Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родильный обряд




Родильный обряд принадлежит к переходным обрядам и в нем (как и в других обрядах жизненного цикла) реализуется один из компонентов комплекса «смерть-рождение». Для новорожденного этот обряд знаменует начало жизненного пути, а для родителей он является “срединным”. В ходе обряда новорожденный обретает статус человеческого существа, а родители обретают статус отца и матери, их родители - в дедов и бабок, братья и сестры новых родителей становятся дядьями и тетками и т. д. Тем самым родильный обряд становится значимым для всей родовой общности.

Поведение беременной оказывается во многом похожим на поведение невесты, об этом свидетельствуют сходные комплексы запретов: ограничение в общении не только с посторонними, но и со своими (избегать встреч с колдунами, старыми девами, девицами и т.п.), сужение жизненного пространства (не удаляться далеко от дома, особенно без сопровождения), ограничение в выполнении ряда хозяйственных работ (не месить квашню, не доить коровы, не брать воду из колодца и т.п.). Кроме того, существовал ряд запретов, непосредственно относящихся к беременной: как можно дольше скрывать сам факт беременности, не говорить о хорошем самочувствии и т.д. Одной из мотивировок таких запретов являются не только забота о будущей роженице и ее ребенке, но и распространенные представления о “нечистоте” беременной и исходящей от нее опасности. Таким образом, женщина постепенно «отдаляется» от «своего» мира, приобретая свойства «чужого». На нее перестают распространяться правила, обязательные для остальных членов коллектива, но необязательные для чужих.

Целый ряд примет и приемов симпатической магии связан с желанием узнать или «заложить» пол ребенка: замечают форму живота, цвет лица, поведение беременной и ребенка во чреве, предпочтения в еде; для того, чтобы родить мальчика, беременной нужно было носить сорочку женщины, рождавшей мальчиков, покумиться с многодетной матерью, незаметно приложить к груди мальчика и т.д.

Родильный обряд, как справедливо отмечают исследователи вслед за Д.К. Зелениным, имеет трехчленную структуру: 1) обряды, сопровождающие появление ребенка на свет; 2) обряды, символизирующие принятие ребенка в семью и общину; 3) очистительные обряды.

Наиболее подходящими помещениями для родов считались хлев и особенно баня, то есть места, находящиеся на периферии освоенного пространства, что согласуется с пограничным состоянием роженицы (между своим и чужим, между жизнью и смертью) и посреднической ролью повитухи, осуществляющей связь между этими сферами.

Во время родов женщине предписывалось как можно дольше удерживаться от криков; повивальную бабку приглашали только тогда, когда роды уже начались. Ряд действий предпринимался для облегчения родов: развязывались все узлы на поясах, платках, косах, раскрывались двери, окна, сундуки, печи, расстегивали одежду и т.п., роженицу заставляли трижды обходить вокруг стола или избы, перешагивать через веник, пролезать через хомут и т.п. В ряде областей России зафиксирована пережиточная форма кувады (отец должен был внешне уподобиться матери и имитировать родовые муки).

Ребенка обычно принимали в решето. Пуповину было принято перерезать или перерубать соответственно полу ребенка: на топоре или другом инструменте у мальчиков, на веретене или прялке у девочек. Пуповину и плаценту (послед, детское место) зарывали в землю или прятали. На том месте, где они зарыты, сеяли овес или ячмень, а затем их всходы использовали как лекарство от детских болезней. Обмыванию ребенка придавалось не только гигиеническое, но и магическое значение. Обмывала только повитуха. Новорожденного мальчика заворачивали в рубаху отца, а девочку – матери. В ушат, в котором купали ребенка, клали уголь, зерна, соль, деньги и др. предметы, служившие оберегом и одновременно средством приобщения ребенка к семье.

Роды и связанные с ними действия должны были совершаться тайно, а крещение и очищение роженицы и повитухи – публично.

Обряд, называвшийся бабина каша, родины, размоины, совершался по возвращении роженицы и ребенка в дом (этот обряд мог смыкаться с крестинами) и состоял в ритуальном кормлении гостей кашей.

Основная схема родильного обряда дублируется в обряде крещения, но место матери занимают крестные родители, роль которых значительна (обязанность принимать участие в воспитании, помогать осиротевшим, замещать родителей на свадьбе и т.д.).

Как и в других ритуальных ситуациях, путь в церковь мыслится как далекий и опасный. Крестная должна была выбросить на дороге через правое плечо, не оглядываясь, уголь, хлеб и другие предметы. В церковь крестные должны идти быстро, не оглядываться, не разговаривать и т.д. Особое внимание уделяется обратному пути. Внесение ребенка в дом изображается как его первое внесение и приобщение к домашним ценностям (на порог кладут угли, нож, топор, ключи, через которые крестные должны переступить вместе с ребенком (или наступить на них); нередко к порогу прикладывают и самого ребенка).

Последующая серия ритуальных действий ориентирована на приобщение ребенка к обоим “центрам” дома - печи и красному углу (прикладывание ребенка к печи, столу и т.п.).

Заключительным этапом родильно-крестильного обрядового цикла было празднование первого дня рождения ребенка (постриги): обрезали волосы и ногти, одаривали на зубок и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 10868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.