Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал к занятию




В развитии советского государства выделяются несколько социо-культурных периодов, соответствующих различным этапам социально-политического развития (первое послеоктябрьское десятилетие; 30 - 50-е годы; вторая половина 50-х – начало 60-х годов; 60-е - начало 80-х гг.; постперестроечный период). Со сменой политических лидеров основы культурной политики практически не менялись, различия касались лишь внешних атрибутов культурного развития и меры допустимой свободы творчества.

Октябрьскую революцию русская интеллигенция встретила неоднозначно. Социокультурный раскол в русском обществе назревал уже в прошлые десятилетия. Революция и гражданская война лишь ускорили его. Часть деятелей культуры открыто осудила большевистский переворот, отказавшись от сотрудничества с новой властью, а затем эмигрировав из страны. Другая часть приветствовала новую власть, связывая с ней надежды на установление свободы, демократии, справедливости. Данная схема условна и подвижна, в силу неоднородности интеллигенции и смены политических настроений в обществе.

Концепция культурной политики большевиков складывалась по ходу развития. В качестве долговременной перспективы выдвигалась задача создания культуры нового типа – социалистической. Эта цель порождала многочисленные теоретические споры практиков культурного строительства, найдя отражение в концепции «двух культур» (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А.Богданов, А.В.Луначарский и др.). Отношение В.И.Ленина к «пролетарской культуре» не было неизменным. Не разделяя идеи представителей «Пролеткульта», внимательно относясь к культурному наследию, он оставался убежденным сторонником культурно-исторической миссии пролетариата. Исповедуемая большевиками теория классовой борьбы предполагала конфронтацию и в сфере культуры, подчинение культуры политике, превращение культуры в инструмент политической борьбы. Это необходимо иметь в виду, приступая к анализу политики в области культуры.

Цели и задачи культурной политики большевиков по своей масштабности укладывались в понятие «культурная революция» и подтверждались принципиальными установками Конституции РСФСР (1918) и Программы РКП(б) (1919). Линия партии в области культуры, в первую очередь, была направлена на решение двух задач: установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроение в обществе (идеологизация культуры); подъем общекультурного уровня народа (ликвидация неграмотности в масштабах страны, последовательное приобщение населения к духовному богатству, выработанному человечеством, создание новой советской интеллигенции из рабочих и крестьян).

После революции вопросы управления культурой передавались наркомату по делам просвещения (нарком А.В.Луначарский). 25 отделов нового ведомства курировали просвещение, науку, культуру. Партийное руководство всеми сферами культуры осуществлялось через агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) -- Агитпроп (1920). Все прежние организации, находившиеся в оппозиции к новой власти, были распущены. Вместо них создавались новые, проводившие политику РКП(б) – общества «Долой неграмотность», «Союз безбожников» и др. Особняком в этом ряду стоял «Пролеткульт» - центр, координировавший деятельность творческих организаций пролетариата, созданный после февральской революции. «Пролеткульт» не признавал за политической партией права вмешательства в культурную жизнь.

Одними из первых конкретных шагов новой власти стали декреты и распоряжения по охране культурного наследия – Декрет СНК о регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины (1918); Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи (1918); Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины; распоряжение о создании Комитета по охране художественных сокровищ (1918); и др. Параллельно с позитивными шагами советской власти по сохранению отечественного культурного наследия предпринимались шаги противоположного характера. После октября 1917 г. были закрыты все газеты и журналы, кроме лояльных к новой власти; распущены все общества и союзы, существовавшие до революции; началось массовое переименование улиц, площадей (в дальнейшем городов); повсеместно разрушались памятники, «символизировавшие» по мнению большевиков старый режим; разрушались и разграблялись дворянские усадьбы, уникальные библиотеки; повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола, сжигались иконы (только в Москве из 846 имевшихся храмов за годы советской власти 426 были разрушены, 340 – закрыты и обезображены).

Подобные трагические последствия «культурной революции» были обусловлены вполне объективными причинами. К октябрю 1917 г. реальная пропасть между культурой духовной элиты и широких масс населения была столь велика, что приобщение трудящихся к культурному наследию было невозможно без заинтересованного участия интеллигенции, однако старая отечественная интеллигенция доверием у новой власти не пользовалась. Ненависть низов к своим вчерашним эксплуататорам сознательно или бессознательно переносилась на культуру свергнутого класса. В условиях почти поголовной неграмотности массы не могли объективно оценить всей значимости доставшегося им культурного наследия. Нигилизм победителей по отношению к прошлой культуре становился нормой.

Последовавшие вслед за революцией преобразования внесли изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Революция выдвинула лозунг «искусство – народу». Исчезала прошлая замкнутость, искусство становилось все более зависимым от социального заказа, диктуемого властью. Те, кто отказывались творить по заказу, вынуждены были покинуть страну. По разным причинам и в разные годы за границей оказались замечательные русские таланты – И.А.Бунин, В.В.Набоков, А.И.Куприн, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Е.И.Замятин, И.С.Шмелев, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, И.Ф.Стравинский, М.Ф.Кшесинская, М.М.Фокин, Ф.И.Шаляпин, М.П.Чехов, С.П.Дягилев, А.П.Павлова, Д.Баланчин, К.А.Коровин, М.З.Шагал, А.Н.Бенуа, В.В.Кандинский, Н.К.Рерих, Л.С.Бакст, И.Я.Билибин, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, З.С.Серебрякова, К.А.Сомов, М.В.Добужинский и др.

В тесной связи с вопросом об отношении к культурному наследию стоит вопрос о судьбах русской интеллигенции. Политика по отношению к ней не была неизменной и претерпевала коррекцию (не всегда взвешенную, вспомним лозунг «кто не с нами, тот против нас»). С первых дней советской власти возможности интеллигенции участвовать в политической жизни всячески ограничивались. В 1921 г. все вузы были поставлены под контроль партийных и государственных органов, не разделявшие коммунистических убеждений профессора увольнялись. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит; для контроля за репертуаром театров создан Главрепертком, национализированы театры и киноиндустрия. Осенью 1922 г. по инициативе Л.Д.Троцкого и В.И.Ленина из страны была выслана большая группа интеллигенции (около 200 человек – философы Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков; историк А.А.Кизеветтер, профессора экономисты, математики и др.). С каждым годом политика партии в области культуры все более ужесточалась, постепенно подготавливая переход к культурной политике сталинского тоталитарного режима.

Таким образом, первые шаги советской власти а области культуры нельзя оценить однозначно. В первое десятилетие советской власти были достигнуты весомые достижения в сфере образования (грамотность населения в 1930 г. достигла 62,6% против 33% в 1916 г.; введено всеобщее начальное образование на всей территории СССР; положено начало советской системе образования). В сложные 20-е годы не затихала научная жизнь, формировались авторитетные научные школы, возглавляемые выдающимися учеными – В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, К.А.Тимирязевым, В.М.Бехтеревым, Н.Е.Жуковским и др. Пафос разрушения старого мира и созидания нового стал мощным стимулом деятельности творческой интеллигенции (В.В.Маяковского, Н.А.Островского, В.Э.Мейерхольда, И.Д.Шадра, С.М.Эйзенштейна и др.). Позитивные итоги (сочетавшиеся с невосполнимыми потерями) стали возможны благодаря энтузиазму, подвижничеству и вере в светлые идеалы т.н. «старой интеллигенции», искренне служившей своей стране.

В условиях тоталитаризма 30-50-х гг. весомые, а порой выдающиеся достижения культурного процесса свершались в основном вопреки многим уродливым тенденциям и явлениям, составлявшим сущность государства сталинского образца.

Успехи в области образования (рост числа школ, учителей, переход ко всеобщему семилетнему образованию) стали важной предпосылкой социально значимых итогов во всех сферах жизнедеятельности советского общества. Необходимость внедрения достижений науки и техники в производство существенно стимулировали развитие фундаментальных отраслей знания. Наиболее серьезные открытия были сделаны в изучении Арктики (О.Ю.Шмидт, И.д.Папанин), геологоразведке (И.М.Губкин, А.Е.Ферсман), разработке теории космических полетов (К.Э.Циолковский), реактивного движения (Ф.А.Цандлер), ядерной физике (А.Ф.Йоффе, П.Л.Капица, Л.Д.Ландау, И.В.Курчатов и др.), физиологии (И.П.Павлов), генетике (Н.И.Вавилов) и др.

В то же время, сужение демократических свобод, прав граждан и общественных институтов сопровождалось укреплением культа личности И.В.Сталина. Выход Краткого курса Истории ВКП(б) (1938) закреплял официальный взгляд на историю страны, окончательно утверждая сталинские догматы. Этот процесс проходил не без помощи новых творческих союзов, напрямую контролируемых властями – Союзов писателей, архитекторов, композиторов. Творчество вне союзов становилось невозможным, а все их члены обязаны были следовать методу социалистического реализма, призванного прославлять успехи социалистического строительства. Тема революции и социалистического строительства стала важнейшей темой советской литературы и искусства.

Работая в условиях творческой несвободы, деятели советской культуры создали немало замечательных произведений в различных сферах культуры (А.М.Горький, Л.М.Леонов, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, В.А.Каверин, А.П.Гайдар, А.Платонов и др. в литературе; С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Д.Б.Кабалевский, И.О.Дунаевский, Г.В.Свиридов и др. – в музыке; С.М.Эйзенштейн, Г.В.Александров, А.П.Довженко, В.И.Пудовкин, С.А.Герасимов, М.И.Ромм – в киноискусстве; К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров – в театральном искусстве; М.В.Нестеров, И.Э.Грабарь, К.Ф.Юон, К.С.Петров-Водкин, П.П.Кончаловский, П.Н.Филонов – в живописи; В.И.Мухина, И.Д.Шадр, С.Т.Коненков, М.К.Аникушин, Л.Е.Кербель и др. – в скульптуре).

Но при всей очевидности достижений в различных областях культуры, нельзя не отметить, что обусловлены они были не торжеством и «благоприятным климатом» нового строя. Большинство выдающихся представителей отечественной культуры сформировались еще до революции. Работая в условиях «казарменного социализма» они далеко не в полной мере смогли раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В своем предсмертном письме А.А.Фадеев писал: «Не вижу возможности дольше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Лучшие кадры литературы – в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены…».

Ликвидируя оппозицию своему режиму, основной удар И.В.Сталин наносил по интеллигенции. Репрессиям, наряду с научной, подверглись многие деятели художественной культуры (О.Мандельштам, В.Э.Мейерхольд, Б.А.Пильняк, И.Э.Бабель, Н.А.Клюев, С.М.Михоэлс и др.).

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. на время отодвинула репрессии и идеологические проработки. Культурная жизнь советского общества изменилась, всецело подчинившись единому лозунгу тех лет «Все для фронта! Все для победы!». Деятели советской культуры вместе со всей страной ковали победу над фашизмом.

Вся информационная служба была централизована и сосредоточена в Советском Информационном Бюро (июнь 1941 г.). Были созданы новые общественные организации – антифашистские комитеты, в которые вошли выдающиеся деятели советской науки и культуры. Изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. Патриотическая позиция церкви, ее активное участие в сборе денежных средств для фронта способствовали начавшемуся диалогу правительства и деятелей церкви. В 1943 г. состоялось избрание патриарха, религиозные объединения получили возможность действовать открыто, стали открываться ранее закрытые церкви.

В годы Великой Отечественной войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались на фронте (А.П.Гайдар, П.Коган, И.Уткин, М.Джалиль, В.Сущинский и др.), работали во фронтовых многотиражках (К.М.Симонов, А.А.Сурков, С.П.Гудзенко и др.), своими стихами, переложенными на песни, помогали выстоять с тяжелейшей войне (В.В.Лебедев-Кумач, А.И.Фатьянов, К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, А.А.Сурков и др.).

Публицистические очерки и повести прозаиков А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, М.А.Шолохова; симфонии Д.Д.Шостаковича; плакаты Кукрыниксов; антивоенные живописные произведения С.Герасимова, А.Пластова, А.Дейнеки; концертные выступления фронтовых агитбригад, объединившие талантливых артистов К.И.Шульженко, Л.О.Утесова, И.С.Козловского, С.Я.Лемешева, А.И.Райкина; документальные и художественные кинофильмы и др. произведения литературы и искусства укрепляли веру в победу, способствовали духовному единению советских людей.

В послевоенное десятилетие вместо ожидаемого потепления политической атмосферы идеологический диктат в обществе еще более усилился. На вторую половину 40-х годов пришлись философская дискуссия (1947), сессия ВАСХНИЛ и борьба за чистоту «мичуринской биологии» (1948), борьба с космополитами и космополитизмом (1949), дискуссия по вопросам языкознания (1950), дискуссия по вопросам физиологии (1950). Начало этим процессам положили постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. по вопросам литературы, кинематографа, репертуара драматических театров, музыки, продемонстрировавшие открытый поворот от политики руководства культурой к политике диктата над нею. Лишь со смертью И.В.Сталина и разоблачением его культа политика в сфере культуры постепенно стала меняться.

1953-1964 гг. вошли в историю как времена хрущевской «оттепели». Процессы либерализации во внутренней и внешней политики нашли адекватное отражение и в культуре. Работа ХХ съезда КПСС, доклад Н.С.Хрущева о преодолении «культа личности» и его последствий имели далеко идущие последствия для духовной жизни советского общества. Были посмертно реабилитированы деятели отечественной науки и культуры, исправлены несправедливые оценки творчества выдающихся мастеров (С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, М.М.Зощенко, А.А.Ахматовой и др.).

Постепенно стал разрушаться «железный занавес», на многие годы приостановивший культурные контакты с Западом. Высокий авторитет во всем мире приобрел Международный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского, впервые проведенный в Москве в 1958 году. Укреплению культурных контактов СССР с другими странами способствовал Международный фестиваль молодежи и студентов (Москва, 1957).

Оттепель сказалась и на развитии науки, особенно гуманитарных дисциплин. Усилился интерес к истории. На страницах научных изданий развернулись многочисленные дискуссии. Их тональность несопоставима с прошлыми десятилетиями, хотя предел дозволенного существовал. Страна продолжала жить в рамках однопартийной системы, где место и роль Коммунистической партии не подвергались сомнению (что подтверждали организованные встречи творческой интеллигенции с руководством партии и правительства в 1857, 1962 и 1963 гг.).

Особые условия «духовной оттепели» сказались на ситуации в литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Наш современник». Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции. Особую роль играл журнал «Новый мир» (с 1958 г. редактор А.Т.Твардовский), где впервые была опубликована повесть А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича», рассказывавшая правду о ГУЛАГе и открывшая целое направление в отечественной литературе. Событиями в общественно-политической жизни и литературе стали произведения А.Т.Твардовского, В.Д.Дудинцева, К.М.Симонова, «деревенских» прозаиков Ф.А.Абрамова, В.И.Белова, В.П.Астафьева, В.А.Солоухина и др. Период нового рождения переживала лирическая поэзия (Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Доризо, Н.Добронравов, А.К.Эшпай и др.), вслед за которой пришла бардовская песня, также обязанная своим рождением переменам в стране (Ю.Визбор, В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Галич и др.).

«Оттепель» в культурной жизни уже в рамках хрущевского десятилетия стала сдавать свои позиции. В пределах допустимых границ свободы творчества неизбежно возникали конфликты художников с властью (травля Б.Л.Пастернака за роман «Доктор Живаго», 1957; разгон выставки в «Манеже», 1962, и др.). С середины 60-х годов нетерпимость властей к проявлению свободомыслия постоянно возрастала. Ответом на это стало появление диссидентского движения, объединившего многих деятелей советской культуры, скрыто, а нередко и открыто противостоявших официальным властям. Подобная ситуация в стране продлилась до середины 80-х годов, знаменовавших начало «перестройки».

Таким образом, развитие культуры в советский период проходило в экстремальных условиях тоталитарного режима и последующей административно-командной системы, что привело к деформациям культурных процессов (утрата части культурного достояния, прекращение существования российской интеллигенции как социальной категории и др.). Вместе с тем, были решены важнейшие социальные и культурные задачи: ликвидирована неграмотность и введено всеобщее обязательное среднее образование, в сферу активной культурной деятельности вовлечены миллионы трудящихся, расширилась материальная база развития культуры, к участию в культурных процессах привлечена потомственная интеллигенция, что в значительной степени обеспечило преемственность в развитии отечественной культуры.

Современная социо-культурная ситуация сложна и противоречива. С одной стороны, ушли в прошлое идеологический диктат, нет прежнего «железного занавеса», в русскую культуру возвращаются незаслуженно забытые имена, вырос выпуск литературы по вопросам истории культуры, в программы образовательных учреждений включены курсы по истории мировой художественной культуры. С другой стороны – государственные ассигнования на культуру чрезвычайно малы, усилилась коммерциализация культуры. Изменилась культурная среда обитация, на первый план вырвалась массовая культура, часто далекая от норм высокой нравственности и подлинной духовной гармонии. Великая культура России подвергается массированному натиску западной (прежде всего американской) культуры. Происходит катастрофическое засорение русского языка словами иноязычного происхождения. Отсутствуют идеалы (и государственная идеология), способные сплотить общество. Очевиден приоритет материальных ценностей над духовными, растлевающе действующий на людей. В бедственном положении, близком к ситуации выживания оказалась интеллигенция. Последние годы уходящего столетия обернулись для России тяжелыми кризисными явлениями во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в сфере культуры. Оглядываясь на долгий путь, пройденный русской культурой, нельзя не отметить, что тяжелейшие испытания отечественной культуры не оказывались для нее необратимыми. Великая культура России возрождалась вновь и вновь, сохраняя свое лицо и свое великое назначение. Выдающийся русский философ Н.А.Бердяев писал в «Русской идее» (1946 г.): «…Происшедший в нас разгром духовной культуры есть только диалектический момент в судьбе русской духовной культуры и свидетельствует о проблематичности культуры для русских. Все творческие идеи прошлого вновь будут иметь оплодотворяющее значение. Духовная жизнь не может быть угашена, она – бессмертна».

 

Темы сообщений

Древнеславянская космогония и теогония.

Культ предков и погребальные обряды восточных славян.

Древнеславянские праздники и обряды (по выбору).

Магия древних славян и современность.

Синкретизация древнеславянских и православных праздников.

Отражение представлений древних славян в русской народной сказке.

Язычество и современная бытовая культура.

Культурно-исторические предпосылки христианизации Руси.

Культура Киевского государства.

Памятники древнерусской литературы.

Монастыри в культурной жизни средневековой Руси.

Памятники средневековой архитектуры.

Духовные лидеры России.

Золотой век русской иконописи.

Состояние образования и научных знаний в Московском государстве.

Медицина и медицинские знания в эпоху средневековья.

Семья и быт в Московском государстве.

Церковная реформа и раскол в ХУ11 веке.

Иностранцы о быте и нравах Московского государства.

Цикл христианских праздников.

Петр 1 и преобразования в сфере культуры.

Становление светской системы образования и русская педагогика.

Наука и организация научных исследований.

Русские просветители.

Рождение русского театра.

Медицина, здравоохранение и бытовая культура.

Архитектура Петербурга.

Выдающиеся живописцы ХУ111 века (персоналии по выбору).

Выдающиеся литераторы ХУ111 века (персоналии по выбору).

Досуг и развлечения русского дворянства.

Костюм ХУ111 века.

Семья и быт в ХУ111 веке.

«Золотой век» русской литературы.

Идеал человека в русской литературе Х1Х века.

Развитие русской науки в Х1Хв.

Медицина в России в Х1Хв

Бытовая культура дворянства Х1Хв.

Творчество русских художников и архитекторов Х1Хв. (по выбору).

Русская историческая живопись Х1Хв.

Русская пейзажная живопись Х1Х.

Русская портретная живопись Х1Хв.

П.И.Чайковский как достояние мировой музыкальной культуры.

М.И.Глинка и становление русской классической музыки.

История русского романса.

Театральное искусство России Х1Хв.

Развитие русской скульптуры в Х1Хв.

Развитие отечественной науки в начале ХХ в.

Русский культурный ренессанс конца Х1Х – нач. Хх вв.

«Золотой век» русского меценатства.

Образование и просвещение на рубеже Х1Х-ХХ вв.

«Серебряный век» русской поэзии

Театральная жизнь России начала ХХ века.

Русский импрессионист К.Коровин.

Творчество В.А.Серова.

Объединение петербургских художников «Мир искусства».

Художественные объединения «Голубая роза», «Бубновый валет».

Русский авангард.

Русская культура в эмиграции.

Тоталитарная культура.

Советская культура в годы Великой Отечественной войны.

Советская культура в период «оттепели».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. М., 1988.

2. Алешина Л.С., Ракова М.М., ГоринаТ.Н. Русское искусство ХУШ-начало ХХв. М., 1972.

3. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – начала ХХв. М., 1989.

4. Артамонов В.А. Национальный характер и история. М., 1990.

5. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2т. М., 1967.

6. Ахиезер Л.С. Россия: критика исторического опыта. В 3т. М., 1991.

7. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993.

8. Балакина Г.И. История русской культуры. М., 1995.

9. Бенуа А. История русской живописи в Х1Х веке. М., 1995.

10. Бердяев Н.А. Судьбы России. М., 1990.

11. Борисова Е.А., Каждан Г.П. Русская архитектура конца Х1Х-начала ХХв. М., 1971.

12. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

13. Боткина А.П. П.М.Третьяков в жизни и искусстве. М., 1995.

14. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

15. Вехи. Из глубины. М., 1990.

16. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2 ч. Хрестоматия по истории российской общественной мысли Х1Х- и ХХ веков. М., 1994.

17. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

18. Гумилёв Л.Н., Панченко А.М. Чтобы свеча не погасла. М., 1990.

19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1992.

20. Дмитриев С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. М., 1985.

21. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.2. М., 1989.

22. Думова В.Г. Московские меценаты. М., 1994.

23. Знаменитые русские художники: Биографический словарь. СПб, 2001.

24. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. М., 2000.

25. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В.Сарабьянова. М., 1979.

26. Жолковский А.Н. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М., 1992.

27. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. М., 1979.

28. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М., 1990.

29. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910г.г. М., 1978.

30. Ковтун Е.Ф., Бетаназарова М.М. Авангард, остановленный на бегу. Л, 1989.

31. Корупаев А.Е. Очерки истории русской интеллигенции. Ч.1-2. М., 1994-1995.

32. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХУШв. М., 1987.

33. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993.

34. Кошман Л.В. История русской культуры Х1Х-нач.ХХв. М., 1971.

35. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХУШ-нач. ХХв.в.). СПб.,1994.

36. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.

37. Мандельштам А.И. Серебряный век: русские судьбы. Спб, 1996.

38. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. В 2 т. М., 1993-1994.

39. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

40. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л., 1984.

41. Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина Х1Х в. М., 1975.

42. Пошелов Г.Г. Бубновый валет. М., 1990.

43. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939г.г. М., 1994.

44. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки. М., 1989.

45. Рогов Е.Н. Атлас истории культуры России кон.ХУП – нач.ХХв.в. М., 1993.

46. Россия ХУШв. Глазами иностранцев. Л., 1989.

47. Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола). //Вопросы философии. 1992. №6.

48. Русская художественная культура второй половины Х1Хвека. Картины мира. /Под ред. Г.Ю.Стернина. М., 1991.

49. Русский авангард в кругу европейской культуры.

50. Русское православие. Вехи истории. М., 1989.

51. Русская женщина ХУШ столетия. Исторические этюды Вл.Михневича. Репринтное издание. М., 1990.

52. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. Репринтное воспроизведение. М., 1980.

53. Сарабьянов Д.В. история русского искусства кон.Х1Х-ХХв.в. М., 1993.

54. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941г.г.). Биографический словарь. Спб, 1997.

55. Серебряный век русской поэзии для учащихся старших классов и любителей поэзии. М., 1994.

56. Стернин Г.И. Художественная жизнь России середины Х1Х в. М., 1991.

57. Типология русского реализма второй половины Х1Х века./Под ред. Г.Ю.Стернина. М., 1990.

58. Три века русской живописи. СПб, 1994.

59. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М., 1981.

 

60. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. М., 1986.

 

СЛОВАРЬ

1. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО) – совокупность направлений в изокультуре ХХв., для которых характерно: сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще. Среди родоначальников абстрактного искусства – В.В.Кандинский, К.С.Малевич.

2. АВАНГАРДИЗМ – термин, обозначающий течения в искусстве ХХ века, которые основным средством достижения искусством своего назначения считают ломку установившихся эстетических принципов. Являются крайним выражением модернизма.

3. АКАДЕМИЗМ - в изобразительном искусстве – направление, сложившееся в художественной академии России в ХУШ веке: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, пропагандировало условные и идеализированные образы, далёкие от жизни сюжеты.

4. АККУЛЬТУРАЦИЯ - обозначение одновременно процесса и результата взаимного влияния разных культур.

5. АКМЕИЗМ - течение в русской поэзии 10-х г.г. ХХ в. (С.М.Городецкий, М.А.Кузмин, ранние Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам); провозглашал освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова.

6. АМПИР – стиль в архитектуре Х!Х века, завершивший развитие классицизма. Массивные, лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.

7. АНДЕГРАУНД - художественные направления в западноевропейском и русском искусстве, зародившиеся во второй половине ХХ века в странах, где искусство подчинено идеологии, для которых характерно: оппозиционность официальному искусству, разрыв с господствующей идеологией (в СССР – с социалистическим реализмом), отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство.

8. АНИМИЗМ, АНИМИСТИЧЕСКИЙ - (лат.anima – дух, душа) – религиозные представление в первобытной культуре, связанные с культом камней, растений, животных, а также душ умерших.

9. АНТРОПОМОРФИЗМ - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр. сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

10. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

11. АРТЕФАКТ - любой искусственный объект, физический предмет, идея или образ.

12. АРХЕТИП - прообраз, идея, изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной.

13. АРХИТЕКТУРА - искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), которое входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

14. АТЕИЗМ - теория, отрицающая бытие Бога и духовного мира.

15. БАРОККО – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон.ХУ1 – сер.ХУШв.в. Барокко стремится к чувственному и интеллектуальному напряжению, неожиданному и поражающему воображение сочетанию образов. Стилевые признаки барокко – подвижность, живописность, декоративность, орнаментализм, театральность, фееричность, перегруженность формальными элементами, гротеск, аллегоричность и эмблематизм, пристрастие к деталям, вычурным сравнениям, метафорам и гиперболам.

16. ГУМАНИЗМ (лат.humanus – человеческий, человечный) - мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление своих способностей.

17. ДЕКАДАНС - общее обозначение кризисных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе конца Х1Х – нач.ХХв., характеризующихся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, нередко эстетизацией смерти, греха и порока.

18. ЕВРАЗИЙСТВО – идейно-политическое и философское течение русской эмиграции 20-30-х г.г. ХХв., отстаивающее идею самобытности России и создавшее концепцию русской культуры как феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт.

19. ЖАНР - (франц. genre – род, вид) – исторически сложившаяся устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в живописи - - портрет, пейзаж и др.; в музыке – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др.

20. ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, наиболее полно и непосредственно (живо) отражающих действительность.

21. ИДЕАЛ (греч. idea – идея, понятие, представление) – совершенство, совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процеса, высшая цель деятельности.

22. ИКОНА (греч. eikon- образ, вид) – живописное или рельефное изображение божеств, святых, религиозных сюжетов и т.п.

23. ИМАЖИНИЗМ – русская литературная группировка 20-х г.г. ХХв., которая утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения.

24. ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impression – впечатление) в живописи - направление в искусстве последней трети Х!Х – нач.ХХвв., представители которого стремились естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

25. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens – умный, понимающий, знающий, мыслящий) – общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры.

26. ИСКУССТВО - процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира. В культурологическом плане искусство рассматривается как феномен культуры.

27. КАНОН (греч. kanon – измерительный инструмент для определения прямого направления) - система правил, художественных приемов и эстетических норм, считавшихся незыблимыми, обязательными для художника. Например, византийский канон в иконописи.

28. КЛАССИЦИЗМ (лат. – образцовый) – направление в европейской литературе и искусстве ХУП – нач.Х1Хв.в., художественный стиль и соответствующая ему эстетическая теория. Классицизму характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля. В основе эстетики классицизма заключен принцип «подражание природе».

29. КОД КУЛЬТУРЫ (англ.-франц. code) – совокупность условных символов, знаков, смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

30. КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в изоискусстве, архитектуре и дизайне ХХв., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического процесса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 10-е годы ХХ в. на базе кубизма и футуризма.

31. КОНТРКУЛЬТУРА – обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодёжи («новые левые, хиппи, битники, котркультурное движение негров, движения против расизма, гражданское неповиновение и др.), противопоставляемых официальным ценностям.

32. КОСМИЗМ (КОСМОЛОГИЗМ) - невидимая высшая психологическая субстанция, организованное пространство. Может рассматриваться верующими как физическая реальность и как шкала интеллектуального состояния разума.

33. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава. Наиболее распространённый тип храма в средневековой России.

34. КУБИЗМ – авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХв., которое выдвинуло на первый план формальные эксперименты – конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на протсые.

35. КУЛЬТ (лат. cultus – уход, почитание) – совокупность обрядов и действий, обоснованных верой в сверхъестественное. Основные разновидности культа –магия, умилостивительный культ (обращение к духу, богу), культ святых. Истоки культа уходят в язычество, получившее выражение в фетишизме, магии, тотемизме и т.п.

36. КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание почвы, воспитание, образование, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

37. КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - сфера человеческой деятельности, включающая в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Культура духовная включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусстве и т.д.

38. КУЛЬТУРА МАССОВАЯ – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХв., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

39. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - сфера человеческой деятельности и результатов этой деятельности. Культура материальная охватывает материальное производство, жилища, быт, орудия труда, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания, пищу и домашнюю утварь, одежду.

40. КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - совокупность художественных ценностей. Синонимом культуры художественной иногда употребляется понятие искусство.

41. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - совокупность культурных преобразований в процессе перехода от одного общественного строя к другому, перестройка системы производства, распространения и использования культурных ценностей, изменение функций, содержания и форм культуры, что обусловлено революцией в экономической и политической сферах.

42. КУЛЬТУРОЛОГИЯ (лат. cultura + греч. logos) – область социогуманитарного знания, охватывающая вопросы определения сущности, закономерностей, динамики развития и функционирования культуры. Культурология рассматривает во взаимосвязи и взаимодействии материальную культуру, духовную культуру и культуру человеческих отношений. В единстве этих двух подходов следует рассматривать предмет культурологии.

43. МАГИЯ (греч. mageia – волшебство, колдовство) – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на окружающую действительность с помощью сверхъестественных, мистических сил.

44. МИФОЛОГИЯ (греч. mythos – сказание, предание, рассказ, толкование) – форма общественного сознания, изображения природы, всего мира как населённых живыми существами, обладающими магическими, чудесными и фантастическими свойствами. Мифология являлась господствующей формой мировоззрения в родовой общине. Мифология представляла собой единство действенной и словесной составляющих первобытной культуры. Основные периоды мифологии – фетишизм и анимизм.

45. МОДЕРНИЗМ, МОДЕРН (фр. moderne – новейший, современный) – совокупность направлений в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца Х1Х- начала ХХв.в., противопоставлявших себя искусству прошлого. Художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е г.г., объединяла множество идейно-художественных направлений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.)

46. МОНОТЕИЗМ – единобожие. К монотеистическим религиям относятся христианство, ислам, иудаизм. Основной догмат: все бытие создано Богом, существует начало и конец этого бытия.

47. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – род изобразительных искусств, произведения которого отличаются значительностью идейного содержания, обобщённостью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.

48. ПОЛИТЕИЗМ – многобожие. Политеистические религиозные системы признают существование Вселенной как единого организма, бесконечно членящегося на бесконечное количество частей, образующих всевозможные конструкции и пространства и проявляющихся в конкретном пространстве того или иного высшего существа.

49. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – общее название течений в живописи конца Х1Х – нач. ХХ вв., которым характерен интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим формальным приемам (П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген).

50. ПОСТМОДЕРНИЗМ - термин, служащий для обозначения структурно сходных явлений в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. В архитектуре и изобразительном искусстве 70-80-х г.г. ХХ в. характерной чертой постмодернизма является объединение в рамках одного приозведен6ия стилей, образных мотивов и художественных приёмов, заимствованных из арсеналов разных эпох, регионов, субкультур.

51. ПРОСВЕЩЕНИЕ – политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Основные черты идейно-культурного движения Просвещения: стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии.

52. РЕАЛИЗМ в искусстве - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам. Ведущие принципы реализма Х1Х-ХХв.в.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов.

53. РЕЛИГИЯ - стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). В культурологии религия – генотип культуры. Из неё вырастает духовное и материальное разнообразие культуры. Взаимопроникновение и синтез культуры народов Востока (в местах первоначального расселения человека) обусловили рождение мировых религий – христианства, ислама, буддизма.

54. РОМАНТИЗМ – идейное и художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства и науку в конце ХУШ – нач.Х1Х в.в., для которого характерны отвержение повседневной жизни как бесцветной и прозаической, стремление ко всему необычному, фантастическому, тяга к возвышенному изображению прошлых лет. Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа.

55. РУССКИЙ СТИЛЬ – псевдорусский стиль, тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре Х1Х-ХХв.в.

56. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с культуры нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования.

57. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – художественное течение в европейской (в т.ч. русской) и американской литературе и искусстве второй половине ХУШ – нач.Х1Хв.в. Противопоставлял разуму культ чувства, за которым признавалось первенство в познании и творчестве.

58. СИМВОЛИЗМ – направление в европейском и русском искусстве конца Х1Х-нач.ХХв.в., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности.

59. СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ – термин, обозначающий условный вещественный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы. Символы культуры выражают определённое содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Например, крест.

60. СУБКУЛЬТУРА – культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования. Например, молодёжная субкультура.

61. ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО (лат. traditio – передача, обновление, изменение) - исторически сложившиеся соотносительные понятия, характеризующие передачу из поколения в поколение обычаев, обрядов, норм поведения, взглядов, вкусов и т.п., что выражается в преемственности. Традиция означает установившийся порядок, неписанный закон в поведении, в быту, обычай и обнаруживается в элементах социально-культурного наследия. Традиция характеризует в культуре функционирование её форм, структурных элементов, а новаторство – прогрессивное развитие, либо регрессивные тенденции.

62. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ – основополагающие значения, черты, категории, законы, способы осмысления мира, общие для всех национальных культур мира (например, парные категории типа «верх - низ», «мужское - женское»). В системе универсалий культуры фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о месте человека в мире, его деятельности и т.д.

63. ФУТУРИЗМ – одно из авангардистских течений в европейском искусстве ХХв., для которого характерны тенденция сделать предметом искусства динамизм как таковой, отрицание традиционной культуры, её художественных ценностей, куль техники.

64. ХРИСТИАНСТВО – одна из мировых религий. Возникло в 1в. в восточном Средиземноморье (Палестине). В ходе своего развития распалось на три основные ветви: православие, католицизм, протестантизм.

65. ЦЕННОСТЬ - термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.

66. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых, как синоним культуры, как её ступень, следующая за варварством, во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо её высшей стадией.

67. ЭКСПРЕССИОНИЗМ – направление в европейском искусстве 10-20-х г.г. ХХв., провозгласившее не изображение современной действительности, а «выражение» её сути. Для экспрессионизма характерно: отказ от гармонической ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспрессия, возвышенность художественных композиций, деформация картины действительности. В экспрессионизме может выражаться социальный протест, бунт против сложившихся ценностей, утверждать своё видение жизни.

68. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на элиту (т.е. лучшую часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью). Элитарные тенденции в искусстве получили распространение в ХХв., в русле авангардистско-модернистского искусства.

69. ЯЗЫЧЕСТВО – общее, условное название наиболее древних форм религии, для которых характерны политеизм, обожествление природных явлений. Суть языческих культов заключалась в магическом воздействии на природу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.