КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Алгоритмизация обучения Вопросам алгоритмизации обучения посвятил свои исследования Л.Н. Ланда. В работе «Алгоритмизация обучения», 1966г. он раскрыл сущность алгоритмизации. Породили алгоритмизацию обучения пошаговые программы. Составление учебных алгоритмов позволяет дозированный учебный материал в порциях усваиваивать легче. Алгоритмизация в дидактике – это предписание, определяющее последовательность умственных и (или) практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы. Приведем примеры использования алгоритмов в обучении. Чтобы найти наибольший общий делитель двух натуральных чисел х и у, надо: 1. Разложить оба числа на простые множители (х=Пх: Пу). 2. Найти наименьший множитель первого числа (min (х)). 3. Проверить, существует ли хотя бы один множитель в разложении второго числа, равный наименьшему множителю первого числа (существует ли у= min (х)). Если нет, то переходить к указанию 4. если да, то переходить к указанию 5. 4. Вычеркнуть наименьший множитель из разложения первого числа и переходить к указанию 7. 5. Выписать множитель из разложения второго числа, равный наименьшему множителю первого числа (выписать у= min (х)). 6. Вычеркнуть этот множитель из обоих разложений. 7. Проверить, остался ли в разложении первого числа хотя бы один невычеркнутый множитель. Если нет, то переходить к указанию 8. Если да, то переходить к указанию 2. 8. Перемножить все выписанные множители и закончить работу по алгоритму.
Чтобы разобрать предложение по членам, надо: 1. Прочитать предложение (Например, белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Ю. Лермонтов)). 2. Задайте вопрос: «Кто? Что? Это подлежащее (парус). 3. От подлежащего «парус» задайте вопрос: «Что делает?» Это сказуемое (белеет). 4. От подлежащего «парус» задайте вопрос: «Какой?» Это определение (одинокий). 5. От сказуемого «белеет» задайте вопрос: «Где?» Это обстоятельство (в тумане). 6. От обстоятельства «в тумане» задайте вопрос: «В каком?» Это определение (голубом). 7. От обстоятельства «в тумане» задайте вопрос «Чего» Это дополнение (моря), 8. Если вы правильно поставили вопросы и нашли нужные слова, то предложение разобрано по членам верно и можно приступать к разбору следующего по такой же схеме.
Теория поэтапного формирования умственных действий – концепция, представляющая собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основе определенного плана и программы их поэтапного развития. Исходные положения: всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризованное внешнее, сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский); психика (познание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим – образом, мыслью, планом (С.Л. Рубинштейн); психическая, внутренняя деятельность имеет такую же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); психическое развитие имеет социальную природу; деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы – действие. Задачи обучения: · Описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию. · Создать условия для формирования этих свойств. · Разработать систему ориентиров, необходимых и доступных для управления правильностью формирования действия и избежания ошибок. Гальперин П.Я. разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». Ориентировочная основа действия (ООД) – это та система условий, на которую опирается человек при выполнении действия. Ориентировочная часть действия направлена на правильное и рациональное построение исполнительной части, на выбор одного из возможных исполнений. Эффективность ориентировочной основы зависит: от степени общности входящих в нее знаний (ориентиров); от полноты отражения в них условий, объективно определяющих успешность действия; от способа получения обучаемым ориентировочной основы. Классификация ООД · С точки зрения полноты (достаточности) ООД может быть полной, неполной, избыточной. · По общности ООД может быть представлена в частном виде и поэтому пригодна для единичного, конкретного случая, но может быть представлена в общем виде, отражающем сущность целого класса частных случаев, и, следовательно, пригодна для ориентировки в каждом из них. · По способу получения могут быть следующие случаи: ООД дается обучаемому в готовом виде; составляется им самостоятельно. Самостоятельное составление ООД может происходить двумя разными путями: путем «проб и ошибок» в самом процессе выполнения действия или путем сознательного применения общего приема (метода). Типы ООД. Различия в общности, полноте, способе получения ООД служат основанием для выделения разных ее типов. · Первый тип характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самом субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ориентировочной идет очень медленно, с большим количеством ошибок. Сформированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения. · Второй тип ООД характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту, во-первых, готовыми, во-вторых, в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при такой ориентировочной основе идет быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво, чем при первом типе ориентировки. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения (всем известны прописи для первоклассников. Они предваряют обучение русскому языку. Прописи — 2 тип ориентировки. Они помогают детям выявить действия с помощью ориентиров т усваивать правильное написание букв). · Третий тип ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. Действие представляет собой целостную систему взаимосвязанных элементов. В ходе выполнения действия эти элементы обеспечивают три основные функции: ориентировочную; исполнительную; контрольно-корректировочную. Первичные свойства учебного действия составляют группу основных свойств: форма, общность, сокращенность, освоенность, самостоятельность. Это независимые характеристики действий, ни одна из них не является следствием других. Они независимы в том смысле, что сформированность одной из характеристик не приводит к сформированности других. Вторичные свойства всегда являются следствием одного или нескольких первичных: прочность, осознанность, разумность. Особенность этих свойств состоит в том, что их нельзя сформировать непосредственно: путь к ним лежит через первичные характеристики. Главное изменение действия связано с его формой. Усвоение знаний и включающих их действий идет успешней, когда исходная форма является материализованной. Порядок перехода таков: От материальной (материализованной) к перцептивной, от нее к внешне речевой, затем через форму внешней речи про себя – к умственной. Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения 6 этапов, два – предварительные, 4 – основные: 1 этап – мотивационный; 2 этап – ориентировочный; 3 этап – материальный; 4 этап – внешнеречевой; 5 этап – беззвучной устной речи; 6 этап – умственного или внутриречевого действия. Мера обобщенности – это как бы отношение субъективно возможных границ применения действия к объективно возможным. Обобщение идет не по любым общим свойствам предметов, а лишь по тем из них, которые вошли в состав ООД, направленных на анализ этих предметов. Обычно процесс сокращения происходит постепенно. Он неразрывно связан автоматизацией действия: ряд операций постепенно уходит из поля осознавания, остается лишь контроль сознания за автоматизированным их выполнением. Мера разделенности (самостоятельности) действия – в начале ученик нуждается в помощи учителя, который разделяет с ним выполнение действия, берет на себя некоторые операции. Постепенно эта помощь ослабевает: ученик приобретает все большую степень самостоятельности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |