КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекции
Лекция 6. Классификация в коммуникации. Типы общения. - Общая классификация. - Типы общения. - Непосредственные – опосредованные коммуникации и т.д.. - Профессиональное - бытовое общение. - Перформансное общение. - Мифологическая коммуникация. - Художественное общение. - Реклама как коммуникация.
** Общая классификация. Многообразие реальной жизни обусловливает и многообразие тех коммуникативных случаев, которые эту жизнь составляют. Именно такая ситуация и приводит к тому, что объективно существует потребность в построении сложной классификации видов общения. Многие ученые (ссылка) обратились к этой проблеме с разных сторон – существует множество подходов к типологии видов, способов, форм общения. Классификация типов, видов межличностного общения И.А. Стернина [Стернин 2001, с. 11-20]. Мы, используя достижения современной коммуникативистики, классифицируем различные проявления коммуникации, во-первых, по типам общения, во-вторых, по формам общения и, в-третьих, по стилям общения. В соответствие с такой классификацией и будет построено дальнейшее изложение. ---------------------------------------------------------------------------------- Общая классификация коммуникации: типы общения; формы общения; стили общения. ----------------------------------------------------------------------------
Перейдем к описанию разных видов коммуникации.
** Типы общения Они разделяются с опорой на структуру коммуникативно-речевой ситуации (говорящий, адресат, сообщение, канал, обратная связь). При описании разных групп процессов общения во главу угла выдвигается тот или иной элемент коммуникативной ситуации или несколько элементов. Назовем основные типы общения, останавливаясь на тех снованиях, которые использованы для выделения группы. · Способ установления и поддержания контакта: непосредственные (прямые) – опосредованные (дистанционные) коммуникации. Они разделяются на следующие виды. а) прямое, непосредственное общение с активной обратной связью (диалог), с пассивной обратной связью (письменное распоряжение), б) непосредственное – опосредованное общение (разговор людей на любые темы, находящихся в условиях визуального контакта – выступление по телевидению, разговор по телефону). · Масштабность коммуникативного процесса и характер вовлекаемых в него лиц: межличностная – массовая – внутриличностная коммуникация. · Характер коммуникантов: межперсональное – ролевое общение. · Использование знаковых систем: вербальная – невербальная коммуникации. · Направление потока информации: внутриорганизационные – внешние – внутригрупповые – внутриличностные. · Цель общения: а) информирование, б) убеждение, · Область общения, его тематика и характер ситуации: а) профессиональное, в том числе деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.д.); б) бытовое общение; в) перформансное общение; г) мифологические коммуникации; д) художественные коммуникации; е) реклама. Остановимся на свойствах различных коммуникаций. * * Непосредственные – опосредованные коммуникации и т.д.. 1. Непосредственные (прямые) – опосредованные (дистанционные) коммуникации. Они выделяются в зависимости от тех способов, которые использованы для установления и поддержания контакта между общающимися коммуникантами. Коммуникация непосредственная — коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление разговор людей на любые темы). При этом различаются: прямое, непосредственное общение с активной обратной связью (диалог), с пассивной обратной связью (письменное распоряжение). Опосредованная коммуникация — это взаимодействие, осуществляемое через посредника или с помощью различных средств коммуникации (выступление по телевидению, разговор по телефону, средства массовой информации и реклама) и технических средств (рупор громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера). При общении необходимо научиться выбирать разные типы коммуникации для того, чтобы достичь своих целей. Приведем таблицу, где отражены «плюсы и минусы» неодинаковых коммуникативных ситуаций.
Непосредственное – опосредованное общение
2. Следующая группа типов коммуникации выделяется на основе того, какое количество действующих лиц участвует в коммуникативно-речевой ситуации – признак масштабности коммуникативного процесса. Основная триада видов коммуникации в этой группе: межличностная – массовая – внутриличностная коммуникация, Выделяются массовая коммуникация (на уровне социальной системы), коммуникация среднего уровня (ограниченная масштабами социальных групп и организаций), внутриорганизационные коммуникации, локальные (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповые (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповые (между различными группами). Массовая коммуникация – это система взаимосвязей, обеспечивающая доступ к социально значимым сообщениям, независимо от места расположения, положения, социального статуса адресатов, например, СМИ, реклама, Интернет. В такой коммуникации используются технические средства размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии). Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременную связь с большим числом людей в ограниченном пространстве, позволяющую им осуществлять взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для этих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации. Следующие группы коммуникаций различаются на основе положения коммуникантов внутри или вне группы. Назовем эти виды. Внутриорганизационные коммуникации представляют собой общение в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой. Внешние коммуникации — это связи любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института). Коммуникация в группе (внутригрупповая коммуникация). В сравнительно небольшой группе каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. В группах, где число участников в пределах 10-12 человек, возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми участниками обсуждения. В учебной аудитории с таким количеством студентов возможно проведение активных дискуссий, лекций-бесед. Канал прямой связи здесь более структурирован, чем при межличностных коммуникациях, однако обратная связь имеет те же возможности, что и при межличностных коммуникациях. Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. Послание одной стороны передается каналом коммуникации в виде звука (дополнительный канал – взгляд, жест, мимика. Обратной связью является ответ каждого участника. Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе.
Приведем таблицу для характеристики этих видов общения.
Личностное – массовое общение
3. В зависимости от типов коммуникантов в ситуации речевой коммуникации различаются межперсональное и ролевое общение. Их разница в том, как характеризуется тот или иной коммуникант. Возможны два варианта. Во-первых, человек в общении может проявлять свои личностные качества, вести себя в соответствии с особенностями своего характера, своей личности (межперсональное общение). Во-вторых, в процессе общения важны только свойства человека как носителя определенной роли (студента, преподавателя, пассажира и т.д.), при этом личностные качества уходят на второй план, например, для выполнения роли врача пациенту не важно, щедрый или скупой собеседник, главной при этом становится его квалификация, способность лечить (ролевое общение). О ролевых признаках было сказано в лекции 5.
Межперсональное – ролевое общение
4. Общение строится на основе использования элементов разных знаковых систем. С учетом этого выделяются типы вербальной и невербальной коммуникации. Основная диада для выделения типов общения в зависимости от использования знаков – это вербальная или невербальная коммуникация. Вербальная (речевая) коммуникация – это общение с помощью языковых знаков – звуков, слов, словосочетаний, предложений. При невербальной коммуникации для передачи информации используется весь спектр различных несловесных символов. Среди этих знаков – чисто рефлекторные способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека (взгляд, мимика, жесты, позы, движения тела), именно их чаще всего и называют невербальными. Кроме того, используются визуальные (воспринимаемые зрением), аудиальные (воспринимаемые слухом), аудиовизуальные, (воспринимаемые зрением и слухом), коммуникативно-поведенческие (воспринимаются слухом, зрением и отражают информацию о партнере по общению). Описанию вербального и невербального общения будут посвящены отдельные разделы.
5. Общение может выполнять разные цели, коммуникант/коммуниканты информируют или убеждают партнера по общению: выделяются типы общения – информирующие и/или убеждающие. Информирующее общение существует, когда осуществляется передача информации нейтрального характера без намерения воздействовать на адресата. Например, мы узнаем о последних событиях окружающей жизни из сообщений радио, телевидения. Чисто информационный характер имеют объявления о том, что в доме будет отключено водоснабжение. При прочтении таких информационных объявлений главным для воспринимающего оказывается не эмоциональное значение, которое возникает при такой ситуации, а чисто фактические сведения о перспективах этого события, времени отключения, его длительности. Информационная функция общения заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Она способствует гармонизации отношений общества и индивида. Убеждающее общение – такое, при котором осуществляется воздействие на личность/личности с целью вмешаться в когнитивную сферу, определить, скорректировать поведение членов социума. Убеждение может происходить при использовании коммуникации в разных сферах. Так, при межличностном общении осуществляется воздействие, например, родителей на детей с целью вмешательства коррекции их поведения при воспитании. Эстетическое воздействие осуществляется при художественных коммуникациях: восприятии литературных произведений, театра, кино. Воздействовать на социум могут средства массовой информации и коммуникации. Ф.И. Шарков в своем Пособии подробно останавливается на функциях массовой коммуникации. Приведем его соображения относительно функций СМК. В психолингвистике сегодня выделяются четыре функции радио- и телевизионного общения: оптимизация деятельности общества; функция контакта; функция социального контроля; функция социализации личности. Л. Я. Землянова выделяет три функции массовой коммуникации в обществе: 1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения; 2) корреляция элементов общества и среды; 3) сохранение и передача социально-культурного наследия. Современные французские ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации: • функция антенны — снабжение общества различного рода информацией; • функция усилителя — преувеличение фактов, драматизация событий; • функция фокуса — средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений; • функция призмы — формирование новых моделей поведения; • функция эха — средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка. Все названные функции выполняются в ситуациях убеждающей коммуникации. 6. Следующая группа типов общения выделяется на основании использования одинаковой тематики, принадлежности к сходным коммуникативным ситуациям, что влечет за собой вхождение в одну и ту же область общения. Эта группа достаточно обширна и разнородна, она включает в себя оппозицию «профессиональное – бытовое общение», к ней относятся перформансные, мифологические, художественные коммуникации, сюда входит и реклама как тип общения. Рассмотрим их, причем при описании своеобразия типов общения мы будем опираться на описанные ранее признаки (пункты 1 – 5). ☻ Профессиональное – бытовое общение. Оппозиция этих типов коммуникации строится на основе вхождения в конкретную коммуникативную область: домашняя жизнь – работа. Бытовое общение – это общение людей, находящихся в неформальных отношениях друг с другом, хорошо знающих друг друга (их социальные роли – члены семьи – дети, родители, другие родственники, друзья, люди, давно и хорошо знающие друг друга). Эти отношения коммуникантов определяют свойства данного типа общения и те средства, которые здесь используются. Неформальные отношения предполагают неподготовленность, определенную свободу общения и ослабленный контроль за речью – в быту мы и ведем себя, и говорим свободно и раскованно. Тематика общения в бытовой сфере – также определена. Это вопросы домашней жизни, питание, содержание дома, здоровье. Взаимоотношения участников общения и сама тематика его требуют определенной лексики: тематически ограниченной, часто разговорной. ----------------------------------------------------------------- Свойства неформального общения – неподготовленность, определенная свобода общения и ослабленный контроль за речью. Тематика бытового общения – вопросы домашней жизни, питание, содержание дома, здоровье. Взаимоотношения участников общения и тематика его определяют использование тематически ограниченной, часто разговорной, лексики. --------------------------------------------------------------------------- В Пособии Куницыной В.Н. и др. уделено внимание проблемам межличностного общения: «Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. … В отличие от опосредованного, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом….Контактное общение рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости» [Куницына 2001, с. 278]. Применительно к разговору о соотношении бытового и профессионального общения важно сделать акцент на том, как важно не смешивать, «не путать» разные типы общения: в рабочее время и в рабочей обстановке никогда не переходить границы неформального общения даже с хорошо знакомым человеком (например, если начальник – приятель или друг, это не должно чувствоваться в деловой обстановке). --------------------------------------------------------------------------- Важно, «не путать» разные типы общения: в рабочее время и в рабочей обстановке никогда не переходить границы неформального общения даже с хорошо знакомым человеком. --------------------------------------------------------------------------- Профессиональное общение представляет собой коммуникации людей, ограниченные принадлежностью к одной и той же области деятельности – научной, деловой, производственной предпринимательской и т.д. Коммуниканты при этом выступают как члены одной и той же организации, группы, созданной для решения профессиональных задач, и выполняют одинаковые социальные роли. Адресатами данного Учебного пособия являются профессионалы (настоящие или будущие), занятые в широкой сфере архитектуры: теория и практика архитектуры, архитектурная критика, дизайн. Именно таких коммуникантов-профессионалов мы и будем иметь в виду, говоря о данном типе общения. Подход к представлению профессионального типа общения – комплексный, опирающийся на следующие рассмотренные понятия теории коммуникации: структура коммуникативно-речевого акта, коммуникативные интенции, роли автора – адресата, обратная связь в общении, передаваемый текст, коды, помехи в общении. «Совместная деятельность всегда связана с решением определенной задачи, с наличием у ее участников определенной цели » [Кунищына 2001, с. 135]. Структура совместной деятельности включает в себя следующие обязательные элементы: единая цель, общность мотивов совместной деятельности, взаимосвязанность участников общения, наличие единого пространства и времени для производства совместной деятельности, координация совместной деятельности и управление ее участниками. Именно этими признаками характеризуется любое проявление профессионального общения, например, при подготовке магистрантов: все члены группы объединены едиными целями – подготовка магистерской диссертации; эта цель определяет мотивы их деятельности – чтение специальной литературы, сбор фактического визуального материала; все магистранты группы посещают одни и те же занятия в определенной аудитории; деятельность всех членов группы координируется преподавателями. Совершенно ясно, что успешное выполнение членами группы, магистрантами, возможно при ясном осознании необходимости выполнения этих коммуникативных условий. Такие же принципы характерны и для оптимизации любого другого проявления делового общения. Ключевые характеристики, определяющие структуру делового взаимодействия. · Жесткая регламентация целей и мотивов общения. За каждым работником закреплен стандарт поведения в виде устойчивых прав и обязанностей. Общение внутри группы носит не личный характер, а подчинено совместному решение служебной задачи – в качестве примера возможно привести профессиональную деятельность в организации по проектированию зданий. · Иерархичность построения организации. В соответствии с этим между подразделениями и сотрудниками закреплены отношения подчинения. Эффективность распределения деловой информации между отделами, подразделениями, «по горизонтали» очень высока, обеспечивается обратная связь. Люди, работающие на одном и том же уровне, понимают друг друга «с полуслова» (лишь 20-25% информации от руководителей высшего звена доходит до конкретных исполнителей) Опасен при деловом общении «эффект испорченного телефона». · Мотивация труда – необходимое условие эффективной деятельности организации или предприятия. Способы такой мотивации различны: моральное и материальное поощрение, продвижение по службе, повышение квалификации за счет заведения. Огромное мотивационное воздействие могут оказать беседы с руководителем/ их непосредственное взаимодействие в деловой обстановке. Особенности межличностного взаимодействия в деловой среде. В Пособии «Межличностное общение» рассмотрены основные положения теории общения, представлены особенности разных видов коммуникации, сформулированы правила, которые следует соблюдать, работая в организации. Обратимся к тем принципам общения, которые установлены при работе в деловой сфере. · Четко определяйте цели своего сообщения. · Делайте сообщение четким и понятным для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий. · Делайте сообщение по возможности кратким и сжатым. · Следуйте правилам активного слушания, демонстрируй те сигналы вашего понимания. В деловой сфере ожидается сознательное управление личностного взаимодействия. Очень часто деловое общение занимает значительное время деятельности человека. Именно поэтому важны те составляющие коммуникации, которые помогают личности оптимизировать деятельность и отношения с другими коммуникантами, которые действуют в той же сфере. Важна при этом потребность в доверительном общении (аффилиация), что помогает создать оптимальный микроклимат в организации. ☻Аффилиация. Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить доверительные отношения. Все это укладывается в понятие «аффилиация». Мотив аффилиациит побуждает заводить дружбу и испытывать привязано, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними. … Такие контакты, дружеская взаимно поддержка обогащают людей – [Куницына 2001, с. 37-38]. В деловом коллективе они могут служить мощным стимулом к достижению поставленных целей. Формы межличностного взаимодействия в деловой среде. Наиболее часто используются деловые беседы и деловые совещания. Деловая беседа – это специально организованный предметный разговор, служащий для решения управленческих задач. Это разговор преимущественно между двумя людьми, при котором общение приобретает межличностный характер. Требования к межличностной коммуникации в деловой сфере приобретают следующую форму. · Сознательное настраивание на уровень своего собеседника, учет выполняемых им задач, уровня его полномочий. · Рациональная организация процесса беседы, краткое и понятное изложение сути предмета разговора. · Простота, образность, четкость языка, ориентация на собеседника. Деловое совещание – это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Успех совещания зависит от планирования цели, состава участников, повестки дня, места проведения. Действия, необходимые для учета особенностей группового поведения. · Обеспечение начала работы в четко указанное время, представление участников, объявление повестки дня. · Четкое и понятное изложение выдвинутой проблемы, постановка вопросов, выделяющих основные содержательные моменты, стимулировать творческую дискуссию. · Фиксаций всех высказываний о трудностях разрешения проблемы. · Экономия времени. · Корректное прерывание выступлений, повторяющих уже изложенные факты, пространных, противоречивых, поверхностных и неконкретных. · Периодические обобщения уже достигнутого. · Подведение итогов совещания, определение вытекающих из него задач, указание лиц, ответственных за их выполнение, благодарность сотрудникам. Рассматриваемая, применительно к магистрантам-архитекторам, профессиональная коммуникация – это общение в научной области (в процессе обучения происходит написание научных произведений, например, статей, тезисов, рефератов, курсовых, дипломных, диссертационных работ, участие в конференциях), деловое общении (решение деловых задач в процессе профессиональной деятельности), межличностное общение на профессиональные темы (в процессе учебных занятий, при подготовке научных работ – общение с руководителями, коллегами). Авторы Пособия «Риторика для делового человека» (Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е.)дают такое определение: «Деловой человек – это не только профессиональная характеристика человека. Деловые качества связаны с социальным поведением человека. Деловыми людьми мы являемся тогда, когда в социальных условиях ставим перед собой ясно осознаваемые, практически выполнимые задачи и стараемся разрешить их рациональным, разумным путем» [Хазагеров 2001, с. 4]. Коммуникант в профессиональной сфере, о которой идет речь, пользуется устной и письменной профессиональной речью, которая несет в себе черты научного стиля. Научный стиль речи обслуживает специальную сферу человеческой деятельности – научную. Для научного стиля речи главным является логическое, точное, однозначное выражение мысли. Характер научного мышления должен прослеживаться во всех текстах: наука оперирует понятиями и категориями, а процесс научного мышления реализуется в умозаключениях и рассуждениях. Отсюда характерные черты научного стиля: отвлеченность, обобщенность и структурно выраженная логичность изложения. Стилевые приметы научного текста: смысловая точность (однозначность), объективность, строгость, скрытая эмоциональность. Степень проявления этих признаков зависит от жанра, темы, индивидуальности автора и др. Устная форма научного стиля предполагает официальную обстановку общения, установку на косвенно-контактное общение [Валгина 2003, с. 202]; преобладание письменной формы общения. Эти условия реализации речи влекут за собой предварительную продуманность, подготовленность речи, тщательность её оформления. Главное, что необходимо при общении в профессиональной сфере, – учитывать закономерности данного типа общения, правильно формировать свою языковую личность и строить речевое произведение с учетом обратной связи. Характер письменного научного общения описан в Пособии «Архитектурно-исследовательские виды деятельности». ** Перформансное общение. Этот тип общения прямо связан с ритуалом. Ритуалы – важная составная часть жизни любого общества и важная составляющая жизни любого человека. Если вдуматься, то станет ясно, что наша жизнь содержит в себе множество ритуалов, например, ритуал приветствия, вступления в контакт, прощания, день рождения, свадьба, ритуал застольной беседы, похороны, инаугурация и много других. Главное, что есть в ритуале, - это участники ситуации – маски с заранее заданными свойствами, действующие по предписанным правилам. Значительное внимание этому типу общения уделяется в работах Г.Г. Почепцова и Ю.С. Крижанской, В.П. Третьякова. --------------------------------------------------------------------------- Главное свойство ритуала: участники ситуации – маски с заданными свойствами, действующие по предписанным правилам. --------------------------------------------------------------------------
В чем смысл ритуальной коммуникации и чем она «удобна» для общества? Разберемся в этом на известном каждому примере профессионального общения – защита диссертации. Участники ситуации – сам диссертант, оппоненты, члены совета по защитам, гости («болельщики») – каждый из них действует в соответствии с принятыми правилами. Именно по правилам строится сам порядок защиты и те действия, которые производит каждый участник. Ритуальные правила общения отражены в речевых клише, используемых при защите, - это обращение к членам совета «Уважаемый председатель, уважаемый …оппонент» и т.д. Основной признак данного вида общения – это то, что участники коммуникации – маски, играющие свои роли. При этом не важным оказывается истинное отношение к оппоненту и членам комиссии, которых диссертант называет «Уважаемые…», речевая формула – это лишь знак коммуникации. Следует заметить, что исполнение того или иного ритуала вовсе не демонстрирует неискренность действующих лиц, просто выполнение роли, маска предписаны правилами коммуникации. Наличие ритуалов в жизни людей облегчает общение, заполняет паузы – действительно, каждый человек не должен «изобретать», как себя вести при знакомстве, прощании, на похоронах, т. к. правила поведения выработаны за многие годы, зачастую связаны с религиозными канонами. Г.Г. Почепцов говорит о такой коммуникации: «Одновременно со значениями, уже утраченными в веках, они несут в себе четкие коммуникативные указания. … Такой пример, как церемония прощания и приветствия, особенно в прошлом. Особую роль при этом играл головной убор. При встрече с вышестоящей персоной необходимо было снять шляпу да так низко поклониться, чтобы подмести ее полями пол. Даже письмо от знатного лица, а также послания, где имя короля или папы Римского, следовало читать с обнаженной головой» Почепцов, с. 330. Ритуальное общение ведет свое происхождение от социальных ситуаций, «где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представлениия о себе как о члене общества» - [Крижанская 1999, с. 231-232]. Партнер при этом – лишь необходимый атрибут ситуации, не единственный и легко заменимый. Основные черты перформансной коммуникации – «ненаправленность, неинформированность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение» - [Крижанская 1999, с. 235]. В реальной жизни существует много ритуалов, где участники коммуникации выступают как маски с заранее заданными свойствами. Так, ритуал встречи, приветствия, вступления в контакт предполагает использование соответствующих речевых клише. Например, на вопрос «Как живешь?» принято отвечать незначимыми выражениями типа «нормально», «ничего себе», «хорошо». При подробном ответе о реальных обстоятельствах жизни наступает нарушение ритуала и ответная реакция удивления. Еще один пример ритуала – празднование дня рождения. В этом примере ритуального (перформансного) общения проявляются все обязательные компоненты этого ритуала: это виновник торжества, гости. Обязательный предмет ритуала – подарок имениннику, чествование его, даже восхваление достоинств личности. Застольная беседа давно и хорошо знакомых людей – в основном это разговор «ни о чем». При этом используются хорошо известные темы «о погоде, о природе», поскольку не ставится задача получения информации. Ритуальное общение в этом случае используется для налаживания контакта, заполнения пауз (структурирование времени, по Э. Берну). При ритуальном общении для его участников важно «быть отмеченным», присутствовать в ситуации, причем партнеры одинаково осознают эту ситуацию в соответствии со своей коммуникативной компетентностью. Партнер по общению интересен как человек, выполняющий свою ритуальную роль, его личностные особенности, взгляды, точки зрения не проявляются. Общение происходит как бы стороной к различным проблемам человека. Цель перформансного общение – не изменение другого, а подтверждение себя. ** Мифологические коммуникации. Г. Почепцов в своем пособии приводит высказывания Мирче Элиаде о мифе: «Можно с уверенностью предположить, что понимание мифа будет отнесено к наиболее полезным открытиям двадцатого столетия» - [Элиаде 1996, с. 36]. Миф – это психологически доступный нам ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает человека. Миф ограждает человека и спасает его от психологических неурядиц. ---------------------------------------------------------------------------
Примеры современных мифов: «демократы-коммунисты», «патриоты-космополиты», «свой – чужой», «современный фермер», «миф о Золушке», «капиталистический и социалистический миф», современные мифы: рассказы об удачливом миллионере, кандидате в президенты (депутаты). Упрощенный, разговорный вариант общеизвестного мифа: «Они нас грабят, съедают наши продукты, вывозят наше сырье». Мифологическая коммуникация широко используется в наше время, так как она позволяет опираться на неосознаваемые аудиторией информационные структуры. К тому же миф прост, он опирается на упрощенные представления о реальности, он легко проверяется. Упрощенный вариант мифа имеет больше шансов на выживание и с большей легкостью может захватить аудиторию. В то же время, в мифе присутствует представление о Роке или Судьбе, поэтому уклониться от него невозможно. Выделяются четыре типа мифов, характерных для обыденного сознания.
1. Политический – система идеологий. 2. Товарный – система рекламы. Согласно этой токе зрения, современный рекламный текст противоположен информативному, несущему чистое знание. Одно из ярких качеств рекламного дискурса – его условность, определенная ненатуральность, игровой характер. Условность рекламы связана, в первую очередь с ее образностью. Эти черты рекламы и позволяют ей стать мифологической коммуникацией. 3. Сциентический – соединяющий науку с магией, например, астрология, хиромантия. 4. Культурный – система верований в незыблемость и абсолютность культурных ценностей. ** Художественные коммуникации. Эта группа типов общения объединяет в себе те многочисленные типы коммуникаций, которые предназначены для интерпретации действительности в образной форме. --------------------------------------------------------------------------- Художественные коммуникации интерпретируют действительность в образе. --------------------------------------------------------------------------- Образ создается на основе разных кодов: вербального, визуального, аудиального, самое главное, что образная информация противостоит нейтральной, буквальной по признаку наличия в сообщении тех дополнительных смыслов, которые и выявляют авторское в’идение, индивидуальный способ интерпретации жизни. Все художественные коммуникации имеют характер воздействующих, апеллирующих не к разуму, а к чувствам адресата. Именно направленность на эмоции и определяет воздействующий потенциал такого общения. Благодаря своим особенностям художественные коммуникации создают символическую действительность, существующую по собственным законам. Например, кино – этот тип символической художественной коммуникации существует на основе создания богатого арсенала аудиовизуальных образов. Визуальные образы очень важны для создания собственной действительности, которая стоит «над» повседневной жизнью, иногда как бы заменяет ее, формирует свои нормы жизни. Телевидение, по мннению М. Маклюэна (см. Почепцов),телевидение – «прохладное» средство, включающее в действие сразу все чувства. «Как следствие, нам сложнее оторваться от хода предлагаемых мыслей, стать на метауровень, попытаться получить критическую оценку высказываемого. Коммуникация идет сразу по всем каналам, что не дает возможности уйти в сторону» - [Почепцов 2001, с. 363]. Одна из важных характеристик ТВ состоит в том, что оно предназначено, с одной стороны, для оперативного сообщения о происходящем, анализа многообразных событий окружающего, выработки отношения общества к этому и построения поведения членов социума. Именно прямые репортажи привлекают наше наибольшее внимание. С другой стороны, телевидение – мощное средство трансляции разнообразных сведений и произведений (кино, театр, произведения изобразительного искусства, архитектуры, спортивные соревнования и т.д.). Все типы художественных коммуникаций ориентированы на тех адресатов, которые находятся под влиянием произведений воздействующих, эмотивно направленных на адресата.
** Реклама как тип коммуникации. Реклама является особым видом социальной коммуникации, осуществляемой посредством обмена действиями порождения и интерпретации специально созданных текстов и визуальных материалов. Рекламное произведение является и единицей общения, и культурным объектом, зафиксированном на носителях. В рекламном мире ныне пересекаются социальные, культурные, экономические, экологические, политические, правовые и др. аспекты жизнедеятельности человека. Еще первые носители прообраза рекламы в доисторический период ставили задачу стимулировать спрос. Эта основная задача рекламы осталась неизменной до сих пор. Современный человек всю свою жизнь «охватывается» рекламой, а сама реклама стала сегодня очень разнообразной и имеет видовые жанровые, технологические, инструментальные и функциональные отличия. Отметим одну черту массовой коммуникации, которая важна для характеристики рекламы. Коллективный характер массовой коммуникации способствует вольному или невольному искажению передаваемой информации, так как в условиях опосредования общения увеличивается количество партнеров, одновременно вступающих в общение. Эта черта коммуникации, несомненно, открывает путь к пониманию особенностей рекламы, которая зачастую передает не совсем правдивую информацию. Рекламное содержание, неминуемо приукрашивает свойства рекламируемого предмета. Мы сегодня уже принимаем рекламу как очевидное (хотя и не всегда желаемое) явление специфической культуры. Результат воздействия рекламы на социум сегодня уже не oгpaничивается регулированием потребительского поведения людей и динамики спроса на товары и услуги. Она несет в себе и определенную культуру, и определенный набор знаний. Отражая определенную социальную реальность, реклама представляет собой набор наиболее употребляемых образцов поведения, деятельности, общения, взаимодействия. Посредством приобщения людей к процессу потребления товаров и услуг происходит включение людей в социальные отношения. Г. Маркузе считает: товары и услуги продают или навязывают социальную систему как целое, несут собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей к производителям и через этих последних — к целому. По мере того, как продукты становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они оказывают, перестает быть просто рекламой. Оно становится образом жизни. Реклама учит потребителя позитивным эмоциональным ассоциациям, ассоциирует продукт с позитивным прошлым. Это современное средство массовой коммуникации полноправно вовлечено в процессы общения людей в социуме, она в условиях развития информационного общества поддерживает и развивает двусторонние коммуникации между производителями и потребителями, промышленными предприятиями, общественными и государственными организациями, их лидерами и обществом».
Реклама – эмотивный тип высказывания, то есть она обращена к интуиции, чувствам клиента. Эмотивное сообщение всякий раз пытается предстать в виде информативного. Рекламу можно назвать «притворяющимся» высказыванием. Это притворство осуществляется в трех направлениях: 1. Говоря о фактах, реклама имеет в виду ценности. 2. Заявляя о ценностях товара, она подразумевает не натуральные свойства товара, а образы. 3. Декларируя свободу выбора, реклама ориентирует на строго направленное действие – приобретение товара. В современном обществе предметом рекламы становятся не свойства, качества продукта, а прежде всего его имиджевые характеристики.
Контрольные вопросы · Как классифицируются виды общения? · Как классифицируются типы общения? Приведите примеры. · Раскройте суть непосредственной/опосредованной коммуникации, прокомментируйте области их применения, приведите примеры. · Что такое межличностная – массовая – внутриличностнпая коммуникация? Прокомментируйте области их применения, приведите примеры. · Как различаются межперсональное и ролевое общение? · Охарактеризуйте социальную и коммуникативную роль. Приведите примеры. · Дайте определение вербальной и невербальной коммуникации. Приведите примеры и укажите, как связано использование данных типов коммуникации с достижением целей общения. · Какие две большие группы видов общения выделяются на основании одинаковой тематики? · Охарактеризуйте особенности делового общения, используйте примеры из собственной профессиональной практики. · Опишите перформансное общение. · Опишите особенности мифологических коммуникаций. · Дайте характеристику художественного общения. · Опишите рекламную коммуникацию.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |