Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Невербальная коммуникация




Невербальная коммуникация.

Лекция 2.

- Определение

- Какие виды общения относятся к числу невербальных?

(состав невербальных коммуникаций)

- Типы невербальной коммуникации

- Сущностные свойства невербальной коммуникации

 

* * Определение.

Несловесные (невербальные) формы общения – терминологическое словосочетание, означающее довольно большое число различных фактов общения, при которых используются разнообразные средства. Общее между ними – только то, что все эти средства имеют неязыковую природу.

========================================================-

Невербальные коммуникации используют несловесные знаки

==========================================================

Приведем разные названия этой отрасли науки (лингвистики).

Невербальные коммуникации, несловесные коммуникации, паралингвистика, прагмалингвистика, коммуникативистика – во главу угла во всех случаях ставятся различные признаки явления. Разберем каждый тип коммуникации.

Так, невербальные (несловесные) коммуникации – это те способы общения, где применяются знаки несловесного типа, например, изображения (картины, объявления строятся с помощью изобразительных, иконических знаков – именно они передают основную смысловую информацию, заложенную автором в данный семиотический объект). Другой пример несловесного общения – это поведенческая составляющая межличностной коммуникации. Каждый из нас наблюдал, что при общении людей большую информационную нагрузку несут различные особенности поведения адресата, например, очень важно для собеседника, смотрит ли его партнер на собеседник прямо или отводит глаза, улыбается он или хмуро смотрит на вас. Данные и другие несловесные знаки могут сопровождаться и словесными, когда глядя на коммуниканта, собеседник говорит с ним. Г.В. Колшанский, говоря о средствах невербальной коммуникации, использует термины «подстраховывающие средства», «противошумовая гарантия». Эти метафорические характеристики подчеркивают смысл невербалики, ее роль как значимого дополнения к словесному общению.

Невербальная (несловесная) коммуникация, соответственно, изучаются отраслью лингвистики – невербаликой.

Паралингвистиченские знаки – знаки, сопровождающие лингвистические, изучающиеся, соответственно, наукой параграфемикой. Процитируем высказывание одного из ее основателей, Г.В. Колшанского: «Паралингвистика является новой языковедческой дисциплиной, занимающейся изучением факторов, сопровождающих речевое общение и участвующих в передаче информации (термин образован от греч. para -«около». Данный префикс употребляется в настоящее время для обозначения разделов наук, занимающихся смежными сферами и являющихся вспомогательными по отношению к собственному предмету исследования (ср. например, парапсихология» -[Колшанский 2010, с. 6].

В настоящее время название «паралингвистика» прочно утвердилось в языкознании для обозначения специальной отрасли коммуникации. Сам термин «паралигвистика» обозначал раньше все виды несловесного общения без какой-либо дифференциации. Прагмалингвистика, коммуникативистика – отрасль языкознания, изучающая речевые и неречевые средства, используемые в коммуникативных целях для выполнения прагматической функции.

 

* * Какие виды общения относятся к числу невербальных?

 

Приведем несколько примеров невербальных знаков. Так, в качестве невербальных коммуни­кативных средств человек использует до настоящего времени язы­ки флажков, дыма и др.; вышивку, орнаменты, фольклорные обра­зы, ассоциирующиеся с символами и знаками. Известны дорожные знаки, сигналы светофора.

В жизни человечества применяется великое множество знаков для передачи разнообразной информации об окружающей жизни. Это те дополнительные средства общения, которые сохранились с древнейших времен до наших дней.

У коренного населения Африки, например, использовался язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков и т.д. «Известен язык цветов», распространенный на Востоке, где цветок принимает свойство знака – начинает обозначать нечто: роза – символ любви, астра – символ печали, незабудка – символ памяти. Как видим, количество несловесных знаков значительно, используются они в самых разных случаях.

