Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэтика причитаний




Для причитаний свойственна открытая структура, характерная также и для похоронного обряда. Назначение причитаний то же самое, что и назначение похоронного обряда: задобрить покойника, вызвать его благоволение. Понятен отсюда и сам характер причитаний: восхваление покойника, сожаление по поводу его смерти и изображение тяжести положения оставшихся – основные тематические элементы похоронных причитаний разных эпох и народов. С течением времени похоронные причитания все более приобретали характер выражения непосредственного горя по поводу смерти близкого человека.

Основные мотивы похоронных причитаний:

- к покойнику обращаются с вопросом, куда он отправляется, на кого рассердился и на кого покидает родных;

- оставшиеся в живых жалуются на свое сиротство, вспоминают о прошлом, говорят об обманутых надеждах;

- высказывается сожаление, что родственники прокараулили смерть, не откупили и не заменили покойника;

- к умершему обращаются с просьбой возвратиться; обращаются к стихиям с просьбой о помощи; высказывается надежда на встречу.

(Прил. 2. №№ 58-65).

Классификация похоронных причитаний:

Сразу после констатации смерти исполняется плач-вопрошение, в котором причитывающий обращается к умершему, спрашивает, почему он покинул семью, просит открыть глаза, встать, заговорить, простить обиды и т.д.

В момент прихода родных и соседей, узнавших о смерти, звучит плач-оповещение. В нем рассказывается о том, как наступила смерть, умерший сравнивается с закатившимся солнцем, упавшей звездой, погасшей свечой. Один из замечательных образов этих плачей – Обида, которую не знает куда сбыть вдова (нигде нет Обиде «местечка»; она преследует вдову, все в природе меняет свой облик при появлении Обиды – деревья вянут, камни трескаются, море «колыбается»)

В причитании при вносе гроба звучит благодарность тем, кто делал гроб; гроб сравнивается с избой, в которой нет окон, дверей, постели, стола..

В основе плача при выносе гроба поэтические вопросы: «Куда ты отправляешься?», «На кого ты нас покидаешь?». Рассказывается о горестном положении оставшихся в живых, о подстерегающих их несчастьях.

Плач по дороге на кладбище повторяет некоторые мотивы плача при выносе и плача-оповещения.

В причитаниях при опускании гроба в могилу и надмогильной причети звучат обещания навещать могилу и просьба к покойнику приходить в гости.

Причитание при возвращении с кладбища строится на поэтическом изображении обряда мнимых поисков умершего в осиротевшем доме: избенка покосилась, стекла замутились, скотина стоит понурая; вопрошают: «Кто будет пахать этой сохой? и т.д.

Поминальные плачи смыкаются с бытовой причетью.

Для жанра причитания характерно наличие некоторых обязательных картин, мотивов и образов. Как в похоронных, так и в свадебных причитаниях нередко встречаются так называемые искусные зачины. Например: «Ох ты мнецюшки тошнехонько…» или «Не осудите-ка, народ, да люди добрые, / И пропущу я теперь унылой, зычной голосок, / И объявлю я свою причеть неумильную».

Нередко сюжетообразующим мотивом причитаний является обращение к стихиям: обращение к тучам (соберитесь), к громам (ударьте), к дождям (размочите землю), к земле (расступись) и др.

Весьма архаична та­кая черта причитаний, как наличие устойчивых метафорических замен неко­торых слов или выражений, особенно обозначающих покойного, гроб, клад­бище, отношения родства и т.п. (например, в русских причитаниях муж - "законная семеюшка", "великое желаньице", "надежная головушка" и т.п.; дочь - "белая лебедушка", "сахарная деревиночка", "верба золоченая" и т.п.). Несомненно их табуистическое происхождение. Так поэтическая формула «Как схваталася спорядная соседушка / За свою она надежную головушку» означает, что не «соседка схватилась за свою голову», а «соседка спохватилась – где же ее муж».

Причитание отличает и особый синтаксис с характерным для этого жанра обилием вопросительно-восклицательных конструкций, риторических обращений, обмена репликами, сменой причитывающих в порядке старшинства.

В изображении смерти обнаруживаются как антропоморфные образы («красная девица», «калика перехожая» и др.), так и зооморфные («черный ворон», «серый заяц» и др.).

Эмоциональная напряженность в причитаниях достигается за счет постоянного тяготения к вопросительным и восклицательным интонациям. Причитывающий очень редко спокойно говорит о чем-либо или что-нибудь описывает – он вопрошает, настойчиво требует ответа даже тогда, когда знает, что ответа не последует. Эмоциональность достигается еще и за счет обилия уменьшительных и увеличительных суффиксов не только существительных и прилагательных («людушки», «ествушки», «маханьице»), но даже наречий («суровешенько», «поранехоньку») и местоимений («мнеюшки», «тебехоньки»). Особый эмоциональный эффект возникает при употреблении приставок, усиливающих корневое значение слова («размолоденький», «престарший», а также за счет нагнетания эпитетов («тайны милы советны дружны подруженьки»).

Своеобразные качества поэтического стиля причитаний хорошо характеризуются народными терминами, обозначающими этот жанр – причеть (от «причислять», «присчитывать», «перечислять»), плач, вопль, крик и др.

 

Библиография

Основная литература:

1. Адоньева С.Б. Этнография севернорусских причитаний // Обрядовая поэзия Русского Севера: Плачи: Приложение № 7 к Бюллетеню Фонетического Фонда русского языка / Сост. А.Ю.Кастров, Ю.И.Марченко. СПб., 1998. C. 63-5.

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

3. Байбурин А.К. Родильный обряд у славян и его место в жизненном цикле // Живая старина. 1997. № 2 (14). С. 7-9.

4. Васильев А.Г. Композиционные особенности похоронных причитаний // Русский фольклор. Т. 12. Л., 1971. С. 91-101.

5. Герасимова Н.М. Поэтика плача в севернорусских причитаниях // Обрядовая поэзия Русского Севера: Плачи: Приложение № 7 к Бюллетеню Фонетического Фонда русского языка / Сост. А.Ю.Кастров, Ю.И.Марченко. СПб., 1998. С.13-37.

6. Гура А.В. О роли дружки в севернорусском свадебном обряде // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. С. 162-172.

7. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.

8. Зеленин Д.К. Семейная жизнь // Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 319-410.

9. Исследования в области балто-славянской культуры: Погребальный обряд / Отв. ред. В.В.Иванов, Л.Г.Невская. М., 1990.

10. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие. Л., 1989.

11. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни: Учеб. пособие. М., 1978.

12. Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К.В.Чистова и Т.А.Бернштам. Л., 1978.

13. Седакова И.А. “Жилец” - “нежилец”. Магия и мифология родин // Живая старина. 1997. № 2 (14). С. 9-11.

14. Чистов К.В. Русская причеть // Причитания. Л., 1960. С. 5-44.

15. Чистов К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 396-416.

 

Дополнительная литература:

1. Базанов В.Г. О социально-эстетической природе причитаний // Фольклор. Русская поэзия начала ХХ в. Л., 1988. С. 49-93.

2. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. М., 1995.

3. Кальницкая А.М. Песни сговора в среднерусском свадебном обряде // Жанровая специфика фольклора: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1984. С.45-60.

4. Кремлева И.А. Похоронно-поминальная обрядность русского населения Пермской области// Полевые исследования института этнографии. 1978. М., 1980. С. 21-30.

5. Кремлева И.А. Похоронно-поминальная обрядность русского населения Пермской области // Полевые исследования института этнографии. 1978. М., 1980. С. 21-30;

6. Кузнецова В.П. Причитания в севернорусском свадебном обряде. Петрозаводск, 1993.

7. Маслова Г. Роль одежды в погребальных и родильных обрядах // Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX вв. М., 1984. С. 85-109.

8. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов: Избр. тр. / Сост., подгот текста и коммент А.К.Байбурина. М., 1996.

9. Харитонова В.И. Типология восточно-славянской притети // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Материалы конференции. М., 1985. С. 125-128.

10. Чистов К.В. Типологические проблемы изучения восточно-славянского свадебного обряда // Проблемы типологии и этнографии. М., 1979;

 

Тексты :

1. Причитания Северного края, собранные Е.В.Барсовым / Изд. Подгот. Б.Е.Чистова, К.В.Чистов. В 2-х т. СПБ., 1997. (1-е изд.: М., 1872).

2. Лирика русской свадьбы / Изд. подг. Н.П. Колпакова. Л. 1973.

3. Обрядовая поэзия / Под ред. В.И. Жекулиной. М., 1989.

4. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1985.

5. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста К. Чистова и Б. Чистовой; Вступ. ст., предисл. к разделам и коммент. К. Чистова. Л., 1984.

 


* Все даты даны по старому стилю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.