Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы учения




Занятие 4

О сновные понятия: учебная деятельность, ее структура, учебная мотивация, усвоение в учебной деятельности, самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Сущность учебной деятельности, ее структура.

2. Понятие о мотивации, мотивах учения. Раскройте основные подходы к исследованию мотивации. Что такое «мотивационные ориентации»? Какие из них выявляют большую устойчивость мотивации? Какие потребности из пирамиды А. Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?

3. Пути и условия развития познавательных интересов учащихся в школе.

4. Изучение мотивации учения: методы и методики (анализ одной из методик изучения мотивации учения, апробированных студентами в школе).

5. Охарактеризуйте феномен «усвоение» в учебной деятельности обучающихся.

6. Почему самостоятельную работу школьников называют высшей формой учебной деятельности?

7. Психологический анализ урока.

Основная литература

1. Давыдов В.В. и др. Формирование учебной деятельности школьника. – М., 1982.

2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.. 1986.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.

Дополнительная литература:

1. Шадриков В.Д. Деятельность и способность. – М., 1995.

 

Методические рекомендации Теория учебной деятельности – научный приоритет России (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Лурия, Л.Н. Занков, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Маркова А.К. и др.). Психологические основы теории деятельности заложены Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, конкретное содержание сформулировано А.Н. Леонтьевым. Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку. Она имеет свою структуру, особенности организации.

В данной теме важно уяснение студентами назначения психологического анализа урока. Он предполагает изучение психической деятельности учащихся на уроке: выявление уровня их знаний, умений, навыков, степени сформированности мотивации, особенностей психических состояний в процессе обучения. Во многом эти особенности зависят от того, как организована учебная деятельность, вызывает ли она активность школьников, способствует ли их развитию.

Материалы для самостоятельной работы студентов

Задание. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий. Подумайте, как оптимально организовать учебную деятельность ребенка в зависимости от его темперамента. Проверьте себя по тексту, данному ниже.

В начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе. Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего. Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при подготовке к уроку?"; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко. Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки. При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности. У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу. Учащиеся при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей. Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе. Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе. Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе. Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого-либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса. Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам. Активизации памяти и мышления, учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса. Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание. По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы. Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(Коррекционная педагогика.- 2007.- № 2 (20))

 

Учебная мотивация ребенка оценивается посредством анализа его ответов на вопросы, приведенные ниже.

 

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром, когда ты просыпаешься ты всегда с радостью идешь в школу?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяют какие либо уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был не такой строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Оценка ответов ребенка.

Каждый ответ оценивается от 0 до 3 баллов: отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный (типа «не знаю») – 1 балл, положительный – 3 балла. Затем подсчитывается суммарный балл ответов на все 10 вопросов, на основании чего можно определить уровень сформированности школьной мотивации:

· высокий уровень – 30 – 25 баллов;

· средний уровень – 24 – 15 баллов;

· низкий уровень – от 14 баллов и ниже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.