Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Коммуникативный кодекс




Коммуникативный кодекс.

Лекция 9.

- Вводные замечания о коммуникативном кодексе.

- Принцип кооперации Г.П. Грайса.

- Принцип вежливости Дж. Лича.

-Несоблюдение Коммуникативного Кодекса.

 

* * Вводные замечания о коммуникативном кодексе.

Современная жизнь отмечена особым вниманием к коммуникациям разного рода, в том числе и к тем контактам, которые бывают у людей как членов социума. Для оптимизации взаимодействия людей в процессе существования общества вырабатываются специальные «механизмы», регулирующие процессы коммуникации, своеобразный кодекс поведения, кодекс взаимодействия людей как представителей того или иного общества, в то или иное время и на той или иной территории. Речь идет о теории контакта, который складывается между коммуникантами. Эта теория сейчас активно разрабатывается (см.: Клюев), она на слуху, и мы кратко остановимся на тех разработках, которые существуют в этой области.

Начнем с того, что любые речевые действия, осуществляемые партнерами по речевому акту, оцениваются с точки зрения их осознанности и преднамеренности – это означает, что партнеры по общению должны отдавать себе отчет о каждом из речевых «поступков». То, что кажется наблюдающему любое речевое взаимодействие спонтанным, необдуманным, непроизвольным, - «сказал просто так» - в действительности определяется теми или иными мотивами – «говорю для чего-то» - речевое действие всегда осознанно, даже если мы это и не всегда выражаем словесно. Каждый из «речевых поступков» должен служить известной говорящему цели.

Для гармонизации общения важно, чтобы собеседники отдавали себе отчет в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев" [Клюев 2002,с.112].

Если указанные условия соблюдаются, то есть речевое действие сознательно и преднамеренно, то в силу вступает коммуникативный кодекс. При разговоре об этом предмете мы вступаем в сферу лингвистической прагматики. Стоит сказать, что коммуникативный кодекс – более общее понятие, чем речевые конвенции. Именно коммуникативный кодекс определяет речевые конвенции и регулирует их. Цель говорящего может быть успешно достигнута, если соблюдаются определенные правила общения, принятые в обществе, и оптимизирующие поведение коммуникантов. Пример…..

Ведущие принципы коммуникации – законы Коммуникативного Кодекса, конкретизирующие обязательн6ые требования к оптимальному общению людей. Это известные Принцип кооперации Г. Грайса и Принцип вежливости Дж. Лича. Рассмотрим их.

* * Принцип кооперации Г.П. Грайса.

Основу речевой коммуникации составляет Принцип кооперации, предполагающий готовность
партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г. П. Грайс в работе «Логика и речевое
общение». Он пишет: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует его совместно принятая цель (направление) этого диалога» [Клюев 2002, с. 83].

В принцип кооперации входят четыре максимы: максима полноты информации; максима качества информации; максима релевантности; максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения. Постулаты максимы: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется. Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:

- Не говори того, что ты считаешь ложным.

- Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности предполагает один постулат:

- Не отклоняйся от темы.

Понятно, что реальный процесс общения не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часто переходят от одной темы к другой, выходят за пределы обсуждаемой темы, часто что-то мешает извне.

Тем не менее, как стратегическая задача, неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:

- избегай непонятных выражений;

- избегай неоднозначности;

- будь краток;

- будь организован.

Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного. Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта

Если Принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то Принцип вежливости – это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.

Краткий конспект лекций по дисциплине «Тренинг профессионально-ориентированных риторик, дискуссий, общения»

* * Принцип вежливости Дж. Лича (Leech G. N.).

Другой крупнейший зарубежный ученый, Дж. Н. Лич, описал еще один ведущий принцип коммуникации — Принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда правил. Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов. Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения – это максима позитивности в оценке других. Несовпадение с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развертывания речевого акта.

Максима согласия – это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.

Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении, так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт.

К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:

- признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;

- предоставление возможности высказать собственную точку зрения;

- предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

- понимание необходимости конструктивного диалога;

- определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества;

- умение слушать собеседника.

Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта. Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, — коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

При рассмотрении коммуникативного кодекса, анализе возможностей его использования в практике речевого общения, конечно, следует помнить, что сформулированные правила не имеют абсолютного значения. Ни одно из правил само по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одного правила может привести к нарушению другого и т. п. Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое взаимодействие, повысить его эффективность.


* * Несоблюдение коммуникативного кодекса.

В случаях, когда в общении существуют сбои в применении указанных принципов, нарушаются законы коммуникации, наступает неуспешная коммуникация. Возникает такая коммуникация, при которой возможны коммуникативный сбой, коммуникативный провал и «коммуникативная неудача», являющиеся причиной недостаточного, с точки зрения коммуникантов, взаимопонимания. Приведем примеры нарушения законов успешного общения. В диссертации М.А. Ивановой рассмотрены такие явления.

В процессе общения контроль над соблюдением принципов речевого общения может осуществляться как говорящим, так и слушающим. Как слушающий, так и говорящий должны следовать принципам Кодекса общения (Коммуникативного Кодекса). Если правила и нормы ведения диалога не соблюдаются, принцип Вежливости игнорируется, возникает коммуникативная неудача, провал. Отсутствие понимания между коммуникантами может стать причиной неуспешного протекания процесса коммуникации.

Понятие коммуникативной неудачи относится к незнанию языка или к плохому владению им. Чтобы опознать, произошел ли сбой, коммуникативная неудача в общении, необходимо обратиться к ответной реакции партнера. Со стороны партнера могут быть два вида ответной реакции партнера: полная коммуникативная неудача (ведет к прекращению контакта) или коммуникативное затруднение (допустимы корректировки, когда восстанавливается нормальный ход общения).

М.А. Иванова приводит примеры и комментарии коммуникативных неудач, неуспешного диалогического общения (записи живой речи).

«Это вы дежурите при мне, когда я сплю?»

«Нет».

«А кто?»

«Другая».

«Я бы хотела видеть отца».

«Нельзя».

«Я бы хотела видеть доктора Дулдена».

«Доктор Динн не позволяет».

«Скажите мне что-нибудь».

«Что?»

«Что угодно. Поговорите со мной».

«Запрещено».

Видно, что почти на все задаваемые вопросы девушки, которая пришла в себя, ее сиделка отвечает односложно («Нет, Нельзя, Что? Другая). Передача мимнимум информации нарушает максиму Количества, показывает нежелание дальнейшего общения. В диалоге пациентка потерпела коммуникативную неудачу, не добилась того, что хотела. Для сиделки диалог был успешным, так как она дала понять, что дальнейший разговор не будет поддержан.

Если хотя бы один из коммуникантов нарушает принцип Кооперации или принцип Вежливости или их оба, то такую коммуникацию можно считать неуспешной.

 

Контрольные вопросы и задания.

· Зачем существует Коммуникативный кодекс? Как он возник?

· Кто, по Вашему мнению, вводит Кодекс в жизнь общества?

· Прокомментируйте, используя примеры из жизни, названные принципы вежливости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.