Концепция эволюционного развития организации была разработана в 1970-х гг. американским ученым Ларри Грейнером. Он описывает организационный рост и развитие как эволюционную смену определенных периодов — стадий: предпринимательской, коллективистской, делегирования, формализации и сотрудничества
На каждой стадии деятельность организации фокусируется на каком-то конкретном аспекте; и завершается каждая стадия кризисом, несущим угрозу выживанию организации. Если организация справляется с кризисом успешно, то она вступает в следующую стадию, если же нет, то либо прекращает свое существование, либо повторяет прошедшую стадию. В таблице 9 представлена характеристика стадий развития организаций и описание кризисов, которые их ожидают.
Таблица 9
Стадия
Характеристика
Кризис, завершающий стадию
Предпринимательская стадия
Основная задача — разработка собственной продукции и выживание. Основатели —направляют энергию на технологии и изучение рынка.
Неформальность и небюрократичность.
Контроль через прямое наблюдение. Рост — благодаря созданию новых продуктов
Кризис лидерства
Основатель перестает справляться с ростом.
Предприниматель должен либо перестроить структуру, либо пригласить профессиональных менеджеров
Коллективистская стадия
Начало выработки четких целей и направлений развития.
Разбиение на подразделения, установление иерархии, более четкое разделение труда.
Каждый ощущает себя частью коллектива. Коммуникации и контроль совмещают в себе неформальные и формальные аспекты
Кризис автономии
При успешном развитии дела низшие уровни иерархии могут почувствовать себя стесненными рамками вертикальной иерархии. Жесткий стиль управления и контроля вступает в противоречие с желанием большей свободы действий «внизу». Возникает необходимость в делегировании
Стадия делегирования
Происходит децентрализация управления. Возникают относительно самостоятельные центры прибыли. Системы мотивации базируются на результатах работы
Кризис контроля
Успех в децентрализации может привести к частичной или полной утере контроля
Стадия формализации
Организация продолжает расти и дифференцироваться, добавляются новые и более сложные системы контроля. Усиливается роль формальных процедур планирования и учета, увеличивается формализация коммуникаций и отчетности
Бюрократический кризис
Момент, когда на первый план выходит не результат, а процедура.
Гиперформализации
Стадия сотрудничества
Организация, успешно выйдя из кризиса бюрократии, по-новому смотрит на совместную работу. Преобладает работа в командах, гибко перераспределяются и совмещаются функции, от деперсонализации — к реперсонализации и доверию
Кризис обновления
Вероятность такого кризиса высока тогда, когда лидеры и менеджеры организации перестают уделять внимание дальнейшему развитию как самой организации, так и отношений в ней. Малейшие ошибки в организации деятельности команд и бизнес-единиц, нарушения в мотивационной системе приводят к кризису. Дальше — либо радикальное обновление, либо — гибель организации
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление