Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С отображаемым объектом-оригиналом




ИКОНЫ, ИНДЕКСЫ, СИМВОЛЫ

(выделены по признаку связи формы с содержанием)

 

иконы (иконические знаки) индексы символы
Форма сходна с содержанием, дублирует его. 2 типа икон Образ – картинка происходящего. Диаграмма – передача связи между участниками или этапами события.   Связь формы с содержанием – по их близости в пространстве или времени. Форма – следствие содержания, содержание – признак формы.   Связь формы и содержания произвольна – «по соглашению»
Пример иконич. знаков сражения: картина его; диаграмма, графически передающая его этапы. Пример: дым – наличие огня; мимика как знак эмоций Пример: дорожный знак –«кирпич»

 

 

** Связи изобразительного произведения

Взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический тексты обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуникативный эффект. Иконический (визуальный) компонент текста в широком смысле может быть представлен, например, иллюстрациями (фотографиями, рисунками), схемами, таблицами, символическими изображениями, формулами и т.п. Вербальные и изобразительные компоненты связаны на содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом уровне. Предпочтение того или иного типа связи определяется коммуникативным заданием и функциональным назначением креолизованного текста в целом (см. соответствующий раздел). Более того, вербальный текст в таких случаях становится лишь связующим и вводящим звеном, составляет своеобразную рамку, «упаковочный материал».

Зачастую вербальный текст служит «упаковочным материалом»

для невербальной составляющей

============================================================

Характеризуя архитектурный объект (здание, перспективу улицы, ансамбль, ландшафтный вид), будущие архитекторы обязательно представляют его изображение в виде иллюстрации, рисунка, фотографии, графика, схемы. Особым образом подаются абстрактные понятия, например, такие, как пространство, время, традиции и др. – через создание рисованной в компьютерном варианте экспозиции.Соотношение абстрактного и конкретного представлено на клаузуре и макете, которые и являются образным воплощением архитектурного объекта.

При рассмотрении иконических объектов, функционирующих в зрительных коммуникациях, возникает вопрос о том, как семантически соотносятся эти обе стороны знакового процесса. Возможны разные варианты такого соотношении, когда возникают отношения смыслового соответствия или несоответствия. Ч. Моррис [Morris Ch.] уточнил, что «иконичность может быть различной степени. Рассмотрим эти соотношения.

1. Соответствие.

Верхний предел иконичности может быть найден в случаен, когда носитель иконического знака полностью тождествен отображаемому, обладает всеми качествами того, что он обозначает. При таком соотношении существует тождество, совпадение смыслов отражаемого объекта и его изображения. Такое явление – симметрия. Симметрия в данном случае – это взаимооднозначное соответствие всех частей объекта-оригинала изображению, их похожесть и одинаковость между собой.

2. Неполное соответствие.

Возможно неполное соответствие знакового объекта прообразу. При этом объекты (означающее) и то, как они воспроизведены в пространствах изобразительных знаков (означаемое), в полной мере не соответствуют друг другу – возникает иконичность средней степени. Эта степень иконичности существует, когда обнаруживается совпадение некоторых семантических признаков прообраза и его знака.

3.Несоответствие.

Означает полное расхождение семантических свойств означаемого и означающего. Этот нижний предел расхождения может быть обнаружен в случае, когда носитель знака не имеет ничего общего с его возможным денотатом.

 

 

Итак, представим соотношения «денотат – иконический знак»

 

Соответствие Неполное соответствие – различная степень иконичности Несоответствие
симметрия носитель знака имеет некоторое сходство с денотатом носитель иконического знака не имеет явных визуальных соответствий денотату

 

** О соотношении визуального кода с кодами другой знаковой природы

Еще в начале прошлого века, на стадии формирования отечественной семиотики, ставился вопрос о соотношении вербального и визуального мышления, о сопоставлении словесного и визуального текстов. Так, в 1916 году Я.И. Линцбах писал: «Принципиальное различие между словесным текстом и рисунком сводится здесь к тому, что рисунок относится к одному моменту времени, а текст – ко многим моментам. Поэтому рисунок относится к тексту как некоторая единица относится к некоторому множеству» [Линцбах 1916, с. 2-3].

Визуальная текстовая реальность, в понимании многих авторов служит всегда как бы «выделением» словесной текстовой реальности. Свойства, приписываемые объекту в визуальном тексте, составляют лишь малую часть свойств, использующихся для описания свойств того же объекта в вербальных текстах - cм .: [Сазонов, Шошников 1975, с. 378 – 385].

 

Визуальная текстовая реальность служит всегда как бы «выделением» словесной текстовой реальности.

==========================================================

В целом же следует заметить, что важна сама постановка данного вопроса, признание текстов разной знаковой природы гомогенными, самодостаточными, выражающими собственное содержание.

В семиотических теориях Пирса и Морриса изображения включаются в класс знаков "по определению. Они занимают особую категорию иконических знаков, которые репрезентируют свой объект принципиально иначе - в силу своего сходства с ним. С другой стороны, Н. Гудмен и У. Эко сводят изображения к условным знакам.

Обратимся к свойствам архитектурных произведений на основе нового семиотического подхода к пространственным нехудожественным объектам. Такой подход свойствен Л. Чертову. Представитель современной семиотики, Л. Чертов, осуществил новый подход к истолкованию данных кодов. Процитируем его:

«В плане семантики, изображения отличаются от слов и других условных знаков принципиально иным, несигнификативным способом репрезентации. Они не нуждаются в закрепленной кодом связи между "формой выражения" знаков и их значением ("формой содержания"). Вместо внешних связей с системой кода в изображении фиксируются внутренние связи между элементами его пространственной структуры. Благодаря этой структуре изображение не обозначает, а моделирует свой объект, т.е. содержит в своем изображающем пространстве иконическую модель изображаемого пространства.

Функции модели объекта изображение выполняет иначе, чем вербальный язык, получивший статус "первичной моделирующей системы". < …> Словесное сообщение создает модели объектов на уровне семантики, в плане содержания, а не на уровне синтактики, в плане выражения. < …>

Изображения обращены к иным психологическим механизмам восприятия и осмысления интерпретаторами, чем речевые сообщения. Изображения не описывают объекты, а показывают их. Это означает, что к визуальному восприятию обращен не только их план выражения, но и план содержания. В отличие от речи, план содержания которой раскрывается лишь в системе представлений и понятий, изображающее пространство может делаться "прозрачным" для изображаемого пространства, которое открывается "сквозь" него "непосредственному" восприятию» [Чертов 2009с. 5].

==========================================================

Изображение не обозначает, а моделирует свой объект.

Изображение не описывает объект, а показывает его.

 

«П.П. Пазолини в теоретической статье о поэтике в середине 1960-х годов заметил, что любая знаковая система собрана в особый словарь. Функция личностей, созидающих знаки, сводится исключительно к тому, чтобы выбрать из словаря адекватные своим идеям и конкретной социокультурной ситуации знаковые единицы. Ученый обозначил важную проблему изобразительного знака: перед нами индивидуальный авторский знак, и в то же время – это средство коммуникации, имеющее свою постоянную форму [Пазолини 1984, с. 45-52 ].

========================================================

Изобразительный знак: в одной стороны, индивидуальный авторский

знак, передающий образную информацию;

в то же время – это средство коммуникации, используемое для передачи

любой информации необразного типа. ======================================================

<…..> В конечном счете, речь идет о разработке теории т.н. креолизованных (смешанных) текстов (см. далее – соответствующий раздел).

** Параграфемика

 

Для будущего специалиста важно освоить построение письменного сообщения. При создании текста любого содержания важно, кроме передачи информационно-выразительной стороны, уметь построить и невербальную «оболочку» вербального информационного канала. Изучением роли таких внетекстовых (дотекстовых, околотекстовых) элементов письменного речевого произведения занимается особая отрасль науки (ее можно назвать лингво-семиотикой). Речь идет о п араграфемике, к которой сейчас наблюдается особый интерес в связи с развитием визуальной культуры в социуме, на фоне новых технологий и с широким распространением текстов разного семиотического свойства.

Параграфемика – это особый пограничный раздел лингвистики, изучающий невербальные, или параграфемные, средства. Этот раздел лингво-семиотики анализирует текстовые категории применительно к семиотически осложненным текстам, созданным с использованием средств разных семиотических систем – вербальные, аудиовизуальные. ===========================================================

Параграфемика – пара (греч).- около + графо (греч.) – пишу.

 

 

Параграфемика как наука включает в себя вопросы оформления печатного текста (этимология термина: «около графического, написанного текста» и вопросы графической стилистики.

================================================

Параграфемика изучает многообразные невербальные способы оформления текста, «помогающие» словам передать смысл.

================================================

 

Для современного оформления текстового пространства характерна «многослойность передачи информации как основа воздействия на письме (форма листа, шрифт, расположение текста на странице, фактура бумаги – плотность, цвет. Многоканальность является средством преодоления линейности («вялого восприятия»).

☻ Происхождение термина.

Параграфемика – термин греческого происхождения. Он включает в себя два корня. Пара (греч.) – около, над. Графо (греч.) – пишу. Эта научная дисциплина изучает все, находящееся вне, над текстом, имеющее отношение к нему, стоящее вне канвы произведения, но относящееся к нему или как способ оформления, как композиционный ресурс, или как всякий другой околотекстовый факт. Парный термин – паралингвистика.

Состав средств параграфемики.

Параграфемные средства – это средства, «существующие около графемной системы языка и нарушающие “прозрачность” субстанции языкового выражения [ Клюканов 1983, с. 5]. Сочетание (комбинирование) на одной плоскости (в одном плоскостном модуле) знаков различной семиотической природы, различной конфигурации – типичная характеристика параграфемных объектов.

В параграфемику включены, например, следующие кодовые (семиотические) единицы:

цифры, шрифты, графики, символы, схемы, бумага определенных свойств, форма листа, фактура бумаги – плотность, цвет, композиционно-пространственные части текста (предтекстовые части произведения: заголовки разных типов, подзаголовки, рубрики, водки и т.д.), фотографии, рисунки, таблицы, пунктуационные знаки в узком понимании и т.д. Признаки этих кодов важны для передачи смыслов текста. Приведем пример. Для раскрытия истории развития города Екатеринбурга полезно представить таблицу, оформить ее тексты соответствующими шрифтами, ограничить линейками, снабдить заголовком, поместить в колонки фотографии архитектурных объектов, эти и другие параграфемные средства помогают оптимизировать передаваемое содержание, улучшить его запоминание.

Кодовые единицы параграфемики: цифры, шрифты, графики, символы, схемы, бумага определенных свойств, фактура бумаги – плотность, цвет, композиционно-пространственные части текста (предтекстовые части произведения: заголовки разных типов, подзаголовки, рубрики, водки и т.д.), фотографии, рисунки, таблицы, пунктуационные знаки в узком понимании и т.д.

================================================

В письменных произведениях используются супраграфемные элементы (возможности шрифтового выделения), все ресурсы текстовых композиционных средств: возможности пространственно-плоскостного варьирования - т. е. элементы параграфемики. Также в письменных текстах используются элементы синграфемики (выразительные возможности знаков препинания и пунктуационных комплексов). С одной стороны, это может быть постановка так называемых семантизированных (вопросительного и - особенно - восклицательного) знаков препинания, с другой стороны - употребление "самодостаточных" знаков препинания, которые не зависят от их вербального окружения. В этих случаях знаки выступают, как правило, в роли аналогов слов, словосочетаний или понятий.

В сочетании с шрифтовым варьированием используются возможности топографемики (пространственно-плоскостного варьирования) то есть деление текста на части, внутренние и внешние заголовки, подзаголовки, рамки, фоновые выделения.

 

 

Особенности параграфемного модульного плоскостного канала.

1. Письменный текст под влиянием устного становится единицей нелинейного восприятия и понимания (Шубина). При использовании комбинации различных кодов, для передачи содержательной информации особая роль остается за вербальным, словесным каналом. Именно он передает смысловую константу, содержательный стержень произведения.

 

2. Параграфемный модуль использует дополнительные семиотические коды, участвующие в решении авторских коммуникативно-познавательных задач и задач «налаживания связей» с адресатом сообщения.

3. Семиотические параграфемные средства (коды) имеют прозрачный характер, поскольку они находятся «над» текстом, вне его структуры, «рядом» с семантической, придавая ей законченный смысловой вид и сопровождая основной смысл.

4. Реципиент при восприятии произведения должен «вычитывать» дополнительную информацию, содержащуюся в параграфемном канале. Использование параграфемного канала включает параметры читабельности произведения.

5. Параграфемные – это приемы, воспроизведение которых в речи невозможно или ненужно. Эти приемы представляют собой сознательное нарушение нормы текста, они разрушают прозрачность произведения для читателя (зрителя, реципиента) и, с другой стороны, создают новую норму подачи информации.

6. По мнению И.Э. Клюканова, основной признак параграфемного элемента – его комплиментарный характер. Сопровождая графическое сообщение, эти средства участвуют в передаче коннотативной, дополнительной, информации.

