Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы передачи информации в устной речи




Вербальные Невербальные
  (паралингвистические)
  звуковые оптико-
    кинестезичес
    кие
Языковое Голос Жесты
выражение Дикция Мимика
содержания Темп Взгляд
(правильность, Тембр Улыбка
выразительность Ритм Простран-
речи, логичность и Громкость ственное
выразительность Паузы и расположение
построения текста, эмфатические (поза,
интересность   движения)
тематики)    

 

Передача информации происходит в речевом акте. Речевой акт представляет собой целенаправленное речевое поведение в соответствии с принятыми правилами. Ф.И. Шарков характеризует речевой акт по следующим свойствам. Речевой акт характеризуется намеренностью, как конкретной коммуникатив­ной установкой речевого акта; целеустремленностью, как стремлением воздействовать на собеседника с помощью экспрессивных средств передачи и оценки информации; конвенционалъностъю, как соответствием речевым нормам, принятым в данном обществе.

Речевой акт имеет характеристики:

намеренность, (конкретная коммуникатив­ная установка),

целеустремленность, (стремление воздействовать на собеседника),

конвенционалъностъ (соответствие речевым нормам, принятым

в данном обществе.

----------------------------------------------------------------------------------------

** Речевое действие.

Человек произносит что-либо или пишет что-либо – это и означает, что он производит речевое действие. Обратим внимание на то, что речь человека – это деятельность, действие.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Речь человека – это деятельность.

===============================================================

 

Речевое действие имеет сложную структуру. Покажем строение речевого действия, причем обращаем внимание, что процессы, о которых пойдет речь, обычно не осознаются индивидом, зачастую протекают во внутренней речи, инстинктивно. Вербализировать составляющие речевого действия представляется полезным для того, чтобы помочь читателям данного Пособия формировать языковую интуицию, осознанно относиться к себе как языковой личности и управлять процессами речевого общения, а значит – добиваться поставленных целей общения.

В начале разговора о речевой деятельности проанализируем коммуникативно-речевую ситуацию, согласно теории А.А. Леонтьева, например, знакомую всем ситуацию общего обеда. Речевое действие состоит из следующих этапов.

1. Постановка цели (хотя и подчиненной общей цели деятельности).

2. Планирование.

3. Осуществление плана.

4. Сопоставление цели и результата.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Этапы речевого действия:

- постановка цели,

- планирование,

- осуществление плана,

- сопоставление цели и результата.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Представим себе, что некто приглашен на обед в незнакомую компанию. Действие происходит в комнате, за большим столом, а наш герой – любитель блюд, хорошо посоленных, причем он давно ничего не ел и сильно проголодался. Сразу же оговоримся, что деление на этапы речевого действия произведено для наиболее очевидного выявления особенностей вербального общения, в реальности эти действия происходят быстро, иногда мгновенно, разделение их интуитивно, во внутренней речи и не всегда осознается коммуникантом. Чаще всего человек не задумывается о том, как построены такие хорошо знакомые ситуации и действует автоматически, неосознанно и быстро.

Первый этап речевого действия – постановка цели. Главная цель нашего героя – утолить голод. Для этого необходимо выполнить вспомогательную цель – съесть что-нибудь, еще одна вспомогательная цель – возможно пообедать за тем самым большим столом, куда человек приглашен. После формулирования этой цели наступает следующие этапы речевой деятельности.

Второй этап – планирование. После определения цели коммуникант планирует стратегию своей коммуникативной деятельности. Если главная цель – ликвидировать голод, добиться насыщения, необходимо определить способы достижения цели: найти подходящую еду, определить пути получения ее, сориентироваться в обстановке и определить характер партнеров по коммуникации. В соответствие с этим составляется план действий. Найти место, где стоит на столе блюдо, определить, близко или далеко. Если интересующее блюдо стоит близко, план ограничивается на том, что можно протянуть руку, взять еду и съесть ее. Если еда оказывается далеко, на другом конце стола, тогда требуется планирование других действий: поиск тех, кто может «облегчить путь» к еде, например, соседей по столу, ориентировка в степени знакомства с этими людьми и возможности обратиться к ним с просьбой передать интересующее блюдо.

Третий этап – осуществление плана. На этом этапе коммуникант может прибегнуть к речевым действиям, то есть попросить соседа по столу передать блюдо (следует учесть коммуникативные характеристики собеседника, наличие или отсутствие общего кода, настроение собеседника), а может и отказаться от речевой коммуникации и самостоятельно взять еду со стола.

На четвертом этапе происходит сопоставление цели речевого общения и его результата, то есть коммуникант проверяет, действительно ли он утолил голод, и с помощью каких коммуникативно-речевых средств это было произведено.

Обобщив сказанное, сформулируем общие характеристики речевого действия. Структура речевого действия предполагает общую операционную структуру, включающую в себя три звена.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Структура речевого действия.

1. Звено ориентировки.

2. Звено планирования.

3. Звено реализации программы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Именно в процессе реализации такого трехзвенного процесса и происходит формирование любой коммуникативно-речевой ситуации, в том числе и в сфере профессионального общения. Так например, ситуация заключения договора о произведении перепланировки квартиры предполагает реализацию звена ориентировки (знакомство с заказчиком, условиями предполагаемого объекта деятельности, обстоятельствами работы на объекте, все материальные и финансовые характеристики предполагаемой работы). Следующее – звено планирования, когда создаются как коммуникативно-речевой, так и профессиональные архитектурные планы действий. Намеченная программа реализуется в соответствие с конкретными условиями коммуникации и особенностями ее участников.

Описанные особенности речевой коммуникации подтверждают тот факт, что успех профессиональной деятельности любого специалиста во многом зависит от его коммуникативной компетентности.

 

Контрольные вопросы

· На основе какого признака разделяются вербальная и невербальная коммуникация?

· Каковы главные функции речевого общения? Прокомментируйте с использованием примеров.

· Раскройте процесс становления человеческого общения, делая акцент на использовании вербальных и невербальных кодов.

· Раскройте термин «дискурс». Что означает дискурсивный подход к описанию?

· Раскройте понятие «речевой акт».

· Опишите, что такое внешняя и внутренняя речь, как они используются человеком?

· Опишите свойства устной и письменной речи. Как они используются, покажите это на примере профессионального общения.

· Раскройте понятие «параграфемика», как эти свойства письменной речи используются в профессиональном научном общении?

· Прокомментируйте таблицу «Способы передачи информации в устной речи»применительно к особенностям профессионального общения.

· Раскройте ситуацию речевого действия применительно к событиям из профессиональной сферы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.