Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал к занятию. 1. Русская живопись и архитектура Х1Х века




План

1. Русская живопись и архитектура Х1Х века.

2. Развитие музыкального искусства России в Х1Х веке.

Литература к занятию

· Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.

· Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910г.г. М., 1978.

· Культурология. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.

· Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В двух частях. М., 2002.

· Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России 1Х – ХХ вв. М., 1996.

 

 

Характер развития пластических искусств в первой трети Х1Х в., как и всей русской культуры в целом, во многом определили война 1812 г. и восстание декабристов. Многое изменилось по сравнению с ХУШ столетием в этой сфере. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором всё более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.

Рост интереса к художественной жизни России выразился в создании творческих объединений и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общество поощрения художников» (1820), «Русского музеума…» П.Свиньина (1810-е) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, например, школы А.В.Ступина в Арзамасе или А.Г.Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

В русской живописи романтизм не стал столь мощным художественным течением, как во Франции или Германии. Но истинные успехи художественной культуры лежали именно в русле романтизма. Лучшие стремления человеческой души, взлёты и парения духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет.

В портретном жанре ведущее место должно быть отведено О.А. Кипренскому. В портретах Кипренского находят воплощение духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность. Сложные, задумчивые, изменчивые в настроении – такими предстают перед нами изображаемые художником Е.П.Растопчина, Д.Н.Хвостова, мальчик Челищев, герой Отечественной войны 1812 г. полковник лейб-гусар Е.В.Давыдов. Другим, не менее известным портретистом первой половины века был В.А. Тропинин. Большинство портретов Тропинина жанровые, художник стремился изобразить детали быта, в его произведениях присутствует определённая сюжетная завязка, его герои типизи­рованы, но не потеряли конкретные черты и сходство. Самые из­вестные его портреты - «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка», «Кружевница»,

В.А.Тропинин ввёл жанровый элемент в портрет. Настоящим родоначальником бытового жанра в России явился А.Г.Венецианов. Бытовые картины писали и до Венецианова, но в его творче­стве впервые отчётливо проявились традиции русской народной жи­вописи. Его работы «Гумно», «Весна», «На пашне», «На жатве», «Утро помещицы» являются яркими примерами народности русской живописи Х1Х века. В работах Венецианова не показываются острейшие противоречия жизни русского крестьянина, не поднимаются «больные вопросы» современности. Он изображает патриархальный, идиллический быт. Но эта идиллия основывается на действительной любви поэта к на­родной жизни.

Романтизм утвердился и в пейзажной живописи. Русской пейзажной живописи чужды настроения протеста и горечь разочарования, которые были свойственны романтическому направлению, например, во французском искусстве. Русский пейзаж отличается светлым характером, в нем часты мотивы задумчивости, мечтательности, проявления того, что Пушкин назвал «томленьем упованья». Таковы пейзажи С.Ф. Щедрина. С именем И.К. Айвазовского связано особое направление русского романтического пейзажа. На его картинах запечатлено море в разнообразнейших состояниях. Лучшие из них («Девятый вал», «Радуга», «Черное море» и др.) поражают своей эффектной романтичностью.

«Гением компро­мисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма стал «Великолепный Карл» - К.П. Брюллов. Ещё в годы учебы он успел приобрести репутацию отличного портретиста и подтвердил её в зрелом творчестве. Но самым известным произведением художника стала историческая картина «Последний день Помпеи», принесшая ему славу и успех.

Центральной фигурой в живописи середины века являлся А.А.Иванов. Исследователи называют принцип А.А.Иванова «принципом этического романтизма», т.е. романтизма, в котором главный акцент переносится с эстетического начала на нравственное. Страстная вера художника в нравственное преобразование людей, в совершенствование человека, ищущего свободы и правды, привела А.А.Иванова к основной теме его творчества – картине, которой он посвятил 20 лет своей жизни, «Явление Христа народу». Однако картина в России была встречена равнодушно. Творчество Иванова не соответствовало утверждавшемуся искусству критического характера.

С 40-х гг. вслед за литературой и в других сферах художественного творчества утверждается реалистический метод как основной в художественной культуре середине и второй половины века.

