Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие цвета




Исследование восприятия

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Олигофренопсихология накопила большой материал, раскрывающий особенности вос­приятия умственно отсталых детей У этих детей имеют место замедленность темпа, малая дифференцированность, недостаточная активность и целенаправленность восприя­тия. Именно эти проявления создают дополнительные трудности в обучении Важно сво­евременно установить способность ребенка воспринимать такие признаки объектов, как цвет, форма, величина, расположение в про­странстве.

Таблица 1 – 2

Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и по­кажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».

Затем предлагают таблицу 2. Ребенка про­сят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4–5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.

Дети с задержкой психического развития выполняют задания таблицы 1–2; трудности возникают при определении названия цвета.

У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 6–7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи не­понимания цели задания.

Восприятие формы, величины (размера), цвета

Таблица 3

Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Важно установить, как влияет на выпол­нение задания опыт, приобретенный ребен­ком при работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажет­ся достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т. д.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображе­нием детей, а рядом – верхнюю часть таб­лицы, на которой изображены разные поло­тенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». От­вет ребенка говорит о его способности или не­способности соотносить предметы по форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показыва­ет) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и назы­вать геометрические фигуры.

Анализ результатов. Обычно к 4–5 го­дам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометричес­кие фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предме­ты сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требуется организующая помощь.

Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже. Далее в период школьного обуче­ния они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

Таблица 4

Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравни­вать одинаковые по форме и разные по вели­чине зрительно воспринимаемые объекты; ка­чество внимания в процессе деятельности.

Процедура проведения. На таблице изоб­ражено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морков­ку». Затем предлагают такие, например, воп­росы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы оди­наковые по величине».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предме­ты по величине и выполняют это задание к 3–3,5 годам.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются в помощи.

Умственно отсталые дети лишь при спе­циальном обучении усваивают признак величины к 5–б годам.

Трудным для всех детей является выде­ление и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.

Таблица 5

Цели исследования. Те же.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут левую часть таблицы с изображением четырех предметов и просят положить рядом соответствующие предметы, одинаковые по величине. Задание молено усложнить, дать только большие предметы, показать малень­кий гриб, большой дом. Предварительно пред­метные изображения из правой части табли­цы вырезают и наклеивают на картон.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес и выполняют это задание к 4–5 годам.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте допускают ошибки, ориен­тируясь на изображение предмета и не учи­тывая признак величины.

Умственно отсталые дети указанного воз­раста не понимают цели задания.

Таблица 6

Цели исследования. Выявить способность воспринимать и соотносить объекты с учетом признаков цвета и формы.

Процедура проведения. На таблице 6 изоб­ражены фигуры разного цвета и контуры этих фигур такого же цвета. Перед обследо­ванием цветные фигуры вырезают и наклеивают на картон.

Ребенку предлагают разложить эти фигуры в соответствии с цветом контура. Инструкция: «Положи фигуры на свое место». За­тем ребенка просят показать синий квадрат, желтый полукруг, красный овал и т. д.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием способны к 5–6 го­дам соотносить воспринимаемые предметы с учетом двух признаков (цвет, форма).

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности при сопоставлении по двум признакам, они нуж­даются в организующей помощи.

Умственно отсталые дети даже к 7–8 го­дам ориентируются лишь на один признак.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.