КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые понятия курса
Классификация в коммуникации. Речевая (вербальная) коммуникация. Введение Ключевые слова, максимы, правила. Краткий курс. Корпоративная область архитектурной Лазарева Э.А. Ключ к тестам
«Профессиональные коммуникации. деятельности».
Предисловие. ……………………….. Ключевые понятия курса. ……… Часть первая. Коммуникативная профессиограмма архитектора….. 1. Общение ……………… 2. Коммуникативное пространство……………….. 3. Логосфера…………………….. Речевая деятельность ………………….. 5.Коммуникативно-речевая ситуация……………..………………………………….. Типы общения ………………………… 7. Формы общения. ………………………. 8. Стили общения…………………………… 9. Коммуникативный кодекс………………. Часть вторая. Конкретно-образная визуализация как свойство профессиональной коммуникации. Нетривиальные тексты……… Введение ………………………………………………….. 1. Зрительная коммуникация……………………………………….. 2. Невербальная коммуникация ………………………………… 3. Креолизованные тексты………………………………………………………... Часть третья. Проблемные точки профессионального общения….. Введение …………………………… 1. Ложь…………………………………………………………….. 2. Манипуляции в профессиональном поведении. ……………… · Заключение……………………………………………. · Литература ………………………………………………………………. Предисловие. Пособие посвящено изложению материалов учебного курса «Профессиональные коммуникации», предназначенного для обучения магистрантов архитектурных специальностей. Наш авторский курс строится как обобщение, итог всех предметов лингвостилистического и коммуникативного цикла, а также развитие и уточнение результатов межкультурных дисциплин, прочитанных в УралГАХА студентам, а потом и магистрантам. В процессе обучения в Архитектурно-художественной академии студенты прослушали обязательные и факультативные дисциплины «Русский язык и культура речи», «Стилистика русского языка», «Деловое общение», «Стилистика рекламы» и др. Специальные дисциплины и курсы, относящиеся к теории научно-критической деятельности архитектора, содержат в себе элементы межкультурной коммуникации. Все они, прямо или опосредованно, налагают отпечаток на личностные черты магистранта, его деятельность в профессиональной сфере, а потому и получают свое отражение в данном Пособии. Нам представляется, что при изучении курса «Профессиональные коммуникации», специально адаптированного для подготовки специалистов архитектурной сферы, магистранты получают двояко направленные знания и приобретают умения: с одной стороны, развиваются и уточняются коммуникативно-речевые навыки и умения, а с другой стороны, приобретаются знания о построении произведений, активно бытующих на профессиональном поле, о свойствах семиотически сложных текстов и соотношении их частей. Нам представляется, что строгая ориентированность представляемого учебного предмета на конкретную аудиторию сделает его полезным для формирования профессионального облика выпускников, создаст интенции к изучению предмета. Структура настоящего Пособия отражает основную концепцию автора. Главная, опорная, точка – формулирование основных свойств личности, определяющих ее деятельность. Мы исходим из того, что когнитивный статус архитектора, его личность определяются тесной взаимосвязью конкретно-образной визуализации и составляющих черт коммуникативной профессиограммы. Именно эти признаки формулируются и раскрываются в соответствующих разделах Пособия. Часть первая «Коммуникативная профессиограмма архитектора» посвящена изложению теоретических основ речевого общения: в соответствующих разделах раскрываются понятия общения, теория речевой деятельности, показаны виды коммуникативного пространства и их отличительные черты. Необходимая часть – разговор о классификации видов, форм, стилей общения. Опора на структуру коммуникативно-речевой ситуации позволяет раскрыть черты ее важных составляющих, таких как Автор, Адресат, Обстановка общения, Текст как результат общения. Важны новые современные теории Логосферы и Коммуникативного кодекса, имеющие как научную, так и этическую ценность. Часть вторая «Конкретно-образная визуализация как свойство профессиональной коммуникации. Нетривиальные тексты», как следует из названия, посвящена второй выявленной «ипостаси» профессиональной личности архитектора. Отдельные разделы этой Части посвящены, соответственно, разным признакам целого: через характеристику невербальной коммуникации в целом осуществляется переход к разговору о зрительной коммуникации, важной в деятельности архитектора. Широко используются в архитектурной работе креолизованные произведения (тексты) – соответствующая теория представлена в одноименном разделе. Мы сочли полезным включить в Пособие Часть третью « Проблемные точки профессионального общения», где раскрываются важные вопросы современного общения людей, вызывающие широкое обсуждения в обществе. Речь идет о лжи и манипуляции в профессиональном поведении. Хотелось бы обратить внимание на способ подачи теоретических положений, использованный нами. В название Пособия включены слова «Краткий курс. Ключевые слова, максимы, правила». Мы учитываем, что сегодняшняя семиотика, прагмалингвистика, теория коммуникации – научные отрасли, получившие значительное развитие, имеющие достаточно высокий уровень и детально разработанные. Мы ставим перед собой задачу сориентировать магистрантов в том обширном потоке теоретических работ, облегчить их знакомство с научными положениями, которые могут быть полезными в будущей деятельности. Именно это объясняет краткость, компактность изложения материала. Во многом, наше Пособие служит отправной точкой для магистрантов архитектуры для более подробного знакомства с теорией общения и примером научно-методической работы в этой области. Стимулом для создания настоящего Пособия послужило чтение автором учебного, лекционно-практического, курса «Профессиональные коммуникации» студентам и магистрантам Уральской государственной Архитектурно-художественной академии. Работа автора на кафедре Теории архитектуры и профессиональных коммуникаций под руководством доктора архитектуры, профессора Людмилы Петровны Холодовой, постоянное плодотворное доброжелательное сотрудничество с коллегами, профессорами и доцентами кафедры Ольгой Александровной Шипициной, Екатериной Валерьевной Коневой, Владимиром Николаевичем Бабичем, Ириной Викторовной Тарасовой, Леонидом Владимировичем Десятовым, Александром ….. помогло сформировать новую, уточненную, концепцию курса и уравновесить его общегуманитарную и профессионально направленную (семиотически ориентированную) составляющие, что дает возможность дополнительно привлечь магистрантов к использованию получаемых знаний в практической деятельности. Пособие снабжено иллюстрациями, созданными выпускницей УралГАХА, магистром архитектуры, Еленой Альбертовной Мифтаковой. Такой опыт участия выпускника в создании невербального параграфемного канала издания представляется плодотворным и служит доказательством полезности введения подобных учебных дисциплин в процесс подготовки специалистов для реализации их творческих способностей. «Профессиональные коммуникации. Корпоративная область архитектурной деятельности». План лекции - Предмет курса - Структура курса. Два круга в структуре курса. - Внутренний круг. - Внешний круг.
* * Предмет курса. Общение базируется во многом на интуиции, однако теоретические знания в области речевой коммуникации, несомненно, помогают оптимизировать эти процессы. Профессиональное общение (профессиональные коммуникации) как область деятельности характеризуется следующими признаками: тематика общения – ограниченная конкретной сферой деятельности (применительно к предмету «Профессиональные коммуникации» для работников архитектурной специальности – это вся область зодчества, научных исследований в ней); коммуниканты – люди, вовлеченные в профессиональную деятельность как активно действующие лица или так или иначе имеющие к ней отношение (применительно к рассматриваемой области – специалисты-архитекторы, практики и научные работники); вид речи – устная/письменная ( важно использовать законы выбранного вида речи для построения оптимального речевого сообщения в интересах построения профессиональной коммуникации); семиотические характеристики общения ( профессиональная сфера коммуникации в области практической архитектуры или науки основана на использовании богатых семиотических возможностей кодов); место общения (важно использовать те коммуникативные ресурсы, которые уместны в данном речевом пространстве); время общения (выбор кодов общения определяется теми особенностями, которые связаны в широком смысле с датой коммуникации). Как характеризуется профессиональное общение специалиста-архитектора? Приведем краткую характеристику рассматриваемой профессиональной коммуникации. ------------------------------------------------------------------------------------------------ Профессиональные коммуникации архитектора – это общение в области деятельности архитектора в широком смысле (архитектора-практика и/или архитектора-теоретика; коммуниканты в этой сфере коммуникации – профессионалы, непрофессионалы, являющиеся адресатами общения или авторами его; вид речи – устная в сочетании с письменной речью; используются разнообразные коды (речевые- неречевые, визуальные коды разных типов, аудиальные); общение в основном происходит в производственной сфере, может быть и другое место коммуникации (общение по поводу архитектуры – встречи с заказчиком и т.д.); время общения – в основном время производственной деятельности. ------------------------------------------------------------------------------------------------
Деятельность в профессиональной (корпоративной) сфере требует особого, специального, типа коммуникации – ограниченной, специальной. Постоянное нахождение в профессиональной области деятельности формирует личность профессионала, требует от действующего там человека приобретения соответствующих качеств, умений, вхождения в соответствующую когнитивную сферу, то есть определяет его статус. Профессиональная коммуникативно-речевая ситуация архитектурной деятельности (в широком смысле) характеризуется как семиотически усложненная с точки зрения тех кодов, которые использует профессионал и включает в себя следующие коммуникативно-речевые акты, в процессе которых необходимы коммуникативные взаимодействия профессиональной личности с партнерами. Назовем такие ситуации – освещение их дано в нашей статье «Структурные свойства профессиональной речи». Профессионал-архитектор – профессионал-архитектор (внутрикорпоративное взаимодействие разных уровней – равноправные партнеры, вертикальные коммуникации – начальник – подчиненный, специалист – клиент, имеющие разную специализацию и различные по отношению к предмету общения). Используются различные коды (вербальный или невербальный – иконические, зрительные коммуникации, артефакты), такжемогут применяться только одинаковые коды, например, только вербальные или только невербальные – картинки, фотографии, чертежи, графики, схемы и другие параграфемные ресурсы, могут применяться сложные сочетания кодов (вербально-невербальные, например, рисунок с подписью, схема с речевыми комментариями и др.). Профессионал-архитектор–непрофессионал. Примеры коммуникации такого типа – архитектор – заказчик, архитектор – подрядчик, архитектор – продавец материалов и устройств и др. Эти коммуникации могут иметь характер межличностных и групповых, то есть в отношениях архитектора с заказчиком используются ресурсы межличностной коммуникации, например, разговоры профессиональные перемежаются с рассказами «про жизнь» или это может быть групповое общение объединения заказчиков и группы специалистов. Коды, используемые при этих коммуникациях, различны: вербальный, невербальный и вербально-невербальный. Обилие профессиональных коммуникативных ситуаций и их разнородные характеристики доказывают тот факт, что от коммуникатора-профессионала требуется умение выбирать то необходимое средство, которое позволит адекватно выстроить коммуникативную ситуацию в соответствии с поставленными целями, и свободно владеть разнообразными коммуникативными ресурсами. Профессиональное общение может быть осложнено коммуникациями, различающимися по принципу отношения к личности: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая и др. коммуникации – по классификации Ф. Шаркова. Они могут осуществляться в данной тематически очерченной сфере: производственной, корпоративной. В процессе производственной деятельности используются и коммуникации, разные с точки зрения их направленности: нисходящее и восходящее направление, а также горизонтальные (равные) коммуникации. Восходящее направление. Восходящая информация, от более низкого к более высокому уровню, используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Такая информация не просто служит средством доведения мнения работников до сведения руководителей, а позволяет вышестоящим органам и руководителям своевременно реагировать на происходящие изменения в коллективном мнении. Руководители анализируют эту информацию с целью принятия правильного управленческого решения. Восходящая информация используется для информирования начальников определенного уровня руководителями более низкого звена. Это может осуществляться путем предоставления отчетов, докладов, итоговых документов по отдельным проектам в вышестоящие уровни руководства. В производственном процессе пока еще господствуют системы коммуникации, организованные по схеме «сверху вниз». В таких системах основное производственное звено воспринимается как исполнительная ступень, которая должна выполнять распоряжения руководства и функциональных управленческих структур. Согласование работы звеньев такой организации осуществляется через руководство, которое превращается в посредника в коммуникациях между ними. В работниках воспитывается психология исполнителя. Поэтому любая неувязка в решении производственных или социальных вопросов может вызвать недовольство руководителями. Практика управления в такой системе основывается на принципах разделения и специализации труда, его унификации, преобладания административных, правовых и экономических методов управления. Современные руководители, воспитанные в старых структурах управления, предпочитают эту систему и не всегда могут вписаться в новые системы коммуникации. Горизонтальное направление. Коммуникации осуществляются между членами группы, имеющими равный ранг, а также между равнозначными группами. Горизонтальные коммуникации в одних случаях являются непременным атрибутом реализации определенного алгоритма управления, а в других — происходят спонтанно. Крупнейший американский менеджер Ли Якокка, после прихода генеральным директором в фирму «Крайслер», «не мог поверить, что менеджер, возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной связи с руководителем производственного отдела. «Никто в корпорации «Крайслер», казалось, не понимал, что взаимодействие различных функций в компании абсолютно необходимо. Конструкторам и производственниками следовало чуть ли не спать в одной постели. А они даже не позволяли себе пофлиртовать друг с другом!».
* * Структура курса. Два круга в структуре курса.
Курс строится как сочетание, взаимодействие, взаимовлияние и постоянное сосуществование в формировании профессиональной личности, действующей на поле корпоративного общения, двух коммуникативных сфер (кругов): внешнего и внутреннего. На этой же основе и строится процесс овладения навыками профессионального общения, на этой же основе базируется данный учебный курс. Ключевые термины курса: конкретно-образная визуализация и коммуникативная профессиограмма. Онирассмотрены в статье автора «Конкретно-образная визуализация как свойство профессионального восприятия» и в учебном пособии В.И. Курбатова «Стратегии делового успеха».
--------------------------------------------------------------------------------------------- Ключевые термины курса – конкретно-образная визуализация и профессиограмма. ---------------------------------------------------------------------------------------------
Два круга в структуре курса:
Внутренний кругВнешний круг (тематический) (общекоммуникативный) (специальный)
Оба круга взаимосвязаны и пересекаются на коммуникативном поле по линии выявления специфических черт личности. Покажем, как существуют внешний и внутренние круги в профессиональном общении архитектора. Распространенная ситуация, назовем ее «Архитектор проектирует дом». В этой ситуации используются средства двух типов (два круга, два слоя). С одной стороны, это средства внутреннего круга, характерные для корпоративно ограниченного общения, например, вербальные (термины, номинативы, книжная и разговорная профессионально ограниченная лексика), невербальные (рисунки, различного вида изображения окружающей архитектурной среды), параграфемные средства (построение текстового материала, таблицы, схемы, графики), визуальные материалы (фотографии, рисунки), специальные коммуникативные речевые средства, используемые при общении на тему «Строительство дома). Такие ситуации определяют специфические особенности личности, мы назвали их конкретно-образной визуализацией, которая определяет когнитивные свойства личности профессионала в данной области деятельности, познающего действительность и воспринимающего ее. С другой стороны, при общении архитектора широко используются все многообразные средства, применяемые всеми людьми разных специальностей во время контактов по разным жизненным случаям (архитектор – не только профессионал, но он и обычный человек). Средства внешнего круга отражают все коммуникативные проявления личности, эти средства внешнего круга раскрывают многообразие личности, богатство ее коммуникативных проявлений. Именно внешний круг раскрывает широкие взаимодействия членов социума, их характеристики, проявляющиеся в коммуникациях. Такие характеристики обычно рассматриваются прагмалингвистикой.
* * Внутренний круг (тематический, специальный). Обратимся к коммуникативным средствами профессионального общения, образующим внутренний круг (тематические, специальные средства). Существует взаимодействие в системе «архитектор – город», где понятие города рассматривается нами в широком смысле: это и люди (коммуниканты) – партнеры, заказчики, клиенты, и вещи (существующие и создаваемые архитектурные объекты). Единство этого уровня предполагает диалог между архитектором и городом, что обеспечивает целостность городской среды. Архитектор-профессионал в процессе своей деятельности приобретает определенные качества личности и свойства восприятия действительности. Такое профессиональное свойство человека, как уже говорилось, мы назвали «стилевой креолизацией». Этот термин означает коммуникативное качество личности, воспринимающей окружающее через его образную конкретизацию. Так же, через визуальные образы, и происходит профессиональная деятельность архитектора. В профессиональной сфере архитектора постоянно присутствует визуализация как способ освоения окружающего мира: создать проект здания – это означает представить его изображение, рисунок, чертеж. Определить местонахождение объекта – значит прежде всего изобразить (нарисовать, сфотографировать), представить «вид» окружения. Можно сказать, что в профессиональной коммуникации зодчего особенно важно соотношение абстрактного и конкретного. «Вербализация через широкую визуализацию» - так можно кратко сформулировать суть анализируемого подхода к действиям профессионала. Профессиональная деятельность, существование на собственном профессиональном коммуникативном пространстве определяют своеобразные черты личности профессионала-коммуникатора, обусловливающие освоения окружающего мира. * * Внешний круг. С другой стороны, используются и другие коммуникативные средства - в нешний круг. Современная архитектурно-строительная ситуация существенно отличается от ситуации прежних периодов и предполагает активное участие клиента-заказчика в выборе места застройки, планировании его, выборе материалов, дизайна здания. То есть клиент вправе обсуждать проблемы строительства вместе с архитектором-профессионалом. В связи с этими новыми условиями возникает совершенно новый характер обратной связи между коммуникантами: эта связь принимает уже иной характер, становясь не регламентирующей и предписывающей, а рекомендательной. Внешний круг формируется как совокупность многочисленных актов общения. Действительность требует от профессионала-зодчего освоения всех существующих средств общения и воздействия, в первую очередь, коммуникативно-речевых. «Коммуникация и язык являются неотъемлемыми компонентами всех областей профессиональной деятельности. Последние 20 лет характеризуются повышенным интересом лингвистов к вопросам языковой коммуникации в деловой сфере, где можно говорить о профессиональном или непрофессиональном общении». Как было сказано, мы основываемся на разработках В.И. Курбатова, который предложил использовать в обучении понятие коммуникативной профессиограммы. Автор считает умение вести диалог (в широком смысле) важным профессиональным качеством личности. Этот диалог может быть в индивидуально-личностной форме и в виде социального диалога, отражающего процесс формирования общественного мнения. Согласно коммуникативной профессиограмме, специалист должен: - знать речевой этикет и уметь его использовать; - уметь формулировать цели и задачи делового общения и добиваться их достижения. «Умение вести диалог предполагает ряд профессиональных навыков: профессионал должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности в беседе и делового настроя в собеседовании, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение ею – важный признак профессиональной пригодности всех тех, чья профессия связана с общением» (выделено мною) [Курбатов 1995, с. 7-9]. Еще раз подчеркнем, что пересекаемость двух кругов профессиональной коммуникации и осуществляется по линии коммуникативной профессиограммы на специальном коммуникативном поле. Один из важнейших признаков корпоративной культуры – это профессиональное владение речью. « Как пишет Р.М. Блакар, практически вне зависимости от того, какие именно проявления человеческой природы интересуют исследователя, рано или поздно он обнаружит, что исследует проблемы, связанные с языком и коммуникацией. И это ничуть не удивительно, поскольку только через коммуникацию, и в основном языковую коммуникацию, мы можем заявить о себе и вступить в контакт с другими человеческими существами. Более того, именно через язык действительность постигается, осознается, а также «наследуется» от поколения к поколению. В значительной степени мы реально живем и действуем внутри «мира языка» – [Блакар 1987, с.3.]«Коммуникация и язык являются неотъемлемыми компонентами всех областей профессиональной деятельности. Последние 20 лет характеризуются повышенным интересом лингвистов к вопросам языковой коммуникации в деловой сфере, где можно говорить о профессиональном или непрофессиональном общении».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |