Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагог как субъект педагогической деятельности




Занятие 7

Основные понятия: педагогические способности, психологическое представление субъектных характеристик, мотивационная сфера субъектов образовательной деятельности, стили общения, стили деятельности, соответствие человека педагогической профессии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Как вы понимаете соответствие человека педагогической профессии?

2. Охарактеризуйте общие педагогические способности в структуре личности учителя.

3. Стили руководства педагогической деятельностью. Обоснуйте оптимальность каждого из выше перечисленных стилей педагогического руководства.

4. Как тот или иной стиль педагогического руководства влияет на характер межличностных отношений в детском коллективе?

Основная литература

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

2. Крупник Е.П., Подымов Н.А. Психологическая устойчивость учителя…Мир психологии, 1999, №2, С.175-178.

3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

4. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пообие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –192с.

5. Рубинштейн М.М. Проблемы учителя.

6. Секреты умелого руководства. /Сост. И.В. Липсиц. – М., 1998.

Дополнительная литература:

1. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 1994, № 6.

2. Чарный Б.М. Учитесь властвовать собой. Пермь, 1984.

 

Методические рекомендации В субъектной характеристике педагога соединяются аксиологическая, когнитивная, знаниевая, плоскости. Ведь педагог традиционно в нашей культуре понимается как носитель особого рода ценностей.

В данной теме важно подойти к мысли, что педагогическое общение можно представить как взаимодействие педагога и воспитанников с целью обмена информацией и оказания воспитательного влияния на воспитуемых. Это – целенаправленный творческий процесс, в ходе которого создаются условия для решения задач воспитания, образования и развития учащихся. Следует учитывать обоюдно «вынужденный» характер педагогического общения и для учителя и для ученика, обусловленный характером учебного материала. Педагог и ученик не выбирают друг друга. У педагога и воспитанников различны и миссии в общении. В зависимости от этого оптимален учет положительных и негативных моментов того или иного стиля педагогического общения. Именно поэтому общение несет профессионально значимую нагрузку.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ

(по И.М. Юсупову)

Эмпатия (сопереживание) — умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально важное качество педагога.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элемен­арного, но вместе с тем и наитруднейшего — с формирования способ­ности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях…глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».

Инструкция: отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывай­те своим ответам следующие числа: если ответили "не знаю" — 0, ответу ''нет, никогда" припишите 1, "иногда" — 2, "часто" — 3, "почти всегда" – 4 и ответу "да, всегда" — 5. Отвечать нужно на все пункты:

1. Мне больше нравятся книга о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки боль­ного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте сте­пень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы "не знаю" на некоторые из утверждений под номерами: 3,9, 11,13,28,36, а также, не пометили ли пункты 11,13,15, 27 ответами "да, всегда?" Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результа­там тестирования можно доверять, если но всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты:2,5,8,9,10,12,13,15,16, 19, 21,22,24,25,26,27,29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если Вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии "тяжелых" людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в «расстроенных чувствах», нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится "читать" их лица и "заглядывать" в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас "толстокожим", но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечат­лениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

 

Материалы для самостоятельной работы студентов

Задание. Простота и открытость в педагогическом общении являются необходимыми психологическими свойствами личности. Развитию эмпатии способствуют следующие упражнения.

1. Поразмышляете, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?» и «Что я в данный момент хочу?» (Развивается способность самоанализа).

2. Подумайте, почему по одному и тому же поводу вы действуете в одном случае так, а в другом – иначе. Знаете ли вы причины своих действий? (Развивается умение понимать причины действий других).

3. Назовите про себя имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина. (Развивается способность анализа по аналогии).

4. Вспомните, когда ваш собеседник отстаивал абсурдную точку зрения. Почему он это делал? (Развивается способность мыслить альтернативами.)

5. Были ли случаи, когда вы, слушая собеседника, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему он поступал именно так? (Развивается психологическая наблюдательность, способность понять «скрытый» смысл.)

6. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей. Учитесь не только пассивно слушать, но и слышать собеседника. Перед тем, как высказать просьбу, подумайте, могут ли вам отказать. Выключайте периодически звук, когда смотрите телевизор. Постарайтесь понять, что происходит на экране.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.