КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Календарь основных крестьянских праздников
Библиография. Основная литература: 1. А.К.Байбурин. Календарь и трудовая деятельность человека. (Русский народный традиционный календарь). Л., 1989. 2. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Учеб. пособие. М., 197О. 3. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982. 4. Власова З.И. К вопросу о поэтике подблюдных песен // Русский фольклор. Т. 14. Л., 1974. С. 74-100. 5. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994. 6. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие. Л., 1989. 7. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 1963. (2-е изд.: СПб., 1994). 8. Розов А.Н. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Русский фольклор. Т. 21. Л., 1982. С. 47-69. 9. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001. 10. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в. М., 1979. 11. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.,1987.
Дополнительная литература: 1. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Живая вода и вещее слово. М., 1988. С. 421-484. 2. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. 3. Журавлева Е.А. Кукушка. Русский весенний обряд // Живая старина. 1994. № 4. С. 32-33. 4. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М., 1978. 5. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970; 6. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв.: Очерки по истории народных верований. М., 1957 (АН СССР. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – Новая серия - Т. 40).
Тексты: 1. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. в тексте А.Ф.Некрыловой. М., 1991. 2. Обрядовая поэзия / Под ред. В.И. Жекулиной. М., 1989. 3. Обряды и обрядовый фольклор / Под ред. В.К. Соколовой. М., 1982. 4. Поэзия крестьянских праздников / Вступ. ст., сост., подгот., текста и примеч. И.И.Земцовского. Л., 1970. 5. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста К.Чистова и Б.Чистовой; Вступ. ст., предисл. к разделам и коммент. К.Чистова. Л., 1984.
Глава 2. Обряды жизненного цикла. Обряды жизненного цикла (семейные обряды) – родины, свадьба, похороны – принадлежат к обрядам переходным. Совершались переходные обряды в критические ситуации жизни общества: если человек умирал (нарушалась целостность коллектива), если рождался человек (коллектив приобретал нового члена) и в ситуации брака (один род приобретал нового члена, а другой – лишался). Чтобы восстановить нарушенный порядок вещей, во-первых, и обеспечить удачный «переход» главного участника ритуала из одного состояния в другое, во-вторых, и совершались семейные обряды. Структура переходных обрядов трехчастна: 1) выделение из коллектива, 2) пребывание вне освоенного пространства (пограничный период), 3) реинкорпорация в коллектив. В «крайних» ритуалах (родины, похороны) отсутствует первая (в родинах), либо третья (в похоронах) часть схемы. В «серединном» (свадебном) обряде структурная схема представлена полностью («круговой» сюжет). «Крайние» ритуалы включают один из компонентов универсального комплекса «смерть – (воз)рождение»; серединные – оба компонента, но эти компоненты представлены символически. Рассмотрим каждый из трех обрядов жизненного цикла.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |