Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песенные жанры свадьбы




I. Элегические предвенечные песни относятся исключительно к предвенечной части обряда (исполняются в доме невесты в период просватанья) и выражают грустные мысли и чувства невесты, связанные с переходом в чужую семью, расставанием с девичеством, родителями, подругами. Назначение их – «клевить», «жалобить», «заставлять плакать» – легло в основу их народного определения – клевильные. Клевильные песни близки по тематике и эмоциональному настрою жанру причитания. Так же как и причитания, они разрабатывают следующие темы: прощание с родителями (Приложение 2. № 7), жалобы на жизнь в чужой семье (Прил. 2. № 6,8), размышления о том, как ужиться с родней мужа (Прил. 2. № 8), оплакивание девичьей воли (Прил. 2. № 9), жалобы невесты отцу (Прил. 2. № 10), мотив сна (Прил. 2. № 1), просьба невесты отменить свадьбу (Прил. 2. № 2), расставание невесты с красотой и косой (Прил. 2. № 4,5); обращение к бане (Прил. 2. № 3).

Особую эмоциональную напряженность имеют элегические предвенечные песни, адресованные невесте-сироте (Прил. 2. № 11).

II. Песни заклинательные или песни типа монолога-императива. Их содержание составляют магические пожелания здоровья, богатства, счастья новой семье. Они короткие, носят характер приказа. В записях эти песни представлены фрагментарно, главным образом из центральных областей России. Текст заклинательных песен представляет собой ритмичную формулу, выражающую общее коллективное желание участников обряда и имеют магическое назначение.

Круг сюжетов заклинательных песен в свадебном обряде (в отличие от календарного) ограничен, они сопровождали только строго определенные акты: начинали свадебное действо (Прил. 2. № 12, 13, 14); сопровождали печение каравая (Прил. 2. № 15, 16); сопровождали расплетение косы невесты и расчесывание кудрей жениха (Прил. 2. № 17, 18).

Заклинательные песни по своей форме близки к приговорам дружки, так как отличаются четкой ритмической организацией речи, построенной в большинстве случаев на императиве: «Ай, ели мы пячонки, - / Дай, Боже, дяученки. / Колупали мы сыры – / Дай, Боже, сыны».

Однако функции песен типа монолога-императива в свадебной лирике значительно шире заклинания. Среди них выделяется вид песен чисто церемониального характера, связанных с еще одной функцией хора – быть режиссером свадебного действия. Хор указывал тому или иному участнику его место и роль в данный момент свадебного ритуала, в песнях давал советы, наставления, выражал приказы. Ср.: «Вы садитесь-ко, бояра, на скамью, / Да вы смотрите-ко, бояра, на сватью»; «Садитесь, сванюшки, / На наши лавочки. / У нас лавки вымыты / И хвощом вытерты»; наказ боярам привести невесту: «Уж вы вербу заломите, / Красну девицу посмотрите», повознику: «Приударь коня больно, Чтобы конь бежал бодро» и др. Кроме церемониальных наказов можно выделить и песни-советы. Например, невесте не показывать своего лица боярам, не плакать о родимой сторонушке и др., жениху - беречь невесту, нежить, лелеять.

Песни-заклинания некогда были основой всего свадебного фольклора, позднее элементы заклинания стали составной частью текстов других жанров (величальных, комментирующих песен).

III. Песни, комментирующие акты обряда тесно связаны с обрядами, способствовали формированию, реализации обрядов и закреплению факта их совершения в сознании присутствующих и имели функцию пояснить происходящее.

Комментирующие песни лишены монолога и диалога как формы выражения чувства; в них преобладают глагольные формы настоящего или прошедшего времени; часто строятся на синтаксическом параллелизме («Не было ветру, да вдруг навеяло. / Не было гостей, да вдруг наехали»)

Песни эти сопровождали различные акты свадебного действа: сватанье и рукобитье (Прил. 2. № 19, 20); благословение невесты и жениха (Прил. 2. № 21, 22); одаривание гостей невестой (Прил. 2. № 23; 24); отъезд жениха за невестой (Прил. 2. № 25, 26); приезд жениха к невесте (Прил. 2. № 27); отъезд свадебного поезда к венцу (Прил. 2. № 28, 29); встречу молодых от венца (Прил. 2. № 30, 31); отправление молодых в клеть (Прил. 2. № 32, 33, 34).

Комментирующих песен осталось мало, сохранились лишь элементы комментирования. Как и многие повествовательные песни, комментирующие песни позднее приняли на себя функцию величания.

