КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика некоторых общих представлений
Единым сюжетом картин Восприятие и понимание серии связанных Таблицы 45, 46, 47, 48 Цели исследования. Выявить умение устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; давать оценки воспринимаемым ситуациям; уровень речевого развития ребенка. Процедура проведения. Ребенку предлагают рассмотреть таблицы с изображением событий и положить их в необходимой смысловой последовательности. После этого обследующий предлагает ребенку составить по ним рассказ. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием таблицы 45, 46 выполняют к 5–б годам, в 7–8 лет самостоятельно справляются с таблицами 47,48. При составлении рассказа некоторым из них нужна помощь со стороны взрослого (уточняющие вопросы). Дети с задержкой психического развития при установлении причинно-следственных связей испытывают трудности, особенно при составлении рассказов по таблице 47, 48. При оказании помощи это задание выполняют. Умственно отсталые дети в 7–8 лет лишь перечисляют изображенные на картинках объекты. Они не могут сами установить последовательность событий, особенно в таблице 47, 48. Попытки составить рассказ по наводящим вопросам ограничиваются только рассказом по одной картинке. Помощь неэффективна. Таблица 49 Цели исследования. Выявить запас и точность представлений; характер сравнения; способность к обобщению; наблюдательность; устойчивость внимания; целенаправленность деятельности; проявление и стойкость интереса. Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются картинки?» Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 7–8 лет легко выполняют это задание, при этом производят сравнение картинок по основным признакам и не отклоняются от поставленной цели. Дети с задержкой психического развития нуждаются в наводящих вопросах. Умственно отсталые дети этого возраста понимают ситуацию и способны определить изображенное на картинках время года, но при самостоятельном сравнении картинок не учитывают характерные для каждого времени года особенности, в результате чего производят сравнение по несопоставимым признакам. Их деятельность сводится к перечислению того, что они видят на картинках. Эти дети нуждаются в стимуляциях, самостоятельный вывод сделать не могут. Таблицы 50 – 57 Цели исследования. Те же, что и в таблице 49. Процедура проведения. На первых двух таблицах (50, 51) изображены животные и употребляемая ими пища. То и другое вырезается и по отдельности наклеивается на картон. Перед ребенком кладут изображения животных и просят положить к каждому животному его любимое блюдо. Эти таблицы можно предлагать детям с 4,5–5 лет. На таблицах 52–56 изображены разные картинки-ситуации, а на таблице 57 – недостающие к ним элементы. Картинки-ситуации и недостающие к ним элементы вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут несколько картинок-ситуаций и маленьких карточек, затем просят положить недостающие элементы-фрагменты к соответствующим ситуациям. Эти таблицы предлагают детям с б–7 лет. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием с интересом выполняют все эти задания. Дети с задержкой психического развития тоже проявляют интерес к заданию и в 6–7 лет выполняют задание (некоторым нужны наводящие вопросы). Умственно отсталые дети 7–8 лет могут выполнить это задание только при оказании помощи со стороны взрослых (разъяснение и показ). Таблица 58 Цели исследования. Выявить запас сведений и представлений об окружающем; понимание безречевых инструкций. Процедура проведения. Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подходящими карточками, которые предварительно вырезаются и наклеиваются на картон. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание в 5–6 лет. Некоторые из них нуждаются в помощи в виде показа или устных разъяснений. Дети с задержкой психического развития с 6–7 лет выполняют задание, но большинству из них требуется организующая помощь. Умственно отсталые дети в указанном возрасте не располагают необходимыми для решения предложенных им задач сведениями и чаще всего раскладывают карточки наугад. Даже 7–8-летние умственно отсталые дети нуждаются в соответствующих разъяснениях и одной–двух практических демонстрациях. Особого интереса к предложенному заданию не проявляют. Эти таблицы удобны также при обследовании детей, у которых имеют место нарушения слуха или речи Экспериментатор может использовать «безречевую» инструкцию в виде наглядного демонстрирования правильного выполнения задания. Понимание содержания литературных текстов Таблица 59 Цели исследования. Выявить понимание скрытого смысла текста; умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности; умение использовать помощь (интонация, наводящие вопросы); состояние речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас). Процедура проведения. В таблице представлены тексты рассказов. Они могут быть прочитаны самими детьми, но будет лучше, если их прочтет взрослый. Анализ результатов. При оценке интеллектуальной деятельности ребенка надо учитывать и его эмоциональные реакции. Они могут служить показателем понимания содержания текста, его основного смысла. Важно установить характер помощи, в которой нуждается ребенок для решения стоящей перед ним задачи. Такая помощь может оказываться в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационных выделений значимых слов, понятий, актуализация прошлого опыта. Дети с нормальным умственным развитием в 7–9 лет решают эту задачу самостоятельно, лишь некоторым нужны наводящие вопросы. Дети анализируют содержание данных рассказов, устанавливают связи между отдельными частями, делают выводы. Детям с задержкой психического развития требуется разъясняющая помощь. Умственно отсталые дети в этом возрасте не в состоянии понять смысл предложенных им рассказов. Оказываемая им помощь неэффективна. Таблицы 60, 61 Цели исследования. Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения; проверить память. Процедура проведения. Обследующий предлагает ребенку рассмотреть таблицу, после этого дает инструкцию: «Я буду читать (рассказывать) отрывки из сказок, а ты показывай подходящие к ним картинки». Сказки должны быть знакомы детям. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием это задание выполняют успешно уже в возрасте 4,5–5 лет. Они проявляют интерес к предложенной работе и без особого труда находят подходящие картинки. Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию и в 6–7 лет выполняют задание. Умственно отсталые дети выполняют это задание не раньше 6–7 лет, поскольку позже знакомятся с соответствующими сказками. Таблицы полезны при обследовании детей малоконтактных, с речевым недоразвитием.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |