Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История философии




сама должна быть

философией.

 

К.Ясперс (1883 – 1969)

 

Метафилософский уровень познания истории философии предполагает концентрацию внимания на основополагающих принципах и законах становления, функционирования и тенденциях развития историко-философского процесса. Весь пафос темы "философия истории философии" сводится к осознанию того факта, что история философии как наука (теория) сама является философией.

Термин "история философии" имеет, по меньшей мере, три смысла:

1. История философии как объективный процесс исторического движения философской мысли. Это реальный процесс философствования в истории отдельных цивилизаций, народов или человечества. Историко-философский процесс выступает предметом познания[102] истории философии как историографии.

2. История философии как историография философии является описанием и объяснением реального историко-философского процесса. Историография – это эмпирическая, по преимуществу, наука о законах-тенденциях[103] становления, функционирования и развития индивидуальных философий, философских школ, течений, направлений.

3. История философии как философская теория – философия истории философии – самосознание философией себя и своей истории. Это означает:

1) философия истории философии – это не просто историография, не просто установление эмпирических закономерностей историко-философского процесса и его социальной детерминации. Это поиск и формирование единой системы принципов и законов исторического развития философии, это создание учения об объективной логике историко-философского познания и о тенденциях собственно философского познания;

2) философия истории философии – это учение о формах и методах историко-философского познания об универсальной методологии – единой системе методологических принципов и законов;

3) философия истории философии – это единая концептуальная система метафилософских знаний о диалектическом единстве, целостности и теоретической определенности философии и ее истории. История философии, по существу, может быть реализована как наука лишь в рамках той или иной концептуально определенной философской теории (постпозитивистской, экзистенциальной, диалектико-материалистической и т.п.)[104]. История философии как философская теория всегда оказывается встроенной в единую концептуальную систему конкретной философии, включающей принцип историзма как один из фундаментальных в системе общефилософских предпосылок. Следует отметить, что принцип историзма фактически используется даже теми, кто открыто выступает против его методологической значимости. Об этом ниже;

4) философия истории философии явно или неявно участвуют в историографическом процессе. "Чистой" (философско-теоретически неосмысленной) историографии не существует. Любые историографические философские исследования (эпохальные, национальные, проблемные, личностные, методологические и др.) опираются на концептуальные предпосылки той или иной философии истории философии. Последняя, поэтому является не чем иным как сущностной составляющей (т.е. метафилософией) единой теории историографии философии. Современные концепции историографии философии являются результатом длительного исторического развития многообразия самой философии и концептуальных осмыслений ее истории. Единственным реальным объективным полем историографических философских исследований является мировая история философии.

 

§ 1. Историография философии в историко-философской

ретроспективе

 

Историография философии Древнего мира

 

Специфика историографии философии всех цивилизаций Древнего мира определяется непосредственной связью философского и историко-философского процесса с материальным и духовным миром эпохи, с его целостностью и единством, с универсальным синкретизмом философского, обыденного, научного и ненаучного знания. Именно этот всеохватывающий синкретизм (слитность, нерасчлененность) знаний, основанный на принципах универсальной взаимосвязи и историчности бытия делает первых философов по преимуществу стихийными диалектиками.

Уже первые философы использовали историко-философские источники (мифы, религиозные и начально-философские исследования) для аргументации своих взглядов и критики чужих, в том числе исторически преодоленных. Разумеется, в силу фрагментарности сохранившихся первофилософских источников можно крайне мало сказать об историографических воззрениях философов Древнего мира. Пожалуй, наибольшее историографическое значение несут в себе труды классиков античной философии Платона и Аристотеля.

Значительная часть философских работ Платона связана с анализом философии предшественников и современников. Платон является зачинателем историографического анализа многих сторон предшествующей философии: 1) полемической линии истории философии, выявляющей суть собственной философии через критику исторически предшествующей; 2) утверждение приоритета собственной философии через ссылки на авторитет исторических источников; 3) формирование доксографического[105] материала истории философии, в котором и определяется место собственной философии. Аристотелевская историографическая мысль пронизывает большинство его философских трудов. У Аристотеля история философия обретает статус необходимой составной части философии, без которой изложение собственной концепции немыслимо. Историографический анализ Платоном и Аристотелем трудов предшественников и современников явно решал следующие задачи:

1) доксографическая: изложение философских взглядов предшественников по конкретным проблемам и концептуальным предпосылкам;

2) поиск и установка исторической связи философской мысли, ее исторической преемственности, непрерывности в развитии;

3) определение собственной концептуальности, отличающейся от исторически преодоленных философских заблуждений школ и течений прошлого. Такое определение собственной концепции по отношению к истории философии выделяет ее из современных как единственно истинную;

4) история философии как пропедевтика (предваряющая, вводная часть философского обучения) решает задачу введения в теорию философии;

5) уже у классиков античной философии перед историей философии ставится задача классификации философских школ, течений, направлений по различным основаниям и их рациональное обоснование.

Историографические традиции Платона и Аристотеля продолжены и развиты античными мыслителями. Так продолжатели идей первых греческих атомистов материалисты Эпикур (341 – 270 до н.э.) и Лукреций (Тит Лукреций Кар, примерно 99 – 55 до н.э.) выделяют в истории философии материализм как единственно истинную концептуальность в объяснении бытия и познания. В истории философии материалистическая версия философской теории признается предпочтительной. Концептуальный характер историко-философских исследований стал традицией, сохранившей значимость до наших дней.

В поздней Античности яркой фигурой в области историографии философии с позиций скептицизма является Секст-Эмпирик (примерно 200 – 250). Его работы "Пирроновы положения" и "Против ученых" являют собой пример концептуальности историографического подхода к философии. История философии Секст-Эмирика однозначно ставит цель представить скептицизм как устойчивую философскую концепцию, противостоящую всем другим школам и направлениям как истинная ложным.

Наряду с явно концептуальными историографическими исследованиями появляются такие, которые ставят цели исключительно или по преимуществу доксографического плана. Первым доксографом Античной истории философии называют Теофраста (примерно 370 – 285 до н.э.), друга, соратника и преемника Аристотеля, после смерти которого (322 до н.э.) выполнял обязанности схоларха Ликея. Концептуально Теофраст характеризуется как философ, по мнению Цицерона (106 – 43 до н.э.), "трактующий темы, которые до него трактовал Аристотель", полностью разделяя его философскую линию. Досографические труды Теофраста и других, более поздних историографов философии и поныне являются порой единственным источником знаний философии досократического периода античности.

Историография философии античности была бы неполной (в плане понимания исторической связи развития философии и истории античного общества), если не упомянуть имена Геродота (484 – 396 до н.э.) – "отца истории" как его называл Цицерон, оставившего после себя 9-томное "Изложение событий", Фукидида (460 – 396 до н.э.) – автора 8-томной "Истории пелопонесской войны", Плутарха (примерно 45 – 127) – автора известного труда "Параллельные жизнеописания" и Тацита (примерно 55 – 120) – последнего великого римского историка, автора "Истории" и "Анналов", дошедших до нас лишь частично. Первые античные историки наметили основные принципы и методы исторического исследования. С другой стороны, историографы философии получили уникальную возможность вписать историю философии в историю общества и связать ее развитие с материальной и духовной жизнью людей. Историография философии, особенно ее метафилософская составляющая, была бы в принципе невозможна без исторических исследований и их философского осмысления.

Античная историографическая традиция, как уже отмечалось ранее, неразрывно связана в основных чертах с древневосточной историографией. Общей тенденцией историографии философии Древнего мира являются следующие:

1) концептуальность – теоретическое единство историографии философии, истории философии и философии. Это целостная система знаний, имеющая общие исходные принципы и единую методологию на которых строится целостное философское учение, школа, направление. История философии здесь рассматривается как непрерывный поиск философской истины, затерянной в многообразии школ, течений и направлений;

2) обозначились несколько подходов к историко-философскому познанию: доксографический, проблемный, истористский. История философии представляется преимущественно либо как история философских идей исторически значимых персон философов, либо как история постановки и решения одних и тех же философских проблем, либо как история развития философских знаний в зависимости от уровня развития человеческого сознания вообще;

3) наметилось ясное понимание диалектического понимания истории философии, истории культуры и истории общества в рамках единой концептуальной системы.

 

Средневековая парадигма историографии философии

 

Средневековая историография формируется на тотальной критике античного философского наследия и его историко-философских идей. Теоцентризм средневековой философии выстраивает теологическую версию ее историографии. История философии отцов церкви подчинена приоритету веры над разумом:

1) апологетическое противопоставление веры истинам разума (философии). Речь идет о принципиальной непознаваемости философией истин веры, представленных в божественных откровениях библии (первая попытка абсолютного подчинения философии теологической ученостью. К.С.Тертуллиан (примерно 160 – 230));

2) неоплатоническое понимание философии как служанки богословия. "Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин Аврелий (354 – 430)).

Вся патристическая и схоластическая историография философии Средневековья подчинена целям богословской философии и ее версии исторического процесса. Наиболее значительными историографическими исследованиями средневековой философии являются труды арабоязычных философов (Аль-Фараби (870 – 950), Ибн-Рушд (1126 – 198), Ибн-Сина (980 – 1037). Арабский историк философии Моххамед аль Шахрастани (ХII в.) в работе "Религиозные секты и философские школы исследовал историко-философскую линию мировой философии, включив в нее вклад эллинов, римлян, евреев, индусов, персов, арабов. Признавая известную взаимосвязь религии и философии Шахрастани различает их по существу и разграничивает. Исследователи отмечают известный историцизм во взглядах арабского историографа философии.

Средневековая Европа дала миру первую печатную (на латинском языке) книгу по истории философии "О жизни и правах древних философов и поэтов" Уолтера Беркли (1275 – 1357). Книга явно светского характера содержит большой фактический материал об античных философах и поэтах.

 

Ренессансная историография философии

 

Эпоха Ренессанса (Возрождения) (XIV – XVII вв.) – период наибольшей интенсификации духовного развития общественной жизни Европы возродила серьезный интерес к дохристианской философии и ее истории. Появилась потребность в изучении подлинных трудов Платона и Аристотеля, очищенных от комментаторских наслоений христианской философии. Видным историком философии Платона и Аристотеля является Марсилио Фичино (1433 – 1499), основной труд которого "Платоновская теология о бессмертии души" стал результатом переводческой деятельности трудов Платона и неоплатоников – Плотина, Порфирия, Прокла – на латинский язык. Заслугой Пьетро Помпонацци (1462 – 1525) является попытка аутентичного (подлинного) прочтения трудов Аристотеля, освобожденного от христианской теологии.

Историко-философский анализ в ренессансную эпоху, по существу, осуществлялся по магистральным направлениям: возрождение гуманизма Платона и Аристотеля, исследование натурфилософских идей античности (преодоление аристотелевской интерпретации физики), возвращение к идеям социальной инженерии, характерной философии Платона. Хозяйственный, социально-политический, общекультурный и собственно историографический философский интерес в эпоху Ренессанса, как никогда, представлял собой единое взаимосвязанное целое, которое в Новое время позволило создать новую классическую парадигму в естествознании и четко альтернативную материалистическо-идеалистическую вариативность в философии.

 

Историография философии Нового времени

 

Нововременная историография философии характеризуется появлением профессиональных историков философии и поистине революционными изменениями во взглядах на историко-философскую науку. Историография философии обретает концептуальную определенность по линии основных направлений (материализма и идеализма), выделяется и противопоставляется современная и схоластическая философия, где первая отличается от второй естественной научной обоснованностью. Метафизические концепции в истории философии обретают философски значимый смысл при условиях:

1) научной, опытной определенности;

2) логической непогрешимости;

3) рациональной обоснованности.

В философских трудах Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626) "Новый органон", "О мудрости древних", "Великое восстановление наук", "Новая Атлантида" историограф философии найдет идеи научной методологии и элементы принципа историзма в научном и философском познании: "не все возникает во всякое время", "истина – дочь времени". Идеи историзма в историографии философии особенно настойчиво пробивают себе дорогу в последней четверти XVIII века. В трудах И.А.Эберхарда "Всеобщая история философии в академических лекциях" (1788), У.Теннемана "История философии" (кн. 1 – 11, 1798 – 1819), И.Ф.Буле "Учебник истории философии…" (1796) история философии становится процессом закономерного развития самой философии как науки.

Немецкая историография философии XIX века

 

На рубеже XVIII – XIX вв. историография философии обретает истористскую парадигму. Гердер, Кант, Фихте, Шеллинг все настойчивее утверждают идею историзма в историко-философском познании. Наиболее основательное концептуальное оформление принцип историзма получил в работах Ф.В.И.Шеллинга (1775 – 1854), в частности в лекциях "К истории новой философии". Историко-философский процесс, по Шеллингу, это становление философского духа, тождественного необходимой истории бытия. Точка зрения, согласно которой весь процесс истории философии необходимо направлен на приуготовления философской концепции ее творца, Шеллинга, не являлась единичной. Она характерна историографической позиции Гегеля.

Историографическая концепция Г.В.Ф.Гегеля (1770 – 1831) разработана в основном в его трудах "Лекции по истории философии", "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук" и концептуально отмечена духом диалектических идей объективного идеализма. Гегелевская историография философии представляет собой необходимый элемент его философской системы. "Более развитая философия позднейшего времени есть, по существу своему, результат предшествующих трудов мыслящего духа… Она требовалась и была вызвана этими предшествующими точками зрения, а не выросла из почвы изолированно сама по себе"[106]. Гегель уже ясно осознавал внутреннюю противоречивость историко-философского процесса[107] как источника самодвижения и развития самого философского знания. Истина отражает вечное в преходящем, устойчивость в изменчивости, историческое в настоящем, индивидуальное в социальном, единичное в общем и тому подобные диалектические противоречия как естественные в историко-философском познании. Отметим лишь существенные моменты диалектической концепции историографии философии Гегеля:

1) "…История философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательно поступательное движение…"[108]. Все философские школы, течения и направления связаны между собой в пространстве и во времени внутренней необходимостью. Субстанцией такой внутренне необходимой связи у Гегеля является "абсолютная идея", тождественная бытию;

2) историческое движение философии духа как внутренне необходимое и последовательное подчиняется логической закономерности. "…Последовательность систем философии в истории та же самая, что и последовательность в выведении логических определений идей"[109]. Историко-философский процесс подчиняется логике мышления в силу объективно-идеалистического принципа гегелевской философии – принципа тождества бытия и мышления;

3) возникновение, функционирование и судьба философских систем отмечена непрерывным изменением, но не их исчезновением. Все философские системы сохраняются в истории как моменты истины, но не вся истина. История философии имеет дело объективно не с тем, что миновало и отмерло, а с тем, что непреходяще и вечно – с истиной. История философии суть прогрессирующее развитие многообразия философий к истинной;

4) любая философская система в истории суть лишь особое проявление универсального духа и поэтому преходяща и неполна. Она принадлежит (как возможность и необходимость) своему времени;

5) история философии является отражением последовательной и необходимой исторической связи философских систем эпохи с материально-экономической, социально-политической, культурной историей и эпохальным духом народа;

6) принцип историзма у Гегеля выступает фундаментальным законом бытия и познания, следовательно, их отдельных сторон. Индивидуальность и уникальность личностного философского творчества в истории для диалектика Гегеля не является препятствием для признания истории философии наукой. Историография философии Гегеля обретает черты философской теории – философии истории философии.

Объективный идеализм историографии философии Гегеля стал предметом материалистической критики Л.Фейербаха (1804 – 1872) в "Истории новой философии от Бэкона до Спинозы" и родоначальниками диалектического материализма К.Марксом (1818 – 883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895) в "Немецкой идеологии", "Святом семействе", в работе Маркса "Нищета философии", в "Критике политической экономии", в работах Энгельса "Анти-Дюринг", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" и др. В основе диалектико-материалистической историографии философии лежат принципы материализма и историзма.

Принцип материализма в социально-историческом и философско-историографическом исследовании представляет основополагающий закон определяющей роли общественного бытия относительно общественного сознания ("не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"[110]. Большинство современных философов склонны все же учитывать в историографических исследованиях определенные духовные и культурные факторы, исключая при этом реальное бытие людей, как условие, далекое от непосредственного влияния на историко-философский процесс. Идеализм в современной историографии философии является почти что нормой.

Не менее спорным в историографии философии (XIX – XX вв.) является принцип историзма, который в материалистической историографии философии формулируется как основополагающий закон познания, устанавливающий требование рассматривать философские концепции, течения и направления в историческом становлении, развитии и универсальной взаимосвязи с порождающими их условиями. Принцип историзма предполагает необходимость, необратимость, преемственность и направленность изменения в форме тенденций (вероятностных законов). Принцип историзма не утверждает абсолютно необходимых законов, какими являются, например, динамические законы в физике. Поэтому предсказание исторических событий будущего, где рядом соседствуют необходимость и случайность, всегда вероятностно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.