Живопись той поры находилась в теснейшей связи с литературой. Критическое отношение к действительности, остросоциальная направленность, ярко выраженная гражданская и нравственная позиции формируют новую художественную систему видения, выразившуюся в критическом реализме. Основоположником критического реализма в живописи был П.А. Федотов. Его картины «Сватовство майора», «Вдовушка», «Завтрак аристократа» показывают не только основные противоречия российской действительности, но и высмеивают пороки людей. Истинной душой этого направления стал В.Г. Перов, который сумел с обличительным пафосом показать многие драматические стороны будничной жизни – «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника», «Тройка» и др. Близость литературы и живописи того периода, сходность задач, которых они решали, четко прослеживаются в творчестве В.Г.Перова. Многие его работы воспринимаются как прямые иллюстрации к литературным произведениям.

Расцвет русского демократического реализма в живописи приходится на 70-е годы. Этот период неразрывно связан с Товариществом передвижных художественных выставок (1870). Вождём и теоретиком передвижников был И.Н. Крамской. Инициаторами его создания стали, наряду с И.Н.Крамским, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, Н.Н.Ге, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, К.Е.Маковский. Целью Товарищества было «доставление обитателям провинций возможности следить за успехами русского искусства…» Работа передвижников стала настоящим «хождением в народ» художников. Диапазон творчества «передвижников» был чрезвычайно широк: социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет. Характерный представитель «передвижничества» - И.Е.Репин. Глубокий интерес к русской истории присущ произведениям В.И.Сурикова. «Товарищество» просуществовало до 1923 года. В разные периоды его участниками были почти все известные художники этого периода. «Передвижники» воплощали в жизнь идею о воспитательной силе искусства, призванного формировать гражданские и нравственные идеалы личности.

Гуманистические идеалы, высокая гражданственность, патриотизм и чувство национального самосознания, рожденные в Отечественной войне 1812 года, нашли свое отражение и в архитектуре. Архитектура первой половины века символизирует силу и мощь Российской империи, непобедимость её армии. Господствующий стиль в архитектуре этого периода - высокий, зрелый классицизм, часто именуемый русским ампиром. Ампир - стиль в архитектуре Х1Х века, завершивший развитие классицизма. Массивные, подчеркнуто монументальные, упрощенные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Характерная черта этого стиля – синтез архитектуры, скульптуры и декоративной живописи. Скульптура играет огромную роль в этом стиле – не только эстетическую, но и смысловую.

Архитектура первой трети Х1Х века – это, прежде всего решение градостроительных задач. В отличие от восемнадцатого столетия, когда преобладало строительство дворцов, главными сооружениями позапрошлого столетия стали административные и гражданские постройки – театры, ведомства, учебные заведения. Крупнейший архитектор того времени А.Н.Воронихин. Его шедевр – Казанский Собор в Петербурге. Вообще, Х1Х век ознаменован созданием крупнейших ансамблей Северной Пальмиры. А.Н.Захаров построил Адмиралтейство (главное морское ведомство России). К.И.Росси создал ряд монументальных архитектурных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральной части города: ансамбль Александринского театра, Александринская площадь (ныне площадь Островского) и прилегающая к ней улица (ныне улица Росси); здание Сената и Синода и Сенатская площадь; Михайловский дворец и Михайловская площадь (ныне площадь Искусств), соединенные в Невским проспектом Михайловской улицей; ансамбль Главного штата с триумфальным въездом на Дворцовую площадь.

В Москве в это время работали не менее талантливые зодчие. В войну 1812 года было уничтожено более 70% жилого фонда. Сразу же после изгнания французов началось восстановление и строительство новых зданий. О.И.Бове реконструирует Красную площадь, восстанавливает и прилегающую к Кремлю территорию, включая сад у его стен, создает ансамбль Театральной площади с Большим театром. Ему же принадлежит проект Триумфальных ворот у въезда в Москву (см. первое занятие). Заметную роль в создании нового облика Москвы сыграли А.Г.Григорьев и Д. Жилярди (перестроил Московский университет, сгоревший во время войны).

Один из последних значительных памятников культового зодчества в Европе Х1Х столетия, объединивший лучшие силы архитекторов, скульпторов, литейщиков, каменщиков, живописцев – это Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге О. Монферрана.

Архитектура во второй половине века развивается не так бурно. Классицизм себя изживает. На смену ему приходит эклектика (от греческого «эклегейн» – выбирать, избирать) – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольное использование стилей прошлых эпох. Наиболее выдающиеся достижения архитектуры этого периода – храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата К.А.Тона, здание Пулковской обсерватории А.П.Брюллова. Особая страница в русской архитектуре этого периода строительство доходных домов.

Х1Х век – это период становления и расцвета русской классической музыки. С 20-х годов русский романс начинает вытеснять французский. Романсы этого периода преимущественно лирические, стиль – характерный для этого периода романтизм. Расцвет русского романса связан с золотым веком русской литературы – многие романсы написаны на стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Дельвига. Написанные в 20-30-е годы позапрошлого века, романсы популярны и любимы сегодня. Например, «Черная шаль» и «Ночной смотр» А.Н.Верстовского, «Соловей», «Вечерний звон», «Зимняя дорога» А.А.Алябьева, «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты её не буди» А.Е. Варламова, «Однозвучно звенит колокольчик» А.Л.Гурилёва и др. При всем различии творчества объединяет этих композиторов использование русских народных мотивов и традиций. Они подготовили почву, на которой стало возможным появление русской классической музыки.

Родоначальником русской классической музыки по праву считается М.И.Глинка. Ему удалось органично соединить традиции русского национального народного исполнительства с традициями, сложившимися в профессиональной музыке. Первой классической русской оперой критики называют оперу «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в 1836 г. на сцене Петербургского Большого театра. Вклад М.И.Глинки в развитие русской музыки огромен. Известны около 70 его романсов, большинство которых известны и любимы и поныне: «Я помню чудное мгновенье», «Не искушай», и др.

Вслед за М.И.Глинкой, его друг и ученик А.С.Даргомыжский, автор многочисленных романсов на стихи А.С.Пушкина, создает замечательную оперу «Русалка», которая по сути является национально-бытовой драмой. Это произведение стало одним из классических образцов оперы.

С 1862 г. началась новая эпоха в развитии отечественной музыки: в Петербурге А.Г.Рубинштейн открывает консерваторию – первое специальное музыкальное учебное заведение. В 1866 г. его брат Н.Г Рубинштейн создает консерваторию в Москве. Основание консерваторий дало мощный импульс развитию русской музыки, из их стен вышли десятки талантливых композиторов и музыкантов. Выделяют две музыкальные школы в России того периода – московскую и петербургскую.

Во главе Петербургской школы стоял знаменитый кружок М.А.Балакирева, который вошел в историю под названием «Могучая кучка»: М.А.Балакирев («Король Лир», «1000 лет» и др.), М.П.Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А.Римский-Корсаков («Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Золотой петушок» и др.), А.П.Бородин («Князь Игорь»), Ц.А.Кюи («Кавказский пленник»). Объединение возникло в 1863 г. и просуществовало до середины 70-х годов.

Центральной фигурой московской школы, величайшим деятелем русской музыки признан П.И.Чайковский. Его творчество – целая эпоха в истории отечественной музыки. Он автор 9 опер («Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Чародейка» и др.), большого количества произведений для симфонического оркестра («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.) балетов («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), а также фортепианных и вокальных произведений. П.И.Чайковский - не только продолжатель традиций, но и новатор. Он стал основоположником русского классического балета. До Чайковского балет был низшим театральным жанром, где музыка была второстепенным элементом спектакля, всецело подчиненным танцу. Композитор сделал главным фактором художественного воздействия в балете музыку, которая становилась самоценной.

Х1Х век завершает процесс формирования русской национальной культуры. Ее характерными чертами стали гуманизм, сопричастность общественной жизни, связь художественной культуры с идейными исканиями. В первой половине Х1Х века культурная жизнь в большей степени была сосредоточена в столицах, а культурный потенциал - в дворянском сословии. Во второй половине столетия под влиянием буржуазных преобразований заметно повышается уровень культурного развития широких слоев населения. Культура, как система, тесно связанная с жизнью общества, выражала общественный оптимизм и демократизм, порожденный эпохой.

 

Тема 6. «Серебряный век» русской культуры (2 часа)

Цель занятия: охарактеризовать состояние и выявить особенности русской культуры конца Х1Х-нач. ХХ веков.

Задачи занятия: определить причины расцвета отечественной культуры в рубежное время; проследить на конкретных примерах проявление культурного ренессанса в истории России; рассмотреть основные тенденции в развитии литературы, живописи, архитектуры, скульптуры и других сферкультуры.

План

1. Особенности культуры России конца ХIХ-начала ХХ вв.

2. Литература на рубеже веков. «Серебряный век» русской поэзии.

3. Новые направления в архитектуре, скульптуре, живописи.

Литература

· Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В двух частях. М., 2002.

· История культуры России. Учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей. М., 1993.

· Культурология. История мировой культуры. /Под ред. А.Н.Марковой. М.,1995.

· Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России 1Х – ХХ вв. Учебное пособие. М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.