Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал к занятию. 1. Язычество как религиозная форма освоения мира




План занятия

1. Язычество как религиозная форма освоения мира.

2. Языческие верования древних славян.

а) этапы развития языческих верований восточных славян.

б) магия древних славян.

Литература

· Ионов И.Н. Российская цивилизация. 1Х-начало ХХв.в. М., 1995.

· Культурология. История мировой культуры. /Под ред. А.Н.Марковой. М.,1995.

· Мифы древних славян. М., 1991.

· Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. Репринтное воспроизведение. М., 1980.

· Кондаков И.В. Культурология. История культуры России. Курс лекций. М., 2003.

Важнейшее звено в развитии российской цивилизации – верования восточных славян – этноса, составившего ее культурное ядро. Религиозные представления связаны с аграрным типом хозяйства и родо-племенной организацией общества. Делению славян на племена соответствовала дробная система верований.

Человеку свойственно стремление осмыслить окружающий его мир. Ввиду слабости абстрактного мышления, нехватки общих понятий, абстрактное выражалось через конкретное. Создавалась мифологическая картина мира. Миф – первоначальная форма духовной культуры, продукт стихийной фантазии людей, связанный с осмыслением коллективного опыта. Главное в мифологическом сознании – единство общей идеи и чувственного образа. Носители мифологического сознания принимали как реальность те события, о которых повествовал миф, и его персонажей. Мифы объясняли происхождение мира, богов, человека. В мифах устанавливалась прямая связь земного и небесного, общественного и природного (космического) через персонификацию природных (космических) сил и стихий, абстрактных понятий, явлений общественной жизни и др. Отсюда главное действующее лицо мифа – божество. Человек первобытного общества осознавал свое внутреннее родство с окружающим его миром, где человек – не «царь природы», а лишь часть ее. Чтобы выжить, он искал себе могущественных покровителей среди родственных ему природных сил, одушевленных мифологическим сознанием, стремился их умилостивить жертвоприношениями, испытывал перед ними и страх, и надежду. Каждое племя (этнос) создавало своих богов. С этим обстоятельством связано появление уже в христианское время термина «язычество»: каждому «языку» (племени) соответствует своя система верований. Языческие боги весьма разнообразны, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу отражения взаимодействия природы и человека. Язычество– общее условное название наиболее древних форм религии.

Характерными чертами язычества являются политеизм, обожествление природных явлений, антропоморфность. Политеизм – это многобожие. Пантеоны (дословно в переводе с греч. –«все боги») древних народов включали множество божеств. У египтян – Осирис, Исида, Ра Сет… У древних греков – Зевс, Гера, Афродита, Арес … Славяне поклонялись Перуну, Макоши (Мокоши), Велесу (Волосу), Яриле, Сварогу и другим богам. Антропоморфность богов означает человекоподобие. Но в данном случае речь идёт не о внешнем сходстве с человеком языческих богов, а о внутреннем – смысловом, психологическом. Язычники могли представлять своих богов и в виде животных (тотем), и в виде полулюдей-полуживотных. Но их поведение, мотивы и поступки подобны человеческим. Языческие боги гневались или были милостивыми, совершали благородные и аморальные поступки, могли изменять данному слову или держать его, мстить друг другу и людям или прощать и т.п. (Например, Гера и Зевс в греческой мифологии, Перун и Велес в славянской). Несовершенство мира небесного отражало представления о несовершенстве мира земного. Понятие идеала отсутствовало.

У восточных славян, как и у других этносов, обожествлялись наиболее значимые для них природные (космические) явления, сферы хозяйственной деятельности и т.п. Перун – бог грозы и молнии, Ярило, Даждьбог, Хорс (у разных племен) –солнце, небесный свет, Сварог – бог неба, отец богов, Стрибог – бог воздушных стихий, Велес – покровитель скотоводства. Сопоставьте верования наших далеких предков с религиозными представлениями других древних народов.

Корни восточнославянской языческой культуры уходят в глубины первобытных эпох. Выделяют несколько этапов развития. Первобытные собиратели и охотники поклонялись упырям и берегиням, Роду и рожаницам – божествам живительных сил природы. На первом этапе формируется культ предков. На втором этапе, с переходом к земледелию, складывается культ земли, плодородия – божество Мать-Сыра Земля, Макошь (Мокошь), культ бога солнца и весны Ярила, бога неба Сварога и его сына Сварожича – огня и солнца, Даждьбога. Это время возникновения богатырского эпоса и сказок, былин. Третий этап – период становленияКиевской Руси – 1Х – Х века. Пантеон богов становится более упорядоченным, более жесткой - иерархия во главе с Перуном. Это связано с организацией централизованного государства. Так как миф (а вместе с ним и язычество) предполагает единство и взаимосвязь всего сущего, то изменения в социальной жизни человеческого общества неизменно отражались и в его представлении о богах. Один верховный правитель на земле (великий князь) – первобог на небе. Христианство первоначально не затронуло религиозные устои огромного большинства населения. Постепенно шёл процесс синкретизации, то есть слияния христианства и славянского язычества. Существует точка зрения, что к Х111 веку на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней. В сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с преданностью православной религии. Языческая культура способствовала закладыванию архетипов (прообразы, первообразы) – устойчивые структуры, которые не осознаются человеком, но проявляются в его поведении.

