Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей




Таблицы 62 – 64

Цели исследования. Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображения­ми (сравнить предметы по величине, цвету, форме); проводить анализ, синтез; объеди­нять в группу с учетом того или иного при­знака.

Эти таблицы могут быть предложены де­тям, которые еще не обучались в школе.

Процедура проведения. Ребенку показы­вают таблицу и задают вопрос: «Какая фи­гура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмот­ри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отлича­ется от остальных».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это зада­ние уже в возрасте 4–4,5 лет.

Дети с задержкой психического разви­тия – к 5 годам (если с ними проводились занятия), а в 6–7 лет могут объяснить свое решение.

Умственно отсталые дети справляются с таким заданием в более позднем возрасте. Исключение по форме дается им с большим трудом даже в возрасте 7–8 лет.

Таблицы 65 – 68

Цели исследования. Выявить способность детей выделять в предметах их существен­ные признаки и делать на этой основе необ­ходимые обобщения; уровень развития кате­гориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех предметов, один из которых существенно от­личается от остальных. Инструкция: «Рас­смотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к

ним не подходит. Назови (покажи) неподхо­дящий предмет». Если выбор сделан правиль­но, попросить ребенка обосновать свой вы­бор: «Почему?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6–7 годам после выполнения (самостоятельно или с помощью) первого задания справляются с последующи­ми. Причем им уже не нужно повторять все содержание инструкции. Достаточно ограни­читься предъявлением таблицы и задать вопрос: «А здесь что не подходит?» Дети спо­собны самостоятельно сделать речевое обоб­щение выделенных признаков.

Детям с задержкой психического разви­тия нужна организующая помощь, особенно на этапе речевого обобщения выделенных признаков. В случаях неадекватной класси­фикации помощь оказывается эффективной.

Умственно отсталые дети нуждаются (как правило) в подобных инструкциях при предъ­явлении им каждой из таблиц. Самостоятель­но выполнить задание могут только те из них, кто познакомился с названием соответствующей группы предметов в школе, детском саду или в семье. Умственно отсталые дети чаще объединяют предметы в одну группу не на ос­нове выделения их существенных признаков, а руководствуясь внешними или ситуацион­ными признаками. Такой характер объедине­ния может быть установлен, если попросить ребенка обосновать причину выполненного им объединения. Бывают случаи, когда за внеш­не правильным исключением предмета стоит неверное обоснование. Так, например, на воп­рос: «Почему ты исключил шапку?» был по­лучен ответ: «Она большая. В портфель не войдет». Умственно отсталым детям трудно оформить речевое выражение своего выбора, помощь оказывается малоэффективной.

Таблицы 69 – 70

Цели исследования. Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков. Так как задания данных таблиц аналогичны за­даниям, данным в табл. 65–68, то можно су­дить и об обучаемости детей.

Процедура проведения. Ребенку предъяв­ляют таблицу 69 и дают инструкцию: «Здесь четыре слова, три из них можно объединить по смыслу, четвертое к ним не подходит. Ска­жи, какое слово к ним не подходит». При необходимости дети получают помощь в фор­ме разъяснений и совместного выполнения задания. Затем предъявляют таблицу 70.

На таблице 70 даны группы слов, каждая из которых включает в себя пять слов. Во время предъявления пяти слов остальной ре­чевой материал должен быть закрыт чистым листом бумаги. Детям дают инструкцию: «Здесь пять слов, четыре слова можно объе­динить, одно к ним не подходит по смыслу. Назови это слово».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 8–10 лет, как пра­вило, не нуждаются в подробной инструкции. Можно ограничиться вопросом: «А здесь ка­кое слово следует исключить?» Помощь эф­фективна.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при выполнении сло­весно-логических заданий. Необходима зна­чительная помощь.

Умственно отсталым детям всякий раз нужно давать подробную инструкцию. Одна­ко в этом возрасте задание оказывается не­посильным. Помощь малоэффективна.

Таблицы 71 – 72

Цели исследования. Выявить сформированность операции сравнения; способность находить существенные признаки и мыслен­но синтезировать их по принципу аналогии; умение устанавливать закономерности; обу­чаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу 71, в которой даны два ана­логичных задания. На примере задания, при­веденного в верхней части таблицы, дают ин­струкцию, содержащую объяснение и показ экспериментатором способа решений зада­ния. Затем предлагают задание, приведенное в нижней части таблицы. Инструкция: «Какой здесь должен быть рисунок?» После этой таблицы предлагают табл. 72. Инст­рукция: «Положи картинки на пустые клет­ки так, чтобы в каждом ряду картинки не по­вторялись». Предварительно картинки должны быть вырезаны и наклеены на картон.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 6–7 лет имеют раз­ный уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности. Одни легко и быстро анализируют условия заданий на­глядного характера, производят мысленно

операции синтеза и устанавливают необхо­димые закономерности. Другие дети испыты­вают трудности при первом задании, но после указаний на допущенные ошибки и разъясне­ний они понимают общий принцип решения и пользуются им в последующих заданиях. Все дети проявляют ярко выраженный интерес к заданию.

Детям с задержкой психического разви­тия нужна значительная помощь даже в 8-летнем возрасте.

Умственно отсталые дети это задание (особенно табл. 72) не понимают и в более стар­шем возрасте (9–10 лет). Обучение оказы­вается малоэффективным.

Классификация предметов (изображений)

Таблицы 73 – 75

Цели исследования. Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; спо­собность группировки объектов на основе су­щественных признаков; обдуманность дей­ствий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; ра­ботоспособность.

Процедура проведения. Детям предъявляют набор карточек (предварительно вырезан­ных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи кар­точки по группам – что к чему подходит».

Необходимо выяснить, что ребенок поло­жил в основу объединения, и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую ин­струкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объе­динить и как их назвать». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу но­вого объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.).

Анализ результатов. Дети с нормаль­ным умственным развитием в 7–9 лет при небольшой помощи со стороны взрослого сравнительно легко переходят от ситуаци­онных объединений к объединениям на ос­нове существенных признаков.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при укрупнении групп и в процессе работы нуждаются в организую­щей помощи.

Умственно отсталые дети и в более старшем возрасте осуществляют объединение предметов в группы обычно на основе ситуа­ционных или просто наглядных признаков. Оказываемая им помощь дает малый эффект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.