IV. Величания (величальные песни) – ритуальное восхваление участников обряда, поэтически идеализирующие и прославляющие молодых, свадебные чины и гостей. Величальные песни генетически связаны с заклинаниями. Величальные мотивы, прославляющие невесту и жениха, могли появляться в ритуале заручин, на девичнике, перед отправкой молодых к венцу, но основная часть свадебных величаний сосредоточена во второй половине обряда – после венчания и во время «княжьего стола». Это связано с общей установкой обряда на повышение социального статуса новобрачных и их окружения.

Величальные песни делятся на два типа: описательные и сюжетные величания.

Описательные величания обращены к одному лицу: жениху (Прил. 2. № 35, 36), невесте (Прил. 2. № 37) дружке (Прил. 2. № 38), свахе (Прил. 2. № 39), тысяцкому (Прил. 2. № 40) и др.

Поэтические особенности величальных песен основаны на универсальных приемах гиперболизации положительных качеств, на изображение желаемого как уже свершившегося. Прославляются не индивидуальные черты конкретного человека, а, на оборот, традиционные достоинства типового персонажа. Таким образом, благодаря своей стереотипности величания характеризуются статичностью, однообразностью. Описательные величания, обращенные к одному лицу, разрабатывают портретную характеристику персонажа: внешний облик «опеваемого» предстает обычно в трех «измерениях»: лицо, волосы, одежда. При этом в одной песне внимание уделялось только какой-то одной из этих граней портрета: либо лицу, либо волосам, либо одежде. Иногда характеристики совмещались, причем порядок описания всегда был один и тот же: вначале давалась общая характеристика объекта описания, затем его детали. Кроме того, в описательных величаниях разработана система условно-типовых характеристик персонажей. Так, невесту хвалят за лицо «белее снегу», за косу ниже пояса, за нарядные одежды, плавную походку, тихую речь, за умение «тонко прясть, ловко шить»; жениха – за ум-разум, за богатство; тысяцкий предстает в величаниях как «богатый гость», «большой человек», «роду честного», умеющий «слово молвить со попами, со дьяками, со князьями, со боярами» и др.; сватья – рукодельница, стряпуха, богатая гостья «непростого роду» и др.

Сюжетные (парные) величания исполняются особенно во второй части обряда, по эмоциональному настроению они характеризуются как мажорные; адресованы жениху и невесте, обоим брачующимся одновременно. Парные величания имеют сюжет и четкую композицию. Начинаются с бытовой картины, где, как правило, описывается действие одного из персонажей; иногда ей предшествует 1-2 стиха, определяющие место или время действия. Завершается песня монологом или диалогом, обращенным к другому действующему лицу. В заключительной части выражена главная мысль. Чувства, выражаемые в сюжетном величании - любовь, дружба молодых, - предстают не в отвлеченной, а в конкретной образной форме, в описании действий, поступков героев. Условно сюжетные величания можно назвать песнями о взаимоотношениях молодых.

Группы сюжетных величаний:

1. Песни о снаряжении жениха за невестой: жених снаряжает коня ехать за спесивой невестой (Прил. 2. № 41), мать, отправляя сына за невестой, не велит сыну вино пить (Прил. 2. № 42, 43); жених троекратно просит «свое сужено-ряжено» (Прил. 2. № 44).

1. 2. Встреча жениха с невестой, смотрение невесты. (Прил. 2. № 45) Жених часто представлен охотником: «да он куницами, лисицами обвесился, да вокруг калеными стрелами обтыкался», он подходит к терему невесты, а она уже готова к свадьбе, «дары да все добеленные, коса да все дорощенная». Или молодой князь на коне подъезжает к терему невесты, обещает ездить «докуль не высватает». Или кони завозят жениха в гульбище к невесте.

Иногда сам брак изображается в символической форме: жених ищет куницу, утушку, лебедушку; жених направляет стрелу в терем невесты (Прил. 2. № 46) или с чудесного корабля посылает стрелу (Прил. 2. № 47); первобрачный князь выезжает на чудесном корабле, роняет в воду злачен перстень, слуги вылавливают златоперых окуней (Прил. 2. № 48). Все сюжеты этой группы распространены только на севере, это отражается и в своеобразной системе образов (охота, корабли).

Тема соединения молодых отразилась в сюжетах «Стоит чарочка лита, лита, лита» и «Плавала чарочка по сладкому меду»– жених подносит невесте чару, она пьет из нее (Прил. 2. № 49, 50). Брачующиеся могут представать в образах винограда и боровой ягоды (Прил. 2. № 51). Можно предположить, что эти песни первоначально соотносились с актом передачи невесты жениху.

Песни этой группы носят главным образом повествовательный характер. Последующие две группы более лиричны, в них непосредственно выражены чувства вступающих в брак. Страх невесты перед женихом погубителем-разорителем сменяется постепенно взаимным доверием.

2. Об отношении жениха к невесте. Отличаются по форме выражения чувств (монолог или диалог), образами и сюжетными положениями, в которых это чувство выражено. Например, восхваление невесты устами жениха (Прил. 2. № 52) Или жена утешает мужа: «она взглянет - утешит меня». Или жених обещает построить невесте «сени новорубленые», «тешит-потешит Анну свою, … чтобы Анна не тужила-жила».

Таким образом, эта группа дает примеры непосредственного выражения чувств жениха к невесте (похвала, забота).

3. Символически выражаются чувства невесты к жениху. Например, невеста несет по горнице чару, доносит ее «до умного, до разумного», потчует его. Или жена встречает мужа, поит его медом, укладывает на тесовую кровать. Или невеста соглашается «развить кудри», служить мужу. Или невеста готовит жениху подарки: шьет кафтан «недолгий, некороткий, чтобы легче на добра коня скакать»; вышивает ковер золотом. Или невеста обещает перевезти жениха через реку.

4. Песни о создании семьи и рождении детей. Например, муж просит жену испить чару, родить сына-сокола. Или жена кличет уезжающего мужа, просит его вернуться, обещая родить сына или дочь.

V. Корильные песни – особый свадебный жанр, коррелирующий в обряде с величальными песнями.Термины «корение», «корильная песня» образованы от «корить» в значении «осмеивать», «браниться», «ругать», «уничижать». В качестве равноправных синонимов глагола «корить» в народном языке употребляются «хаять», «ругать». В свадебном обряде ритуальному осмеянию, укорам и порицанию подвергаются представители противоположной стороны, участвующей в свадьбе (со стороны жениха – жених, дружка, сват, поезжане; со стороны невесты – невеста, сватья), другого семейно-возрастного статуса (незамужние и замужние, в том числе и вступающие в брак), чужого локуса (невеста из другой деревни), а также лица, нарушающие ритуальные предписания и моральные нормы (гости, уклоняющиеся от одаривания, невеста, не сохранившая девственности, ее родители и т.п.).

На начальном этапе свадьбы осмеиваются сваты и жених за то, что оказались виновниками свадьбы (обманули, подговорили батюшку). После обручения подруги невесты укоряют в песнях помолвленную девушку за измену и обман (обещала не расстаться с девушками, не идти замуж, но слова не сдержала). Поезжане жениха высмеиваются в словесных поединках сторон жениха и невесты (Прил. 2. № 53); девушки, подруги невесты, поют корильные песни жениху (Прил. 2. № 54); брат невесты укоряется за то, что «продал сестрицу задаром», «пропил на горилке». Издевки и угрозы могут быть адресованы участникам свадьбы, которые отказывают в вознаграждении или скупо одаривают. Например, дружка, выкупая невесту, кладет медные монеты на стол, его стыдят: «Такого черепья у нашего батюшки по сеням хоть сколько волочится. У нашей невесты одна бровь сто рублей». Корильную песню пели и матери жениха, встречавшей невесту от венца: «Выйди-ка, свекровка горбатая, / Встрень-ка невесту богатую! / Выдь-ка, свекровка сопливая, / Встрень-ка невесту счастливую». Особенно часто объектом насмешек бывают сват / тысяцкий / дружка (Прил. 2. № 55, 56) и сваха (Прил. 2. № 57); их подвергают ритуальному осмеянию, публичному наказанию или суду (в конце свадьбы их катают на бороне (или на сохе, в корыте, тачке, повозке), а потом сбрасывают в яму, канаву, в воду. В образах свата и сватьи разрабатываются определенные архетипические характеристики антигероя. Например, иномирность сватьи проявляется в наличии эпитетов и сравнений с резко отрицательной коннотацией («чупаха», «обжора» и др.), а также в действиях, связанных с колдовством: поедает семиотически маркированные предметы (собаку, сороку, солому). Кроме того, характеристикой иномирности свата (тысяцкого) и сватьи является их гиперэротизм. Такая семантика образов участников свадебного обряда соответствует самой идее брака, имеет в ритуале продуцирующее значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.