Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование учебных знаний по чтению и письму




В таблицах 111–115 представлен мате­риал, с помощью которого можно выяснить состояние навыков чтения и письма, осоз­нанность усвоения программы по этим пред­метам. При исследовании овладения ребен­ком самой операцией чтения сначала надо выявить способность к обобщенному воспри­ятию букв («Назови букву, которую я тебе покажу», «Найди такую же, какая у меня», «Дай мне букву, которую я назову» и т. д.). Затем установить уровень техники чтения (послоговое, целыми словами) и обязатель­но выяснить понимание ребенком прочитан­ного и способность пересказать прочитанное. С этой целью можно использовать, наряду с материалом данных таблиц, и другие таб­лицы (Приложения 59, 76, 77).

При исследовании письма важно устано­вить, на каких этапах обучения письму у ре­бенка появляются затруднения и чем они вызваны (состоянием устной речи, зритель­ными недостатками, непониманием и неуме­нием пользоваться грамматическими правилами, невнимательностью и др.). С этой це­лью полезно предложить задания на списы­вание букв (слогов, слов, фраз) с рукописно­го и печатного текста, перешифровку звука на букву, написание под диктовку. Частично материал для исследования имеется в ука­занных таблицах.

В процессе обследования ребенка обращать внимание на состояние его устной речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, объем активного словарного запаса и др.).

Таблицы 111, 112, 113

Ребенку предлагают выполнить разные по характеру задания. На основании ответов можно судить об умении проводить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, мягкие и твердые соглас­ные, ударные слоги, грамматически правиль­но строить фразы, выявляется знание пра­вил грамматики, запас слов.

Таблицы 114, 115

Задания этих таблиц позволяют судить о состоянии навыков письма, усвоении про­граммного материала, словарном запасе, связ­ной речи, общей осведомленности ребенка.

Наблюдение за работой детей и анализ вы­полнения им предложенных учебных заданий позволили нам выявить наиболее характер­ные особенности, присущие детям с умствен­ной отсталостью, в отличие от детей с задер­жкой психического развития и с нормальным умственным развитием.

Так, при исследовании школьных знаний и умений по математике установлено, что ум­ственно отсталые дети испытывают наиболь­шие трудности при решении задач с косвен­ным вопросом. Им сложно понять условие задачи и составить план ее решения. В про­цессе выполнения часты случаи «потери» инструкции. Дети затрудняются самостоя­тельно по заданным компонентам составить условие задачи. При выполнении счетных операций наибольшие трудности вызывают вычисления с переходом через разряд. По­каз и разъяснения малоэффективны.

При исследовании школьных знаний по чтению и письму обнаруживаются большие трудности в понимании заданий, построен­ных на словесно-логических операциях. Ум­ственно отсталым детям даже при овладении техникой чтения очень трудно понять смысл прочитанного, особенно если это тексты со скрытым смыслом или тексты иносказатель­ного, метафорического характера. Помощь в этих случаях дети использовать не могут. Для всех детей характерна бедность словарного запаса, неточное использование слов, незна­ние значения многих общеупотребительных слов. В письме имеют место грубые аграмматизмы. Дети не умеют пользоваться выучен­ными грамматическими правилами, у них не сформирован навык самоконтроля.

Дети с задержкой психического развития могут испытывать похожие трудности как в математике, так и при овладении чтением и письмом. Однако у этих детей отмечается желание понять смысл задания, большая за­интересованность в положительной оценке своей работы, они более самокритичны. Но главное, что отличает их от умственно от­сталых детей – это лучшее использование помощи. Им нужна незначительная помощь: в ряде случаев бывает достаточно мимики, жеста, интонации, чтобы ребенок нашел вер­ное решение. Эти дети способны осуществ­лять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

Для детей с нормальным умственным раз­витием даже при наличии пробелов в учебных знаниях характерна способность использовать помощь и высокий уровень обучаемости. Эти дети понимают свои проблемы.

Указанные нами особенности овладения детьми учебными знаниями и навыками ра­боты важно учитывать при обследовании де­тей и выборе стратегии оказания им необхо­димой помощи.


ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестиро­вание / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982.

2. Атлас для экспериментального исследо­вания отклонения в психической деятельно­сти человека / Под. ред. А.И. Полищука,

A. Е. Видренко. – Киев, 1980.

3. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психи­ческая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагности­ке.– Киев, 1989.

5. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997.

6. Венгер Л. А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка / / Вопросы психологии. № 1, 1974.

7. Венгер А. Л. Психологические особен­ности шестилетних детей.

8. Венгер А. А., Выгодская Г, Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дош­кольные учреждения. – М., 1972.

9. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. – М., 1982.

10. Готовность к школьному обучению де­тей с задержкой психического развития ше­стилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 1989.

11. Грибанова Г.В. Руководство по органи­зации деятельности психолого-методико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефекто­логия. № 6, 2001.

12. Гуткина Н. И. Психологическая го­товность к школе. – М., 1993.

13. Дети-сироты. Консультирование и ди­агностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998.

14. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер и B. В. Холмовской. – М., 1978.

15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. – М., 1981.

16. ЗабрамнаяСД. Психологическая диагно­стика умственного развития детей. – М., 1995.

17. Забрамная С. Д. От диагностики к раз­витию. – М., 1998.

18. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М., 1976.

19 Изучение личности аномального ребен­ка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовско-гоидр. – М., 1977.

20. Кононова М. П. Руководство по психо­логическому исследованию психически боль­ных детей. – М., 1963.

21. Коробейников И. А. Экспериментально-психологическое исследование детей в период дошкольной диспансеризации. – М., 1978.

22. Левченко И.Ю. Патопсихология: Тео­рия и практика. – М., 2000.

23. Лубовский В. И. Психологические про­блемы диагностики аномального развития де­тей. – М., 1989.

24. Методы исследования детей при отбо­ре во вспомогательные школы / Под. ред. А. Р. Лурия, В. И. Лубовского. – М., 1964.

25. Опыт отбора учащихся во вспомога­тельные школы / Под ред. Ж. И. Шиф, А.Н. Смирновой. – М., 1964.

26. Отбор детей во вспомогательную шко­лу. / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983.

27. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. – М., 1971.

28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. За­держка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. № 1, 1989.

29. Принципы отбора детей во вспомога­тельные школы / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. – М., 1983.

30. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмы­ковой. – М., 1975.

31. Психологическая диагностика: пробле­мы и исследования / Под ред. К.М. Гуреви­ча.–М., 1981.

32. Психолого-педагогич. диагностика раз­вития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

33. Психолого-медико-педагогическая кон­сультация / Науч. ред. Л.М. Шыпицына. – СПб., 1999.

34. Психолого-медико-педагогическое об­следование ребенка / Под ред. М. М. Сема­го. – М., 1999.

35. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.

36. Ульенкова У. В. Исследование психо­логической готовности детей к школе // Вопросы психологии. № 4, 1983.

37. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.

38. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...........................  
Часть I. Общие методические указания к психолого педагогическому обследованию детей  
Часть П. Практический материал и методика его использования в процессе психолого-педагогического обследования.............  
Примерный перечень материалов.........  
Психолого-педагогическое обследование с помощью игрового материала............  
Психолого-педагогическое обследование с помощью таблиц (Приложение).........  
Исследование разных видов психической деятельности................................  
Исследование восприятия – таблицы 1–30...........................  
Исследование внимания – таблицы 31–37..........................  
Исследование памяти – таблицы 38–40..........................  
Исследование мышления – таблицы 41–82..........................  
Исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом – таблицы 83–86  
Исследование школьных знаний и навыков – таблицы 87–115.........................  
Литература.......................,  




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.