Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. - Манипулятивное общение




Стили общения.

Лекция 8.

- Общее понятие.

- Манипулятивное общение.

- Гуманистическое общение.

** Общее понятие

В разных жизненных ситуациях любой человек общается по-разному, выбирает тот стиль общения, который наиболее соответствует данной обстановке коммуникации, ее условиям, личности коммуниканта, именно об этом говорит Г.В. Бороздина [Бороздина 1999, с. 42.]:«Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим». Другие авторы, (Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков) склонны считать стиль общения – это больше всего принадлежностью личности: «В общении практически каждого человека можно выделить некоторую общую составляющую – его стиль общения, т.е. наиболее предпочитаемые им способы понимания других людей, коммуникации и действия в общении. Индивидуальный стиль общения как бы извлекается из определенного рода ситуаций, где необходимо именно такое общение, и распространяется как основной способ подхода к любым ситуациям, становясь принадлежностью данного человека» [Крижанская 1999, с. 231].

Выделяются разные стили общения, в данном Пособии мы остановимся на гуманистическом и манипулятивном.

** Манипулятивное общение.

Основной признак этого стиля общения в том, что к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Партнер при манипулятивном общении – средство достижения цели автора.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

По отношению к собеседнику в манипулятивном общении демонстрируется только то, что поможет достижению цели, а сам партнер – средство для достижения этих целей. Остановимся на ситуации, где использован такой стиль общения.

Обычно любой процесс обучения, когда партнеру по коммуникации необходимо дать новые знания, включает в себя манипулятивное общение. Преподаватель, с целью добиться наибольшего обучающего эффекта, использует разные приемы работы с аудиторией, например, устанавливает сроки выполнения контрольных мероприятий, многократно возвращается к повторению тезисов темы, прибегает к индивидуальным приемам в обучении, применяет невербальные способы воздействия и т.д.

Специалист по коммуникативным проблемам Билл Свитман описывает прием «затуманивания», который также является техникой манипулирования. Этот прием состоит в полном приятии, согласии с тем, что говорит раздраженный собеседник, в полном отказе от каких-либо возражений. В процессе использования этого приема собеседник избавляется от раздражения и гнева, получает возможность выговориться, в качестве итога – субъект коммуникации не соглашается с обвинениями и критикой и добивается своих целей.

Приведем полностью диалог из книги Б. Свитмана, чтобы проиллюстрировать, как можно без резкого спора, ненавязчиво построить речевое общение: Собеседник 1 обвиняет Собеседника 2.

«Собеседник 1: Вы должны были вчера позвонить мне относительно контракта с Симмонсом. Почему вы этого не сделали?

Собеседник 2. Я понимаю, что это вас беспокоит.

Собеседник 1. С вашей стороны было крайне невежливо заставлять меня целый день сидеть у телефона.

Собеседник 2. Да, я должен был об этом подумать.

Собеседник 1. И это не в первый раз! Вы уже так поступали.

Собеседник 2. Да, это так, но я не хотел вас обидеть.

Собеседник 1. Так почему же вы мне не позвонили?

Собеседник 2. Я знал, что вам необходима эта информация, но мой день был расписан буквально по минутам. У меня просто не было времени, чтобы в деталях объяснить вам ситуацию с этим контрактом. Я должен был вам позвонить и договориться о другом времени. В следующий раз я так и поступлю.

Обратите внимание на то, что 2-й собеседник объясняет причину, по которой он не позвонил, но только после того, когда 1-й уже немного справился с гневом и остыл. До этого момента любые объяснения прозвучали бы как извинения. …Самое важное в этом приеме то, что раздраженный человек должен выговориться, только при этом его гнев и раздражение начнут ослабевать».

«В манипулятивном общении мы “подсовываем” партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения» - [Бороздина 1999, с. 44].

------------------------------------------------------------------------------------------------------

При манипулятивном общении важно непрямое требование, обходные тактики, ориентированные на учет особенностей собеседника.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

В случаях использования манипулятивного общения человек стремится добиться результата не путем прямого настойчивого требования, а используя обходные тактики с учетом особенностей собеседника. Так, желание получить отпуск в наиболее выгодное время с помощью приведения не прямой просьбы, а указывая на выгодные для организации условия, например, проведение интересной акции именно в летнее время и в каком-нибудь прекрасном месте. При таком общении собеседник рассматривается только с точки зрения функциональных качеств, которые могут пригодиться для достижения цели. Личные качества партнера важны настолько, насколько они могут быть важны для достижения цели.

Хорош или плох манипулятивный стиль общения? В обыденном употреблении, когда не используется терминологическое значение слова, это понятие несет негативное значение: манипулировать – это плохо, вредно. Между тем, само по себе манипулирование как стиль общения не имеет отрицательного значения. Любой воспитатель, родитель использует манипулирование в благих целях, когда поит больного ребенка горьким лекарством, уговаривает его поесть. Манипулирование сознанием аудитории присутствует в процессе обучения, когда преподаватель налаживает контакт с партнерами по коммуникации, управляя им. Самое главное, что характеризует манипулирование как благое или отрицательное для объекта воздействия – это цели, выполняемые субъектом. Часто использование манипулятивного стиля не несет негативного смысла и может быть расценено как положительное для адресата – вспомним «ложь во спасение».

Само манипулирование как стиль общения, в терминологическом значении, не имеет отрицательного значения.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

В то же время, ситуации применения манипулирования неоднозначны. Г.В. Бороздина говорит об этом явлении: «Существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Существует манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таких случаях все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно)» [Бороздина 1999, с. 45].

** Гуманистическое общение.

Гуманистическое общение соотносимо с манипулятивным по признаку участия личности в акте общения. Гуманистический стиль коммуникации позволяет удовлетворить такую человеческую потребность, как понимание, сочувствие, сопереживание. Цели коммуниканта при использовании анализируемого стиля общения прямо связаны с партнером, они определяются партнером. При гуманистическом общении цели не закреплены жестко, они могут гибко меняться в ходе общения. Ожидаемый результат при использовании такого стиля – «совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения» - Крижанская, с. 255.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Цель гуманистического общения – совместное изменение представлений партнеров.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гуманистическое общения происходит в ситуациях интимности, исповедальности. Такая коммуникация связана с настроениями и целями партнеров, при этом гуманистическое общение детерминировано не столько внешними причинами (целью, условиями, ситуацией), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением партнеров, их отношениями).

Примеры гуманистического общения известны каждому из практики повседневной жизни, когда можно поговорить о насущных проблемах происходящего и тебя поймут, посоветуют что-то, и от такого разговора становится легче.

В гуманистическом общении партнер важен как личность, без разделения на важные и неважные функции. Пример этого приводит Г.В. Бороздина: «Мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли. При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой секретарша нашего руководителя, с которой мы “общаемся” чуть ли не ежедневно» [ Бороздина 1999, с. 46].

Наиболее важным в гуманистическом общении является особое отношение переживания и даже сопереживания партнеров, называемое конгруэнтностью. Это искреннее, доверительное общение, направленное на партнера. «Конгруэнтность опыта, сознания и коммуникации – чрезвычайно важная характеристика в общении» [Крижанская 1999, с. 258].В такой ситуации партнер умеет чувствовать боль другого, его проблемы, его беды.

Стили общения должны использоваться уместно – это признак коммуникативной компетентности личности.

 

Контрольные вопросы

· Что такое манипулятивное общение, в каких случаях оно используется? Приведите примеры использования этого стиля общения в собственной профессиональной деятельности.

· Охарактеризуйте гуманистический стиль общения, приведите примеры использования его в профессиональной сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.