнью, все больше порождал недоверие к развиваемым в них идеям. Однако концепция перестройки общества, перехода к новой модели общественного устройства может быть сформулирована только общественными науками при опоре их на здравый смысл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.