КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование учебных знаний по чтению и письму
В таблицах 111–115 представлен материал, с помощью которого можно выяснить состояние навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам. При исследовании овладения ребенком самой операцией чтения сначала надо выявить способность к обобщенному восприятию букв («Назови букву, которую я тебе покажу», «Найди такую же, какая у меня», «Дай мне букву, которую я назову» и т. д.). Затем установить уровень техники чтения (послоговое, целыми словами) и обязательно выяснить понимание ребенком прочитанного и способность пересказать прочитанное. С этой целью можно использовать, наряду с материалом данных таблиц, и другие таблицы (Приложения 59, 76, 77). При исследовании письма важно установить, на каких этапах обучения письму у ребенка появляются затруднения и чем они вызваны (состоянием устной речи, зрительными недостатками, непониманием и неумением пользоваться грамматическими правилами, невнимательностью и др.). С этой целью полезно предложить задания на списывание букв (слогов, слов, фраз) с рукописного и печатного текста, перешифровку звука на букву, написание под диктовку. Частично материал для исследования имеется в указанных таблицах. В процессе обследования ребенка обращать внимание на состояние его устной речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, объем активного словарного запаса и др.). Таблицы 111, 112, 113 Ребенку предлагают выполнить разные по характеру задания. На основании ответов можно судить об умении проводить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, ударные слоги, грамматически правильно строить фразы, выявляется знание правил грамматики, запас слов. Таблицы 114, 115 Задания этих таблиц позволяют судить о состоянии навыков письма, усвоении программного материала, словарном запасе, связной речи, общей осведомленности ребенка. Наблюдение за работой детей и анализ выполнения им предложенных учебных заданий позволили нам выявить наиболее характерные особенности, присущие детям с умственной отсталостью, в отличие от детей с задержкой психического развития и с нормальным умственным развитием. Так, при исследовании школьных знаний и умений по математике установлено, что умственно отсталые дети испытывают наибольшие трудности при решении задач с косвенным вопросом. Им сложно понять условие задачи и составить план ее решения. В процессе выполнения часты случаи «потери» инструкции. Дети затрудняются самостоятельно по заданным компонентам составить условие задачи. При выполнении счетных операций наибольшие трудности вызывают вычисления с переходом через разряд. Показ и разъяснения малоэффективны. При исследовании школьных знаний по чтению и письму обнаруживаются большие трудности в понимании заданий, построенных на словесно-логических операциях. Умственно отсталым детям даже при овладении техникой чтения очень трудно понять смысл прочитанного, особенно если это тексты со скрытым смыслом или тексты иносказательного, метафорического характера. Помощь в этих случаях дети использовать не могут. Для всех детей характерна бедность словарного запаса, неточное использование слов, незнание значения многих общеупотребительных слов. В письме имеют место грубые аграмматизмы. Дети не умеют пользоваться выученными грамматическими правилами, у них не сформирован навык самоконтроля. Дети с задержкой психического развития могут испытывать похожие трудности как в математике, так и при овладении чтением и письмом. Однако у этих детей отмечается желание понять смысл задания, большая заинтересованность в положительной оценке своей работы, они более самокритичны. Но главное, что отличает их от умственно отсталых детей – это лучшее использование помощи. Им нужна незначительная помощь: в ряде случаев бывает достаточно мимики, жеста, интонации, чтобы ребенок нашел верное решение. Эти дети способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. Для детей с нормальным умственным развитием даже при наличии пробелов в учебных знаниях характерна способность использовать помощь и высокий уровень обучаемости. Эти дети понимают свои проблемы. Указанные нами особенности овладения детьми учебными знаниями и навыками работы важно учитывать при обследовании детей и выборе стратегии оказания им необходимой помощи. ЛИТЕРАТУРА 1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982. 2. Атлас для экспериментального исследования отклонения в психической деятельности человека / Под. ред. А.И. Полищука, A. Е. Видренко. – Киев, 1980. 3. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике.– Киев, 1989. 5. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. 6. Венгер Л. А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка / / Вопросы психологии. № 1, 1974. 7. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. 8. Венгер А. А., Выгодская Г, Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. 9. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. – М., 1982. 10. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 1989. 11. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-методико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология. № 6, 2001. 12. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993. 13. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998. 14. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер и B. В. Холмовской. – М., 1978. 15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. – М., 1981. 16. ЗабрамнаяСД. Психологическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. 17. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. – М., 1998. 18. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М., 1976. 19 Изучение личности аномального ребенка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовско-гоидр. – М., 1977. 20. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. – М., 1963. 21. Коробейников И. А. Экспериментально-психологическое исследование детей в период дошкольной диспансеризации. – М., 1978. 22. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М., 2000. 23. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 24. Методы исследования детей при отборе во вспомогательные школы / Под. ред. А. Р. Лурия, В. И. Лубовского. – М., 1964. 25. Опыт отбора учащихся во вспомогательные школы / Под ред. Ж. И. Шиф, А.Н. Смирновой. – М., 1964. 26. Отбор детей во вспомогательную школу. / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983. 27. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. – М., 1971. 28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. № 1, 1989. 29. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. – М., 1983. 30. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. – М., 1975. 31. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича.–М., 1981. 32. Психолого-педагогич. диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998. 33. Психолого-медико-педагогическая консультация / Науч. ред. Л.М. Шыпицына. – СПб., 1999. 34. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. – М., 1999. 35. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970. 36. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности детей к школе // Вопросы психологии. № 4, 1983. 37. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. 38. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |