Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский народный земледельческий календарь. Календарно-обрядовые жанры. 3 страница




Ритуальное «завивание бороды» выполняла старшая из жниц. Происходило это в торжественной обстановке с соблюдением определенных правил. Так, стебли завивали по солнцу, до «бороды» не разрешалось дотрагиваться голой рукой (руку оборачивали рукавом или передником), чтобы сила зерна не исчезла, а осталась в колосьях.

Помимо ритуального изготовления «бороды» дожиночный обряд включал в себя «купание» (катание) женщин в жнивье.

Сюда же включались разнообразные действия с серпами. Если серп не резал рук во время жатвы – его «награждали» – «женили»: обматывали колосьями; после этого серпом покалывали землю, или, прижатый колосьями к земле серп, жница выдергивала колосья с корнями, подымала высоко над головой и говорила: «Родись, и водись, на тот год не переводись!» или «Уродись на тот год вот такой!».

Кроме этого, у «завитой бороды» совершались гадания. Серпы бросали за спину и смотрели как далеко от воткнулся в землю от «бороды» (долгая ли жизнь), куда «смотрит» рукоятка серпа (на церквовь – в смерти и др.).

Ритуальным предметом дожиночных обрядов являлся последний сноп (именинник, соломатник, спорынья, иванушка, и др.), представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, определенным образом украшенных.

При срезании колосьев дожиночного снопа, которое совершала хозяйка поля или девушка, соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп - «молчальный»). Отказ от речи предохранял от влияния потусторонних сил, в соприкосновении с которыми вступали жнеи, совершая магические обрядовые действия с последним снопом, так как в оставшихся на поле колосьях, по народным представлениям, обитал «дух нивы».

Последний сноп изготовляли особым образом: срезанные колосья не должны были касаться земли, поэтому их клали на скатерть; колосья или серп расстилали в виде круга, затем сноп связывали и в «гузок» (нижняя часть, комель) втыкали серпы. Украшенный различными способами либо превращенный в чучело, сноп несла с поля хозяйка или незамужняя ее дочь, подняв его у верху или надев на голову. Сноп ставили в сутки (передний / красный угол), где он находился до Покрова; в Покров этим снопол закармливали скотину на зиму; зерно этого снопа подмешивали в семена, чтобы придать им силу.

Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы. Иногда это сопровождалось внесением в дом дожиночного снопа. Основными обрядовыми блюдами на дожинках были: саламат – густая каша из овсяной муки с салом и маслом, дежень – толокно, замешанное на кислом молоке, пироги с кашей, яичница, блины, пиво, вино и мед.

Дожиночные обряды сопровождались заговорами и жатвенными (жнивными) песнями. В жнивных песнях подробно описывается трудовой процесс, жатва в них предстает как война (Прил.1. № 19); в некоторых песнях основной темой является величание хозяина того поля, на котором жнут (Прил. 1. № 18). Исполнялись песни в разные моменты ритуала: во время жатвы и изготовлении последнего снопа, во время «завивания бороды» (Прил. 1. № 20); при обливании жниц водой (Прил. 1. № 21); во время праздничной трапезы (Прил. 1. № 22); в завершении дня (Прил. 1. № 23).

Песни и приговоры, сопровождавшие жатву, носят название жнивные. В этих текстах подробно описывается трудовой процесс; жатва в них предстает как война (Прил.1. № 19); в некоторых песнях основной темой является величание хозяина того поля, на котором жнут (Прил. 1. № 18).

В заговорах и приговорах, направленных на получение в будущем году хорошего урожая говорилось: «Вот тебе, Илья, борода! На лето уроди нам ржи да овса!», «Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье», «Флор и Лавр, приходите коня кормить» и др.

Весь комплекс дожиночных обрядов был направлен на сохранение растительной силы снятого урожая на поле, что обеспечивало непрерывность урожаев, соединение уже выращенного с урожаем будущего года, то есть на обеспечение плодородящей силы земли.

14 сентября – Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня, народное название – Воздвиженье, Сдвиженье, Капустки /Капустницы. Крестьяне толковали праздник по-своему. Считали, что в этот день хлеб на гумно «сдвинулся» (начало молотьбы). В ряде мест существовали представления о том, что все гады (змеи, ужи, жабы и т.д.) уползают под землю до весны. Начало «капусток», то есть вечорок, продолжавшихся 2 недели.

С завершением полевых работ и началом зимы связан один из самых важных для крестьянина праздников - праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) -народное название праздника – Покров день. Праздник установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в середине Х в. в Константинополе. В народном сознании церковный праздник предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, на что жители были наказаны пророком Ильей. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Пограничное положение праздника Покрова между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму. Покров день связывался со снежным покровом земли: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».

Покров (плат) Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста. Покров день считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Если на Покров ветрено – будет большой спрос на невест», «Снег на покров предвещает много свадеб», «Снег на покров – счастье молодым», «Покров землю и девку покроет». Девушки особенно верили в силу праздника Покрова. Накануне этого дня они ворожили на женихов («Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Считалось, что которая раньше в Покров поставит празднику свечку, та раньше всех выйдет замуж. Ткали «обыденную пелену» (в один день), несли в церковь, молились о женихе: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!».

Девушки старались провести праздник весело («Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь»). В этот день они не работали, наряжали, играли, плясали в откупленной избе. Устраивались угощения-складчины. После Покрова молодежные гулянья переносились с улицы в избу («Покров – конец хороводам, начало посиделкам»).

В Покров день совершали охранительные действия: молодые женщины сжигали в овине старые соломенные постели («от призора недоброго глаза»); старухи сжигали сношенные за лето лапти (чтобы «прибавить себе ходу на зиму»); маленьких детей обливали на пороге дома водой сквозь решето (от простуды) и др.

Ряд обязательных для праздника Покрова действий был направлен на обеспечение благополучия скотине. После покрова и до Егорьева дня скот «стоял» во дворе. Чтобы уберечь скотину от бескормицы и болезней ее закармливали дожиночным снопом; чтобы хватило корма на весь год, в ночь на Покров клали столько сена, сколько скотина не могла съесть. Над воротами вешали ведро без дна, чтобы благополучным был отел. Для защиты от болезней поили водой, пролитой сквозь решето. Часть обрядов была связана с охотой и рыболовством. К Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу; охотники уходили в лес промышлять белку, соболя и др.; рыбаки открывали сезон на омуля и т.п.

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок – обычно работников нанимали на год – от Покрова до Покрова.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их. В этот день в первый раз топили в жилом помещении печи, при этом приговаривали: «Покров, натопи избу без дров».

К осенне-зимнему циклу, открывавшемуся Покровом, относился целый ряд праздничных дат. Это день Параскевы-Пятницы (14 октября), называемая в народе «гряздниха» (дождливая, слякотная пора), «бабья заступница», «льняница», «льняница» (покровительница прядения и вообще домашних женских работ). Осенний период русского календаря вообще характеризуется концентрацией женских праздников с присущими им темами брака и семейного достатка. Это и 1 ноября - Кузьминки - день Кузьмы и Демьяна, которые почитались в народе покровителями свадеб и семейного очага. Это и зимний Никола (6 декабря) - праздник с отчетливо выраженным семейно-родовым культом, основными участниками которого были домохозяева и старики (справлялся вскладчину и назывался «Никольской братчиной»).

Календарные обряды, таким образом, включали целый комплекс ритуальных элементов, обосновывающих поведенческие стереотипы общины и направленных на ее выживание. В календарных обрядах переплелись аграрные и животные культы, культ предков.

Цель скотоводческих обрядов сводилась к увеличению поголовного скота и его плодовитости. Животноводческий цикл старались совместить с днями чествования святых – покровителей животных. Совмещение его с аграрным циклом также зависело от общего природного цикла.

Среди окказиональных обрядов, совершение которых также частично совпадало с календарным циклом, следует выделить пастушескую обрядность, строительные ритуалы и др.

Глубинной основой календарных обрядов и обычаев являлось традиционное мировоззрение с характерными для него представлениями о взаимосвязи человеческого и природного, с идеей обмена между этими сферами, наличии внешних сил, с которыми человек связан отношениями ритуального договора.

Главным итогом развития календаря оказалось накопление эмпирических знаний о закономерностях природных процессов и явлений. В свою очередь рост эмпирических знаний был обусловлен практическими заботами и нуждами.

Особенности традиционного мировоззрения, его ориентация на устоявшиеся образцы и шаблоны объясняют удивительную устойчивость календарных обрядов и их глубокую консервативность. Церковный месяцеслов по существу отразился лишь в самом поверхностном слое календарных верований, не затронув их сути.

Стремление церкви увязать все три главные компонента между собой (христианскую идеологию, языческие верования и практические нужды) привело к такому синкретизму, в котором наиболее мощным и жизненно важным пластом оказались не христианская идеология, а реальные потребности земледельца.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.