Невербальные коммуникации включают в себя разнообразные типы общения, выделяемые по характеру тех семиотических знаков, с помощью которых передается информация в данной сфере. Существуют пять видов знаков, соответствующие пяти чувствам, которыми обладает человек: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Им соответствуют пять видов знаков: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

==========================================================

Неречевое общение обслуживается пятью видами знаков и их комбинациями: зрительные, слуховые, аудиовизуальные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые

==========================================================

 

В разной комбинации эти знаки применяются в несловесных актах общения, например, зрительная коммуникация использует знаки, воспринимаемые зрением (иконические). Соответственно, раздел коммуникативистики носит название зрительной коммуникации. Осязательные, обонятельные, тактильные знаки изучаются в тех случаях, когда речь идет о поведении личности. Эти же знаки принимаются во внимание, например, при анализе актерского мастерства, особенностей теле-радиопередач. Как видим, данные классификации сложны, перекрещиваются друг с другом и часто невозможно однозначно идентифицировать тот ли иной тип.

* * Типы невербальной коммуникации.

Невербальные средства коммуникации можно условно разделить на рефлекторные и параграфемные, именно в таком порядке мы будем их разбирать.

 

1.Рефлекторные невербальные средства.

Именно эти средства общения традиционно относятся к числу невербальных. Это большое число всем известных несловесных знаков, которые используются при общении, в основном, людей (межличностное общение). Например, улыбка, взгляд, выражение лица, модуляции голоса и многое другое. Современная коммуникативистика использует широкое толкование значения «невербальные средства общения» в - все семиотические коды, в которых не использованы речевые (языковые, словесные) знаки. При этом к невербальному общению относят и передачу информации с помощью визуальных средств: фотографии, графики, картины, схемы, а также и все огромное количество звуковых (аудиальных) коммуникаций, когда смысл заключен в звуках человеческого голоса, музыке, теле-радиосообщениях.

В межличностном общении большое значение придается позе, жестам, мимике, выра­жению лица, взгляду, голосу, особенностям артикуляции, положению тела в пространстве и прочее, именно они часто и обозначают понятие «невербальные средства. Можно сказать, что, несмотря на богатство вербаль­ного языка общения, к невербальным средствам коммуникации прибегают весьма часто. Остановимся на одной, произвольно взятой, ситуации общения. Например, встречаются двое – Виктор и Петр. Место действия – какое-то архитектурное бюро современного города, время действия – сегодня. Виктор – посетитель, Петр – сотрудник этой организации. Виктор, придя в офис организации, первым делом, естественно, обратил внимание на интерьер, оформление помещения, мебель и цветовую гамму. Эта обстановка общения играет большую роль в формировании первого впечатления об организации и, в конечном счете, - на построение ее фирменного стиля. Умелая расстановка мебели позволила создать нужный стиль коммуникации: непринужденное общение, когда коммуниканты сидят рядом, возле небольшого столика, или официальное общение, если посетителю предложено сесть напротив принимающего «хозяина» за официальным письменным столом. Петр предложил Виктору сесть рядом с ним, у небольшого столика, создавая тем самым предпосылки для неофициального общения. Названные детали интерьера, обстановка общения сформированы невербальными знаками. Впечатление о фирме пока еще создается за счет невербалики, поскольку Петр и Виктор первое недолгое время молчали. Вместе с том, как мы убедились, коммуникативная ситуация уже приобрела множество смыслов, важных для достижения главной цели: Петр заинтересован в заключении договора с Виктором, для этого того пригласили в офис и, конечно же, будут применять все возможные средства привлечения его на свою сторону.

Наступил следующий этап встречи – речевое общение, когда факт знакомства подкреплен вербальными средствами этикетного типа и специальными приемами формирования благоприятного впечатления о говорящем. В то же время, Петр, будучи квалифицированным коммуникантом и владеющий многими приемами завоевания симпатии собеседника, активно использует и всю гамму невербальных средств общения. Так, он применяет модуляции голоса, паузы в наиболее важных местах текста беседы. Для поддержания непосредственного контакта с собеседником используются движения, положение тела в пространстве: Петр все время поворачивается в сторону Виктора, принимает открытую позу, легкий полупоклон: невербальные средства передают единые смысл расположенности, симпатии к собеседнику. Уместно при этом применение иконических кодов в «случайно забытом» на столе рисунке, фотоизображении объекта. Названные невербальные семиотические коды передают единый смысл, поддерживая семантику словесного текста беседы. Главный результат посещения Виктором офиса архитектурного бюро – это создание предпосылок для заключения договора, соглашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.