Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление пирамиды из колец




Оборудование. Пирамида из 4–5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пира­мида из б–8 колец меньшего размера – детям старше 5 лет.

Цели исследования. Исследуют координа­цию движений руки ребенка, состояние тон­ких движений кисти (наличие или отсутствие тремора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности пред­ставлений о величине, цвете; умение сравни­вать с учетом указанных признаков; адекват­ность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) так, как было». Во время наблюдения за дей­ствиями ребенка можно определить состоя­ние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений о величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают по­мощь, предлагая найти самое большое коль­цо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен пос­ледовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овла­дения счетом. При этом дают инструкции типа: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступа­ют к работе. До 3-х лет допустим сбор пира­миды без учета величины. Неадекватным считается закрытие стержня колпачком до нанизывания колец. С 4-х лет дети собирают пирамиду с учетом величины. При этом у них наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца в ряд по вели­чине и затем поочередно нанизывают их на стержень. К 5-и годам дети пользуются спо­собом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной ин­струкции или указания типа: «Посмотри, ка­кое колечко больше? Надень самое большое кольцо».

Дети с задержкой психического развития на указанных возрастных этапах самостоя­тельно не справляются с заданием. Из-за не-сформированности произвольной деятельно­сти, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают ве­личину колец. Однако в отличие от умствен­но отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Умственно отсталые дети 3–4 лет дают реакцию радости на яркую пирамидку, но это не интерес к заданию. Понимание цели зада­ния в этом возрасте не наблюдается. Чем тя­желее степень умственного недоразвития, тем чаще отмечаются манипулирование и не­адекватные действия с кольцами (разбрасы­вают, стучат ими по столу и т. п.). После 4-х лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизы­ванию колец на стержень. В ходе работы те­ряют инструкцию. Необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффек­тивна. Требуется показ, а в более тяжелых случаях – совместное выполнение. Перенос на аналогичные задания вызывает те же трудности. Как правило, у умственно отста­лых детей в возрасте 3–5 лет наблюдается некоординированность, неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев рук. Они берут кольцо не двумя–тремя пальца­ми, а захватывают всей кистью. С трудом попадают отверстием кольца на стержень пи­рамиды. Помощь малоэффективна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.