Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал к занятию. 1.Культурный перелом и особенности культурно-исторического процесса в ХУ111 веке




План

1.Культурный перелом и особенности культурно-исторического процесса в ХУ111 веке.

2.Становление литературы нового времени.

3.Изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись).

Литература

· Дмитриева Н.А.Краткая история искусств. М.,1989.

· Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХУ111 века. М., 1987.

· Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХУ111 – Х1Х веков. Учебное пособие. М. Владос, 1997.

· Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт ХУ111 – Х1Х веков. М. Владос, 1998.

· Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России 1Х – ХХ вв. Учебное пособие. М. Простор, 1996.

Основное содержание историко-культурного процесса в ХУIII веке – формирование и развитие национальной культуры как культуры нации. Произошел разрыв с традициями изоляционизма, характерными для средневековья. Контакты с западноевропейскими государствами, резко активизировавшиеся в то время, втягивали Россию в общие с Западной Европой экономический и культурный процессы. Характерная черта новой культуры – ее открытость. Центральным звеном культурного переворота («революции сверху») стала революция в мировоззрении под влиянием культурных достижений Европы. Идеи рационализма и просвещения достигают России и становятся важнейшими элементами сознания. Как следствие, утверждаются преклонение перед знанием, фанатичный культ разума, принципы гуманизма и антропоцентризма в культуре, появляется оптимизм, который отличает человека ХУIII века. Новые концепции утверждали идею прогресса. Появились новые смыслы и цели, новые системы ценностей, модели поведения, новые вкусы, эстетика. Рождался новый человек, просвещенный, смелый, деятельный (главная сфера деятельности – служение Отечеству), человек, порвавший со средневековой культурной традицией. Естественно, этот идеал был воплощен в Петре I. Отличительной чертой культуры нового времени становится преобладание в ней светского начала. Светский характер приобретают все сферы общественной жизни. Однако светскость культуры отнюдь не означала победы атеизма. Церковь, утратив политическую силу, сохранила свое влияние на общественно-культурную сферу, на нравственные устои жизни общества.

Важными характеристиками культуры ХУIII столетия являются ускорение темпов развития и усложнение культурных процессов, дифференциация, появление новых отраслей культуры, новых видов художественного творчества (наука, театральное искусство, драматургия, журналистика, скульптура), жанровое разнообразие. Появляется авторское начало.

Абсолютизм явился решающей силой в утверждении светской культуры: судьба петровских реформ зависела от процессов в этой сфере. Со сферой культуры связаны различные стороны деятельности Петра. Преобразование сферы культуры – цель и средство политики императора. Он стремился превратить Россию в цивилизованное по европейским меркам государство, широко используя при этом насильственные методы. Для реализации этого замысла Петр I нуждался в образованных, энергичных сподвижниках. Социальная опора Петра I – прежде всего дворянство, служилая знать, связавшая свою судьбу с преобразователем. Старая знать – боярство, в основном, исчерпала свою возможность содействовать развитию культуры.

В государственной политике в сфере культуры символическим был переход на новое летоисчисление с 1700 года.

При Петре I образование впервые стало объектом внимания государства. Открывались общие и специальные школы, молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном, корабельному и морскому делу. В 1701году в Москве была открыта Навигацкая школа – первое светское государственное учебное заведение. Затем были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, при посольском приказе – школа для обучения иностранным языкам, на Уральских заводах – горно-заводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучались письму, чтению, арифметике. Первоначально в школы принимали детей разных сословий, но постепенно школы превращались в закрытые учебные заведения для дворян. Создавались и так называемые цифирные школы (начальное обучение). Были в то время и церковно-приходские училища, в которые принимали детей всех сословий, а также духовные семинарии и школы. В 1786 году был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система. В середине ХYIII века образованность стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые учебные заведения для детей дворян: Пажеский и Шляхетский корпуса, институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге.

Организация среднего и высшего образования тесно связана с Академией наук (с 1724 года), в нее входили Академия, Университет и гимназия. Первым русским академиком, ученым с мировым именем, стал М.В.Ломоносов. В 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова был открыт Московский университет. Он имел три факультета: философский, юридический, медицинский. Появились профессионально-художественные учебные заведения (Академия художеств, балетная школа).

В конце ХYIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Развивалось книгоиздательское дело. В 1707 – 1710 годах была проведена реформа шрифта, введена гражданская (в отличие от церковной) азбука и печать. Это способствовало изданию светских книг, в том числе и учебников, хотя тираж их был невелик.

Книгоиздательская деятельность активизировалась во второй половине века. Большая заслуга в этом принадлежит Н.И.Новикову, просветителю, писателю, журналисту и книгоиздателю. Он организовал первую в России «вольную», т.е. частную типографию, где печаталось до одной трети всех издаваемых в тот период книг, в том числе и собственные сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», в которых автор критиковал современную ему действительность.

С 1703 года стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», преемница рукописной газеты ХYII века «Куранты».

Художественная культура ХYIII века отразила новые эстетические вкусы и этические идеалы. Возрастает воспитательно-нравственная роль литературы и искусства, особенно во второй половине столетия. Появляется «просвещенный» читатель (и читательница!), театрал, меломан. В моду постепенно входит собирание библиотек, коллекционирование произведений искусства, регулярное посещение театров, музыкальных вечеров.

В целом художественная культура развивалась в русле общеевропейской культуры. Важнейшим проявлением единства культурных процессов было заимствование художественно-эстетических стилей.

Стиль барокко тяготеет к торжественности, воплощает идею величия, пышности, богатства, что близко духу абсолютизма. Вместе с тем отражает представления о сложности, многообразии, изменчивости мира, отмечено драматизмом мироощущения. Искусство барокко характеризуется контрастностью, динамичностью образов. Характерны усложненный художественный замысел, экспрессивность, стремление к праздничности, совмещению реальности и иллюзии, слиянию искусств. Барокко дает возможность углубленного и многостороннего воплощения душевных переживаний человека. В России барокко утверждается при Петре I и достигает расцвета при Елизавете Петровне.

Во второй половине ХYIII века на смену барокко приходит классицизм. Идейная основа классицизма – борьба за мощную государственность. Классицизм в художественных образах усвоил и развил идею просвещенного абсолютизма. Основная доктрина классицизма – подражание действительности согласно идеальному образцу. Этот идеал воплощало искусство античности. Классицизму свойственна моралистическая направленность произведений искусства. Ведущий критерий значительности произведения – польза. Цель - воспитание идеального человека через положительные образы в искусстве и высмеивание пороков. Классицизм предусматривает строгую классификацию жанров. Критерий классификации – понятие «высокое – низкое» - охватывает область тематики и стиля. Наиболее ценен жанр, где больше возможности для изображения героического характера (идеала). В каждом жанре обязательно наличие моралистической направленности. Теорию жанров в литературе разработал М.В.Ломоносов. К высокому жанру он отнес эпопею и оду; к среднему - трагедию, сатиру, элегию; низкому – комедию, эпиграмму.

В первые десятилетия ХYIII века литература находится в младенческом состоянии. Не созданы были еще художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, неуклюж и тяжеловесен язык, не развит стих.

Большой шаг вперед литература делает в 30 – 50-е годы. Это связано с деятельностью первых крупных писателей – представителей новой литературы: А.Д. Кантемира, В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и в особенности М.В.Ломоносова. Все они ратовали за развитие просвещения, науки, культуры и заложили первое большое направление в литературе – классицизм. В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов стали реформаторами русского языка и стихосложения. Тредиаковский положил начало любовной лирике, Ломоносов в поэтическом творчестве отдавал предпочтение оде. А.П.Сумароков – основоположник русской драматургии, поэт, автор первых русских комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге.

Литература впитывает передовые просветительские идеи, что особенно ярко проявилось в последней трети ХYIII века. Это наиболее плодотворный период в развитии литературы. Появляются десятки новых писательских имен, преобладающее место занимают писатели-дворяне. Русские нравы и обычаи отразил в своих социальных комедиях «Недоросль» и «Бригадир» Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало реалистическому направлению. С обличением порядков крепостнической России выступает поэт и публицист А.Н.Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»). В это время раскрывается дарование самого крупного поэта ХYIII века – Г.Р.Державина. Основной жанр его произведений – ода. Знаменитая ода «Фелица» обращена к Екатерине II. Ода, проникнутая идеей сильной государственной власти, рисует образ идеального монарха. Сама Екатерина II весьма активно занималась писательской деятельностью. В этот период начинается творческая деятельность И.А.Крылова. Завершает столетие Н.М.Карамзин, наиболее характерный представитель и глава русского сентиментализма (его наиболее известное произведение – «Бедная Лиза»). В противовес классицизма писатели этого направления выдвигали чувство, отстаивали право человека на независимую от государства частную жизнь и свободу писателя от принудительных правил классицизма.

В ХYIII веке развивается театр. Школьный театр при Славяно-греко-латинской академии в своих спектаклях прославлял Петра I. В 40-е годы возник театр при Шляхетском корпусе. Там была поставлена первая трагедия Сумарокова «Хорев». В середине века в России выступали иностранные труппы – французские, итальянские и др. Но среди публики рос интерес к русскому театру. В 1750 г. В Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра. Его возглавлял Ф.Г.Волков, первый известный русский актер. Императрица Елизавета Петровна выписала труппу Волкова в Петербург. На основе этой труппы в 1756 году указом императрицы был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 года – Александринский). Директором стал А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков - первым придворным актером. В театре Ф.Г.Волкова начал профессиональную деятельность И.А.Дмитриевский – актер, режиссер, педагог, его жена Анфиса Дмитриевская - первая профессиональная актриса (долгое время женские роли играли мужчины). В конце ХУ111 века возникли крепостные театры (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). В историю театрального искусства вошло имя крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

В последней трети ХYIII в. формируются отечественная композиторская школа, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера (преобладает комическая опера). Выдвинулось блестящее созвездие русских композиторов: Д.С Бортнянский, М.С.Березовский, Е.И.Фомин, В.А.Пашкевич. Новым пластом музыкальной культуры стала песня, которая создавалась на стихи профессиональных поэтов, и подготовила развитие русского романса ХIХ века.

Архитектура петровской эпохи характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга. Зодчество должно было удовлетворить требованиям правительства: выразить в архитектурных формах силу, мощь и величие Российской империи. Появились постройки нового типа: правительственные и общественные здания, строились дворцы, дворянские усадьбы.

Были приглашены иноземные зодчие. Строительством Петербурга руководил Доменико Трезини. Новая столица была задумана как регулярный (спланированный) город, с прямыми проспектами, городскими ансамблями кварталов и площадей, каменными домами соразмерной высоты. Трезини был автором проектов здания Двенадцати коллегий (теперь здание университета), собора Петропавловской крепости, принимал участие в создании дворцово-паркового ансамбля в Петергофе – все в стиле барокко. Ансамбль в Петергофе был задуман как загородная резиденция Петра 1, которую он хотел уподобить Версалю – резиденции французских королей. Расцвет русского барокко связан с деятельностью отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли-старший, приехавший из Италии по приглашению Петра I, известен скульптурными портретами: бронзовый бюст Петра I и «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком». Его сын Франческо Бартоломео Растрелли был уже русским архитектором. Он автор Смольного монастыря и Зимнего Дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе. Растрелли использовал богатое скульптурное убранство, сложный орнамент, яркие краски.

С воцарением Екатерины II (1762год) на смену барокко пришел классицизм, который достиг своего расцвета в начале ХIХ века. Главная ценность классицизма – ансамбль, организация пространства: гармоничность, соразмерность, строгая симметрия, прямые линии. Основоположниками русского классицизма были В.И.Баженов (Дом Пашкова в Москве и Михайловский замок в Петербурге) и И.Е.Старов (Таврический дворец в Петербурге). С именем М.Ф.Казакова связано появление замечательных архитектурных памятников в Москве (здание Сената в Кремле, университета, Голицынской больницы, Дома князей Долгоруких, переданного дворянскому собранию).

Основы светской скульптуры заложил Ф.И.Шубин. Он создал галерею скульптурных портретов – М.В.Ломоносова, своего земляка и покровителя, полководца П.А Румянцева и др. В конце XYIII века по заказу Екатерины Второй скульптор Э.Фальконе создал памятник Петру I – «Медный всадник».

В живописи главное место начинает занимать картина на светский сюжет, написанная маслом. Предпочтение отдается портрету: парадному, камерному. Появление портрета было «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи» (искусствовед академик И.Э.Грабарь). В портрете ХYIII столетия проявился исключительный интерес к человеку, характерный именно для русского искусства. Наиболее известные художники петровского времени – А.М.Матвеев и И.Н.Никитин. Живописному мастерству они учились за границей. И.Никитину принадлежат два шедевра: портрет Петра I и портрет «Напольный гетман». Оба портрета отличаются необыкновенной для того времени психологической глубиной. Художник намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения. А.Матвеев создал первый в русской живописи автопортрет («Автопортрет с женой»). Портреты, выполненные А.П.Антроповым (портрет Петра III, статс-дамы М.А.Румянцевой), отличаются правдивостью характеристик.

Во второй половине ХYIII века работали великие портретисты Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский. Портреты Рокотова отличают интимность, душевная тонкость и сложность одновременно; его живопись поражает легкостью, «воздушностью», поэтичностью (портрет А.П.Струйской, В.Е.Новосильцевой, «Неизвестной в розовом платье» и др.). Левицкий создал великолепную серию парадных портретов: Екатерины II, Н.И.Новикова, своего друга архитектора Н.А.Львова и его жены М.Дьяковой (Львовой), серию портретов воспитанниц Смольного института. Художник раскрыл разнообразие характеров и живость чувств своих моделей, передал красоту и обаяние молодости. Творчество Боровиковского, работавшего на рубеже ХYIII – ХIХ веков, связано с идеями и классицизма, и сентиментализма. Художник пишет парадные и камерные портреты, преимущественно женские, лучший из них – портрет М.И.Лопухиной на фоне мягкого пейзажа. Творчество Боровиковского отличает лиризм, тонкость, изящество.

Первым русским историческим живописцем был А.П.Лосенко, профессор Академии художеств. Одна из наиболее известных его картин – «Владимир перед Рогнедой», в которой художник обратился к теме русской истории. В конце ХYIII века появляются полотна с изображением крестьянской жизни (М.Шибанов). Новым явлением стал пейзаж (С.Ф.Щедрин).

ХYIII в. для русской культуры – это этап накопления творческих сил. Результатом развития был сплав «европеизма» и национального своеобразия, который стал характерной чертой русской культуры в целом. Вместе с тем, культура ХYIII в. – культура дворянская. Ареал ее распространения узок (ограничивался, в основном, столичным регионом и крупными городами). Основная масса населения оставалась в лоне традиционной культуры. Произошел социокультурный раскол общества.

Развитие культуры России ХYIII веке подготовило блестящий расцвет русской культуры следующего столетия, ставшей неотъемлемой частью мировой культуры.

 

Тема 5. Развитие культуры России в Х1Х веке (4часа)

Цель занятия: рассмотреть основные тенденции развития культуры в России в Х1Х веке.

Задачи занятия: изучить особенности развития культурно-исторического процесса России в Х1Х веке, познакомиться с основными событиями и явлениями в различных сферах культурной жизни, выдающимися деятелями и наиболее значительными памятниками русской культуры, проследить процесс завершения формирования национальной русской культуры.

Занятие 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.