Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2. 1. Особенности культурно-исторического процесса России в Х1Х веке




План

1. Особенности культурно-исторического процесса России в Х1Х веке.

2. Роль литературы в русской культуре.

Литература

· Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2-х чч. М,. 2002.

· История культуры России. Учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей. М., 1993.

· Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

· Культурология. История мировой культуры. /Под ред. А.Н.Марковой. М.,1995.

· Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России 1Х – ХХ вв. Учебное пособие. М., 1996.

Материал к занятию

Х1Х век – важнейший этап в развитии русской национальной культуры. Отечественная война 1812 года, движение декабристов, отмена крепостного права в 1861 году и последующие демократические реформы оказали существенное воздействие на духовное развитие общества. Этот период характеризуется процессом демократизации культуры. В сферу культуры постепенно вовлекаются представители всех классов и сословий.

Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала небывалый патриотический подъём всех слоёв русского общества, рост национального самосознания. Изменения, вызванные этими процессами, произошли во всех сферах отечественной культуры. В музыке под влиянием возросшего чувства национального самосознания появляются произведения на национальные русские сюжеты (оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и др.), формируется жанр русского романса, который вытесняет господствующие до того времени французские романсы. Наиболее ярко гражданский пафос и чувство национального достоинства, рождённые в наполеоновских войнах, проявились в архитектуре. В честь победы для грандиозной встречи русских войск по проекту О.И.Бове в Москве в 1813-1815г.г. построены Триумфальная арка, Манеж, Александровский сад. С 1839 по 1883г. по проекту К.А.Тона возводится храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов. В Санкт-Петербурге О.Монферраном построен грандиознейший Исаакиевский Собор (1818-1848) и т.д.

Важнейшая черта культуры России Х1Х века – народность. Народность понималась как национальная самобытность, верность изображения картин русской жизни, интерес к русской культурной традиции. В известных всему миру музыкальных, литературных, живописных произведениях вводятся мотивы фольклора, их героями становятся представители непривилегированных сословий. Например, в живописи – творчество художника А.Г.Венецианова (картины «Гумно», «На пашне» и др.).; в литературе – произведения В.А.Жуковского «Светлана», «Вадим», А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Капитанская дочь» и др. (приведите собственные примеры).

Воздействие движения декабристов на сферу культуры было двояким. С одной стороны, просветительская деятельность декабристов, их литературное творчество, в центре которого находились такие понятия как «свобода», «Отечество», «равенство», заставили многих по-новому взглянуть на судьбы России, на самодержавие и крепостничество. С другой стороны, жестокая расправа над декабристами вызвала в обществе атмосферу страха, подавленности, уныния. Правительство Николая 1 во избежание новых выступлений дворян усилило консервативно-реакционную направленность политики во всех сферах жизни общества, в том числе и в области культуры. В 1826г. Был издан новый цензурный устав, вошедший в историю под названием «чугунный», так как принятие этого устава означало открытое гонение на передовую литературу и журналистику. Резко ограничивались права университетов, усилилась роль политического сыска.

Отличительной чертой эпохи было широкое распространение просвещения. Отмена крепостного права, другие демократические реформы 60-70-х гг. Х1Х века, развитие капитализма в России увеличили потребность в грамотных людях. Необходимо было ликвидировать сословную систему образования в России. В течение всего столетия идет процесс формирования системы образования, в основе которой лежали идеи открытости, всесословности и преемственности, но политика правительства в этой сфере отличалась противоречивостью.

Первой ступенью в системе образования стали земские школы и городские начальные училища (школы), в которых могли учиться дети любого сословия. Расширялась сеть церковно-приходских школ, которые пользовались особым покровительством правительства. Следующей ступенью стали гимназии с 7-летним обучением: классические (готовившие к поступлению в университеты) и реальные (в них обучались точным и естественным наукам и готовили к поступлению в институты). Кроме того, к среднему звену относились коммерческие училища, в которые первоначально принимались дети, чьи родители способны были оплатить обучение, вне зависимости от сословной принадлежности. И, наконец, завершающим звеном в системе образования стали университеты и институты. В течение всего девятнадцатого столетия в России открываются новые университеты – в Дерпте (ныне Тарту), Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Одессе, Томске. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специализированные вузы – Медико-хирургическая академия, Строительный, Межевой, Горный, Технологический, Лесной институты, Высшее училище правоведения. Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году. Из стен Царскосельского лицея вышла целая плеяда выдающихся государственных деятелей и деятелей культуры.

В течение Х1Х века складывается и система женского образования в России. Помимо закрытых институтов для дворянок по образцу Смольного института благородных девиц, в Москве и Петербурге открываются школы для дочерей обер-офицеров, гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Возможность получить высшее образование у российских женщин появилась во второй половине века – были открыты первые высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей. Наиболее известными были Бестужевские курсы в Петербурге (по имени их директора проф. К.Н.Бестужева-Рюмина) и курсы профессора университета В.И.Герье в Москве. Лекции на этих курсах читали такие выдающиеся ученые, как Д.И.Менделеев, А.Н. Бекетов, И.М.Сеченов, А.П.Бородин. Женские курсы работали по программе университетов, но их окончание не давало женщинам прав на получение диплома о высшем образовании. Только в начале ХХ века правительство было вынуждено юридически признать факт существования в России высшего образования для женщин.

В ответ на наступление революционного движения во второй половине Х1Х века правительство начинает бороться с вольнодумством молодежи. Резко увеличивается плата за обучение, вместо часов по отечественной истории и русской словесности вводились часы греческого и латинского языков (до 40% учебного времени), учащимся запретили посещать без специального разрешения театры, библиотеки, публичные лекции. В 1887 г. был издан печально знаменитый «Указ о кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии детей низших сословий. Таким образом, многие достижения системы образования были ликвидированы к концу века. Хотя в целом её реформирование дало положительные результаты: увеличилось количество грамотных людей в России с 6% в начале века до 21%, несомненных успехов достигла и отечественная наука.

В ХIХ веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских учёных имели мировое значение. В отличие от ХYIII века, для которого был характерен энциклопедизм учёных, в ХIХ веке происходит процесс дифференциации наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных).

Всё большее значение приобретали прикладные науки. Наиболее значительные успехи были сделаны в области электротехники, механики, биологии, химии и медицины. Мировую известность приобрели такие учёные, как Н.М.Пирогов, Н.И.Лобачевский, А.М.Бутлеров, И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, и др.

Российская Академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций. Морские экспедиции под руководством Ю.Ф.Лисянского и И.Ф.Крузенштерна, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева стали важным вкладом в географию. Успешно развивались новые отрасли гуманитарных наук (археология, экономика, археография и др.). Разрабатываются фундаментальные вопросы общего языкознания. Большой значение для становления отечественной культуры имел выход в свет «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, над которым он трудился около 50 лет. Особенно интенсивно развивалась историческая наука, интерес к которой усилился после победы над Наполеоном. Начались первые археологические раскопки на территории России, при Московском университете создается «Общество истории и древностей Российских». В 1818 году были изданы 18 томов «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина – первый исторический труд, написанный доступным широкому читателю языком, охватывавший период отечественной истории от древних славян до современных автору дней. Огромный вклад в развитие исторической науки внесли К.Д. Кавелин, Т.Н.Грановский, М.П. Погодин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.

Первая половина Х1Х века вошла в историю культуры России как «золотой век» русской культуры. Именно расцвет литературы позволил так определить этот период. Целое созвездие талантливейших поэтов и писателей жили и творили в это время (вспомните их имена).

В России роль литературы не сводилась лишь к роли искусства слова. В силу специфических социально-политических условий самодержавной России (полицейско-административный режим, отсутствие элементарных гражданских прав и свобод, жесткая цензура) литература выполняла миссию сразу нескольких составляющих элементов культуры – социальных наук, публицистики, философии. Кроме того, литература была и общественно-политической трибуной России: при помощи эзопова языка в литературных произведениях поднимались и обсуждались социальные и политические проблемы. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания.

В первой половине Х1Х столетия ведущим художественным направлением стал романтизм(см. словарь терминов ).

В стиле романтизма написаны литературные произведения, которые поднимали одну из наиболее важных проблем – проблему народа, его прав, прошлого и будущего. Заслуга литературы этого времени – освоение огромного, нетронутого искусством пласта народных преданий, песен, былин и включения народных мотивов в художественные произведения (принцип народности!). Становление романтизма связано в литературе с именем В.А.Жуковского. Его поэмы «Светлана», «Людмила» изобиловали описаниями народного быта, обрядов, пришедших к нам с языческих времен. Интерес к прошлому, часто его идеализация, фольклорные мотивы, мир поверий и легенд характерны для так называемого «салонного» романтизма. Помимо салонного, в романтизме выделяют ещё одно течение – гражданский романтизм, в котором на передний план выступает борьба бесконечно свободолюбивой, мужественной, героической личности против общественной стихии, против уз, накладываемых на человека самодержавным государством. Расцвет романтизма приходится на 20-30-е гг. Х1Х в.; импульсом для его развития послужило движение декабристов. Основоположником представителем гражданского романтизма является поэт-декабрист К.Ф.Рылеев, его яркие представители - А.А.Бестужев-Марлинский, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский. С романтизмом связано творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Наряду с романтизмом в 40-е годы Х1Х века складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм (см. словарь терминов). Он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в жизнь. Основоположником реализма в русской литературе считается А.С.Пушкин, первым произведением, написанным в стиле реализма – его роман «Евгений Онегин». Реализм, его характерные черты стали основополагающими в творчестве И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.К.Толстого и многих других. В центре внимания у писателей-реалистов находились «больные вопросы» современности, в частности, «маленький человек» с его нелегкой судьбой, отношения личности и общества. Она выражалась в противостоянии социальных условий и нравственного идеала. Реалистическое искусство выступало зеркалом несправедливого мира, где социальные противоречия становятся все более острыми, где деньги оказывают все большее влияние на быт, мораль общества, духовное развитие человека. Проиллюстрируйте этот тезис конкретными примерами. Какие пути совершенствования общества предлагались великими русскими писателями? В чем они видели цель своего творчества?

А.С.Пушкин считается не только основоположником реализма, но и русской классической литературы. Именно в его творчестве русский язык приобрел завершенные классические формы. Он смог соединить высокий литературный язык с общенародным. Благодаря А.С.Пушкину русская литература влилась в общеевропейскую, получила признание во всем мире.

Оставаясь глубоко гуманистичной, русская литература приобрела и социальный характер и оказывала глубокое воздействие на общество.

Показателем духа времени было и состояние театрально-сценического искусства. Театр играл все более заметную роль в общественно-культурной жизни. Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В Петербурге наиболее известен Александринский. Театры существовали и во многих провинциальных городах.

Расцвет романтизма на сцене связан творчеством замечательного русского актера П.С.Мочалова. С развитием драматургии А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, других писателей-реалистов в репертуаре театров на первое место все более выдвигалась реалистическая драма. Театр второй половины Х1Х в. неразрывно связан с именем А.Н.Островского. Им создано около 50 пьес большого художественного и общественного значения («Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др.) Драматург был теснейшими узами связан с Малым театром, оказал исключительное влияние на всю его историю, поэтому Малый театр звали «Домом Островского». С Малым театром связано творчество великих актеров М.С.Щепкина, П.М.Садовского, И.В.Самарина, С.В Шумского, М.Н.Ермоловой, А.П.Ленского. Крупнейшими актерами петербургской сцены были А.Е.Мартынов, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, К.А.Варламов, В.Н.Давыдов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.