Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка личности




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Занятие №2

 

 

Основные понятия: личность, социализация, воспитание, мотивация, устойчивость нравственных качеств личности, показатели и критерии воспитанности личности, самовоспитание.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое «воспитание» в психологическом смысле? Проанализируйте известные вам источники по специальной литературе.

2. Что включает в себя целостная воспитательная система? Сформулируйте цели, задачи, принципы, методы воспитания, отвечающие современным требованиям.

3. Раскройте психологические аспекты нравственного воспитания личности.

4. Охарактеризуйте категорию «воспитанность».

 

Основная литература

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1998.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

3. Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.

4. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1979.

5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

6. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1981.

 

Дополнительная литература:

1. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

 

Методические рекомендации В процессе изучения данной темы важно уяснить что, развитие личности протекает как процесс социализации индивида. Благодаря взаимодействию с другими людьми он овладевает достижениями человечества, приобретает исторически сформировавшиеся человеческие качества. Этот процесс протекает как преодоление постоянно возникающего противоречия между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Преодоление достигается в деятельности, управляемой системой мотивов. Источником и движущей силой развития личности является собственная деятельность индивида. Воспитание – это процесс развития мотивационной сферы психики ребенка, процесс открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельности, результатом чего является возникновение у него стремления к овладению ими.

 

Предлагается ряд слов, характеризующих отдельные качества личности.

Аккуратность, вдумчивость, беспечность, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, равнодушие, развязность, рассудочность, решительность, самоотверженность, сдержанность, сообразительность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Ознакомьтесь с приведенным списком, затем в первый ряд выпишите слова, которые характеризуют положительные черты Вашего идеала («положительное» множество), а во второй – те, которыми он обладать не должен («отрицательное» множество).

Далее следует выбрать из первого и второго рядов те черты (отдельно положительные и отрицательные), которые, по Вашему мнению, присущи Вам самим.

При обработке данных подсчитывается количество положительных и отрицательных качеств, которые выписаны Вами для своей характеристики и, соответственно, полученные результаты делятся на общее количество слов в «положительном» и «отрицательном» множествах. Коэффициент по «положительному» множеству, близкий к единице, указывает на переоценку себя, на некритическое отношение к себе, а по «отрицательному» множеству – а недооценку своей личности. Коэффициент по «положительному» множеству, близкий к 0, свидетельствует о недооценке себя, по «отрицательному» — о переоценке. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней оценке себя: Вы не переоцениваете себя и в то же время достаточно критичны.

Проанализируйте полученные данные и сделайте педагогические выводы о зависимости своего характера, поведения и меры успешности учебно-профессиональной деятельности от самооценки своей личности. Наметьте пути устранения фактов переоценки и недооценки себя как личности.

 

Материалы для самостоятельной работы студентов

Задание. Попытайтесь организовать общение со школьниками 12—15 лет. Используя методические рекомендации психолога Д. Лубовского, помогите подросткам в осознании мотивов межличностных отношений, выражении чувств.

Упражнение «Мотивы наших поступков».

Материалы: бумага, ручки.

Ведущий: «Наши поступки вызваны разными побудительными причинами. Мы делаем что-то для других людей и пото­му, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Иногда мы делаем что-то, казалось бы, из лучших побуждений, а в действительности нами движет страх, боязнь наказания. Вспом­ните два случая — один, когда вы сдела­ли что-то для другого человека потому, что боялись или его самого, или чьего-то гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете».

После того как участники выскажутся, ведущий просит таким же образом вспом­нить два поступка, продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться». Вопросы для обсуждения. Что было труднее выполнить? Не было ли трудно рассказать об этом? И т.д.

 

Задание. Подготовьте устное сообщение на тему: «Традиции воспитания на Руси. Народная педагогика».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.