 

Параграфемный плоскостной модуль:

единица нелинейного восприятия;

дополнительные семиотические коды;

прозрачного характера;

реципиент вычитывает дополнительную информацию;

воспроизведение в речи невозможно или не нужно:

комплиментарность.

================================================

 

Функции параграфемики

 

1. Обеспечение читабельности текста, оптимизация восприятия содержания. Эта функция – главная, основная для всех параграфемных кодов на модульном плоскостном канале. Все другие функции являются подчиненными ей, поскольку все они в совокупности формируют параграфемный плоскостной текст. Основные функции параграфемики – «ее участие в коммуникативно-динамической организации печатного текста, в оптимальном распределении информации и формировании «плоскостной синтагматики текста» в «моделировании» устной речи в сфере письменной коммуникации».

2. Функция интеграция информации (связывание частей текста) – сегментация информации. Функция «сегментация – интеграция» является одной из одной из главных при взаимодействии адресата с любым текстовым произведением. Именно такие мыслительные процедуры – развернуть и сжать воспринимаемое произведение – производит человек при взаимодействии с любой информацией. Данная функция параграфемных кодов направлена на то, чтобы «потребитель текста» воспринимал его удобнее и эффективнее. Печатное произведение может использовать, например, такие средства интеграции, как резюмированное сведение основных выводов (Итак:….), приведение итоговой таблицы или диаграммы, интегрировать смысловые части возможно в отдельный раздел и т.д. Таких параграфемных кодов – множество, их выбор и применение зависят от авторских намерений, квалифицированности, особенностей выбранного носителя информации. Сегментация (дробление) информации также достигается разными способами. Приведем примеры. Такое широко известное параграфемное средство, как заголовок, применяется как способ расчленить единую плоскость текстового модуля. Заголовки, членение произведения на части, главы, разделы, водки – все это параграфемные коды применены для подачи содержания «порциями», членения его.

3. «Упаковочная» функция передачи дополнительных смыслов сверх основной информации. Для формирования текстового плоскостного модуля важно не просто выразить содержание, его нужно «преподнести» реципиенту, найти способы, соответствующие параграфемные коды из всего многообразия существующих. Например, один из параграфемных кодов – пространственное членение текста. Содержание, поданное единым массивом, без вычленения частей, параграфов, абзацев, воспринимается тяжело, требует от читателя дополнительных усилий для понимания авторской концепции.

4. В последние десятилетия наблюдается тенденция, характерная для современного человека, к сокращению текстового пространства при сохранении информационного поля (а иногда даже его увеличение). «Сокращение текстового пространства создается при помощи включения в текст дополнительные семиотических знаков и средств, которые выполняют разнообразные функции в организации и формировании смысла, служат средством воздействия на читателя, а иногда заключают в себе больше информации Ии, чем используемые в тексте слова» [ Шубина, с. 5].

5. Преодоление линейности («вялого восприятия»). Специальные параграфемные коды играют еще одну важную роль, когда они активизируют читательское (зрительское) восприятие и заставляют реципиента воспринимать произведение как сложно устроенный комплексный многомерный модуль. Информация при этом «вычитывается» из всех составляющих модуля.

Приведем пример. Магистерская диссертация по проблемам архитектуры строится как плоскостной модуль, при восприятии которого возникает эффект многомерного текста за счет применения различных параграфемных средств разной смемитотической принадлежности. Используются вербальные знаки, «упакованные» в главы, части, разделы и т.д. Активно применяются разнообразные иконические знаки: рисунки, фотографии, диаграммы и многие другие. Благодаря такому применению параграфемных кодов разнообразится восприятие, реципиент активизирован и настроен на интерпретацию всего информационного комплекса.

6. Повышение выразительности текста. Параграфемный комплекс направлен не только на передачу нейтральной ключевой информации, но и на выражение коннотативных элементов. Эта функция – дополнительная, она активизируется при использовании специальных приемов, Заметим, что для научного и профессионального текста эта функция имеет факультативный характер.

================================================

Функции параграфемики:

обеспечение читабельности текста;

интеграция- сегментация информации;

«упаковочная»;

сокращение текста при сохранении информации;

преодоление «вялого» восприятия;

повышение выразительности.

===============================================

 

 

Контрольные вопросы и задания.

· На какие типы делятся визуальные коммуникации в целом и визуальные произведения в области архитектуры?

· На чем строятся семантические отношения иконического знака с денотатом?

· Вскройте соотношения визуального знака с текстом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.