Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные сферы жизни общества




Сущность и содержание духовной жизни общества

Современное российское общество имеет весьма сложную структуру, противоречивый характер его развития связан с действием в нем неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, каждая из которых имеет свое социальное пространство. Социальное пространство очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества, основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, их творческие способности. В экономической сфере реализуется деятельность институтов управления экономикой, в ней осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с созданием здоровых условий производственной деятельности людей, с обеспечением необходимого уровня жизни всех слоев населения, с решением проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения. Речь идет о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования в социальной сфере. На это направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности социальных групп, классов, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Интересы различных социальных групп касаются, прежде всего, государственной власти, которая должна гарантировать реализацию политических прав и свобод. Интересы одних социальных субъектов заключаются в упрочении существующей политической власти, других – в ее устранении. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли. Современные общественные процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их социальную активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка или литературные произведения, но и знания людей, наука, моральные нормы и ценности, правовые положения и религиозные убеждения, словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные, исторические и другие особенности развития общества, все то, что оставило свой след в душе народа, в его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей, из таких направлений их деятельности, как познание, образование и воспитание, из проявлений моральных, нравственных, религиозных взглядов. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении. Для полноценного функционирования духовной сферы большое значение имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, – а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Большую роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное: театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д. Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как формировать, сохранять и обогащать духовный мир людей, приобщать их к подлинным духовным ценностям и отвращать от ложных представлений, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

1.1.2 Структурные элементы духовной сферы

В духовной жизни выделяются структурные элементы, обладающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек или социальная группа имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в различных настроениях и действиях. Важной характеристикой таких настроений является потребность в удовлетворении желаний, владеющих индивидами или социальными группами. Настроение проявляется в стремлении снять напряжение и выразить его через митинг, пикетирование, агитацию, празднование, шествие, стачку, погром, голосование и т. д.

В связи с этим необходимо подчеркнуть регулятивную роль такого структурного элемента духовной сфера, как культура, которая «ставит пределы», ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. Но на протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию. М. Вебер сформулировал свою концепцию преобразующего воздействия религии на человеческое поведение как преодоление тех экстатических и оргиастических состояний, которые оказываются временными и преходящими и приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке обозначается как богооставленность, а на светском – бесцельность и бессмысленность бытия (М.Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. http://www.koob.ru/weber/protestantskaya_etika). В более умеренных терминах описал эту позицию П. Сорокин, констатируя, что в естественных аффективных состояниях человека выявляются его переменчивые психологические характеристики, его непосредственные реакции на жизненные воздействия, связанные с ситуационным и преходящим настроением (http://www.socintegrum.ru/Sorokin.html). Однако культура преобразует эти аффективные состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия. Культура охватывает более постоянные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Если психология учитывает состояния и движения малых социальных групп, временных объединений, толпы или индивидов, то культура определяет характер социальных слоев, этнических или национальных групп на протяжении более длительных периодов времени. При этом необходимо учитывать и значение личности как носительницы культуры. Так, в явлении «моды», несомненно, присутствует культурный компонент, определяющий общий стиль развития моды, ее национальное своеобразие. Если психология определяет ритмы смены деталей и орнаментики, степень их распространения, замедленную или ускоренную вариативность в одежде и внешнем облике, то влияние культуры сказывается в том, что чем выше степень развития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы и компоненты, в том числе и мода.

На разных этапах и уровнях развития общества, в разных его сферах и структурах соотношение аффективных и культурно-регулируемых факторов может быть различным. Но они непременно присутствуют в некотором соединении как возделывание человеческого материала. Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь и светской нормативной культуры в ее сложившемся, классическом виде. Эти сдвиги получили объяснение и оправдание в психоаналитическом направлении, представленном, прежде всего, работами З.Фрейда и Э. Фромма. Они показали, что сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весьма значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов – необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу самоуничтожением. Различные формы контроля, включая мораль, религию, социальные санкции и государство, рассматривались З. Фрейдом в основе своей как результат компромисса между инстинктивными влечениями и требованиями реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессознательного, эти влечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом. Сублимация этих инстинктов является источником художественного и научного творчества, что и порождает высокие достижения религиозной или светской культуры (З. Фрейд. О клигическом психоанализе (лекции) М.,1989). Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокой критике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества, прежде всего его крайний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят к отчуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессе социальной жизнедеятельности (Э. Фромм. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики). Однако освобождение человека от репрессивной культуры ограничено определенными социокультурными рамками. Аффективное поведение, отклоняющееся от нормативного поведения, может принять характер девиантного с различной степенью асоциальности и криминальности. Изучение такого поведения составляет предмет исследования конфликтологии, социальной психологии и социологии.

1.1.3 Мораль (нравственное сознание) как структурный элемент духовной сферы

Слово «мораль» произошло от латинского «moralitas», «moralis» и соотносимо с понятиями «нрав», «характер», «склад души», «привычка»; «mores» – нравы, обычаи, мода, поведение. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля «мораль» соотносится с нравоучением, нравственным учением, правилами для воли, совести человека. Слово «нравственный» поясняется как духовный, душевный, добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Из приведенных пояснений видно, что термины «мораль» и «нравственность» во многом сходны. Малосущественное различие, по-видимому, заключается в том, что «мораль» есть более обобщенное понятие, а понятие «нравственность», будучи применимым к большим группам людей, все же касается преимущественно отдельных индивидов. Различие состоит скорее в акцентах, нежели в существе содержания. Мораль, по определению известного философа, специалиста по этике А. А. Гусейнова, есть форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории [1].

Основными понятиями морали являются: «добро» и «зло», «правильное» и «неправильное», «справедливость», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. (http://abccba.ru/abc 51.php). В истории общества содержание категорий морали менялось. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила (заповеди) или принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких заповедей сформулирован в религии, в частности, в Христианстве. Одна из древних заповедей, называемая золотым правилом нравственности, гласит: чего не хочешь для себя, не делай другому человеку. При дилемме: личные интересы – общие интересы мораль требует достижения их совместимости либо ориентации, прежде всего, на общее благо. В. Соловьев писал в статье «Русский национальный идеал»: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, то есть безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз и навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнею, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для ее осуществления в той среде, в которой мы живем, то есть, другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности» (Соловьев В. С. Соч. 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 290–291).

Можно сказать, что с философской точки зрения мораль является формой общественного сознания: мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения). Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции, правила, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Моральный авторитет того или иного лица не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. Нормы морали получают идейное выражение в общих представлениях о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. Моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (Философский словарь. 7-е изд. М., 2001. С. 342–343). В этих положениях фиксировано то общее, что свойственно морали, наряду с другими формами общественного сознания, и в то же время указывается на ее своеобразие. Она не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); ее нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно устно из поколения в поколение. К специфике морали относится то, что, в отличие от права, ее регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной нации или государстве представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Преимущественный субъект права – государство, высшая инстанция – суд; мораль же не имеет специализированных учреждений, хотя при необходимости люди обращаются к нравственным оценкам, высказываемым в коллективной социальной структуре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.