Славянская мифология вообще, и русская в частности, очень архаичны и во многом восходят к праиндоевропейским корням. Так, культу Перуна-громовержца, богини плодородия Макоши, подземного змея Велеса, покровительствовавшего урожаю, скотоводству, охоте, торговле, и др. есть аналогии в мифологии почти всех индоевропейских народов. Мифология восточных славян была крайне несистематизированной, неустойчивой. Функции и атрибуты богов часто переплетались и многократно дублировали друг друга. Например, культ солнца так или иначе ассоциировался и с Хорсом (солнце-светило), и с Дажьбогом (тепло, поддержание жизни), и со Сварогом (небесный свет и огонь), и с Ярилой, воплощавшим жар весеннего возрождения природы и любовной страсти, зачатия, плодородия, и с Купалой (божеством летнего солнцестояния), и с Колядой (божеством зимнего поворота солнца на весну). Плодородие природы связывалось с властью не только Ярилы и Купалы, но и Мокоши, Велеса, Дажьбога. Семью и брак оберегали, кроме Мокоши, первопредок (пращур) Чур, Род и Рожаницы – Лада и Лель (Леля). Всё это представители высшеймифологииславян – верховные божества, олицетворявшие важнейшие природные, космические стихии.

Гораздо более важную роль в жизни древних славян играли низшие боги, буквально везде окружавшие человека – дома, в лесу, у реки или озера, в поле, на болоте и т.д. Это домовые, лешие, русалки, кикиморы, водяные, полевые, банники, навьи, берегини, мары и моры и т.п. Всех их характеризует двойственность в отношении к человеку: если их рассердить, обидеть, вольно или невольно, то они враждебны и мстительны, если же их задобрить, упросить, принести жертвы, они становятся добродушными, помогают человеку или, по крайней мере, не вредят ему. Например, человек может поладить с кикиморой, угощая её папоротником, заговаривая и благодаря её, и она становится помощницей по дому: ухаживает за детьми, прядет по ночам, моет посуду и т.п. Если же хозяйка нерадива, ленива, кикимора вредит, пугает, щекочет. При хорошем отношении к человеку леший или водяной могут указать ему клады, указать на лучшие места охоты или рыбалки, вывести из лесной чащи. В других же случаях духи леса, реки, болота безжалостны к оказавшимся в их владениях людям.

Важно отметить, что низшая мифология, практически неотличимая от восточнославянской, характерна для большинства этносов, проживавших на территории Восточно-Европейской равнины и в других регионах нашей страны.

Простейшей, доступной формой взаимодействия с силами низшего и высшего порядка была первобытная магия, к которой прибегал практически каждый взрослый житель Русской земли. Магия (в переводе с греч.– волшебство, колдовство) отражала представление о мистических связях с невидимыми силами. Эти мистические связи принимали форму конкретных действий: гадания, заклинание, колдовство, жертвоприношение. В каждой жизненно важной сфере человеческой деятельности (сельское хозяйство, охота, война, семья, быт и т.д.) древними славянами были разработаны свои магические ритуалы. К магии они обращались, начиная и завершая любое значимое дело. Жизнь человека – с момента рождения и до самой смерти – во всех её проявлениях сопровождалась магическими обрядами. В каждом селении были свои «профессионалы» – ведьмы и колдуны, знахари и ворожеи, специализировавшиеся на заговорах, заклятьях, призываниях и предупреждениях, насылании высших сил и ограждении от них. Например, древние славяне верили, что болезнь – это результат действия на человека злых духов, поэтому её «изгоняли» с помощью специальных заговоров и отваров из магических трав. Приемы лечебной магии тесно связаны с народной медициной о составляют ее основу. Ритуал мытья в бане перед свадьбой, помимо гигиенического, также нес в себе и магический смысл – вода, по мнению славян, обеспечивала новобрачным крепкий брачный союз и многочисленное здоровое потомство. Приведите примеры применения магии в различных сферах жизни древних славян.

Широко распространен и мощно укоренен в менталитете древних славян культ предков, которые считались покровителями рода. Многочисленные магические обряды, связанные с этим культом (поминовение, кормление, обычай «греть покойников», призывание в помощь, детализированные до мельчайших подробностей погребальные обряды и т.п.) свидетельствуют о включённости каждого человека в мир сверхъестественного.

В 980г. князь Владимир предпринял религиозную реформу: был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, богом грозы и войны (он считался покровителем князя и его дружины). Кроме Перуна в пантеон вошли Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Вне пантеона оказались почитаемые большинством восточнославянского населения такие высшие боги как Велес, Ярило, а также низшие языческие божества. И хотя религиозно-идеологическая реформа, предпринятая князем Владимиром, оказалась безрезультатной, она имели важные культурно-исторические и цивилизационные последствия, во многом способствуя будущему крещению Руси.

Тема 3: Русская культура в конце Х – ХYII веках (4 часа).

Цель занятий: изучить культурные процессы в России в Х – ХYII вв.

Задачи занятий: рассмотреть вопросы, связанные с принятием христианства и проанализировать последствия культурно-исторического выбора России; познакомиться с особенностями культурного процесса, наиболее значительными событиями и явлениями культурной жизни, выдающимися памятниками культуры и искусства средневековья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.